ЖЖ снова бьётся в истерике, гонит в топ информацию о стуках на СШГЭС. Информация эта - такая очевидная “утка”, что аж противно. Чтобы малость остудить горячие головы, выкладываю старую заметку, рассказывающую о том, как изготавливать такие “утки”.
Заметку выкладываю без изменений, но с дополнением.
Поехали.
ЖЖ опять всколыхнуло. Теперь – кошмарной историей про то, как смелая девушка спасла другую девушку в автокатастрофе, повезла её в больницу, а жестокие врачи отказались принимать. А недавно ЖЖ трещал по швам из-за убийства скинхэдами в Иркутске девочки, носившей красные шнурки. А ещё раньше – по поводу собаки, заморенной голодом ради высокого искусства.
Все эти (и многие другие) истории объединяет одно – всё это выдумки, господа. Всё это – информационный терроризм.
В связи с этими событиями я расскажу, как готовить такие сообщения, такие «информационные бомбы». Для живости изложения решил описать это как монолог преподавателя на лекции.
Поехали.
«Доброе утро, господа курсатны. Поздравляю с началом курса «Прикладной информационный терроризм». Моего имени вам знать не обязательно. Называйте меня просто – господин преподаватель. Ваши имена мне тоже не интересны, я буду называть вас по номерам. Надеюсь, всем понятно почему?
Ну, раз всем понятно, начнём. Темой нашего первого занятия будет создание информационной бомбы – такого сообщения, которое вызовет резонанс и будет передаваться от человека к человеку.
Приступим. Для того чтобы информационная бомба получилась действительно качественной, в ней должны быть следующие компоненты:
а) Утрирование уже зафиксированного стереотипа;
б) перевод его из вербальной в визуальную или событийную формы;
в) усиление предлагаемого сообщения признаками достоверности.Теперь, для наглядности, приведём обобщающий пример, взятый из вполне реальной практики. В качестве борьбы с одним из кандидатов в депутаты был пущен слух, что – внимание! – его обворовали и вынесли с дачи вещей на сто тысяч долларов. Проверим его по данным трём параметрам:
а) у населения зафиксирован чёткий стереотип о коррумпированности сегодняшней власти на любом уровне, что в полнее подтверждаем рассказ о несметных богатствах,
б) разговоры о коррупции представлены хоть в реальном, но всё равно косвенном виде, дающим возможность потребителю информации самому подтвердить свою оценку этого события, построенного от противного – «украли»,
в) усиливает достоверность детализация «украли на сто тысяч долларов с дачи» как один из приёмов эффективного воздействия».Так же важно учитывать, что тема и-бомбы должна эмоционально задевать слушателя/читателя. К примеру, если у вашего слушателя на даче вещей на полтора миллиона долларов, то информация о разорении дачи какого-то чиновника на сто тысяч его не затронет. А вот если ваш слушатель/читатель – работяга с завода, эта информация его затронет.
Понятно?
Теперь давайте вспомним историю с иркутской девочкой. Разберём её согласно нашей схеме.
а) Использован зафиксированный в головах у людей стереотип: «скинхеды – это тупые идиоты, бьющие всех подряд»;
б) стереотип переведён в событийную форму – совершено убийство по нелепому поводу;
в) добавлена достоверность – есть имя девочки (Ольга Рукосыла), фотография, город.
Наконец, эмоции зашкаливают – «убита» совсем молодая девушка.И выстрелило. Да так, что вышло за пределы интернета. Ничего не скажешь – профессионально сработали. Учитесь, господа курсанты!
Теперь практическое задание. Придумайте и-бомбу прямо сейчас. Даю минуту.
Номер Три! Что у вас получилось?
Так, так… Вы стали свидетелем ситуации, когда машина с мигалками и правительственными номерами протаранила толпу людей на остановке и тут же уехала? Неплохо, неплохо. Чего не хватает в этой истории, господа курсанты, чтобы она стала настоящей и-бомбой?
Да, верно. Здесь отлично использован стереотип о вседозволенности и скотстве чиновников. Это во-первых. Во-вторых, есть событийная форма – авария.
Однако нет достоверности. Чтобы её добавить, нужно, например, указать количество пострадавших. Можно добавить пропуск московской мэрии на лобовом стекле машины и место, где это случилось – вот вам будет и третья слагаемая. Ну а количество смертей уже делает ситуацию эмоциональной. Тем более что любой может оказаться в такой ситуации.
Всё, на сегодня лекция окончена. Домашнее задание – изготовить две информационные бомбы. Завтра проверю.
На следующей лекции мы узнаем, где и как размещать информационные бомбы.
До завтра, господа курсанты.
Теперь перейдём к стукам. Сначала текст:
К нам обратились родственники пострадавших при аварии на СШ ГЭС. Они просят спасти своих близких.
На затопленном машинном зале СШ ГЭС слышны стуки людей. Они находятся в так называемых «воздушных карманах» - пустотах, куда не проникла вода. Люди находятся на глубине 4 метра Точная отметка – 321 метр. Водолазы, работающие в затопленном машинном зале не могут добраться до умирающих людей. В затопленном зале ничего не видно из-за технического масла и обломков. Откачать воду из помещения нереально. Нижний затвор, отсекающий нижний бъеф завален обломками и открыть его невозможно. И качать воду из машзала в Енисей, в буквальном смысле качать воду из реки туда-сюда. Если не принять меры, люди погибнут!!!
Есть один способ спасти людей (его на условиях анонимности предложили специалисты СШ ГЭС). Закрыть водосброс СШ ГЭС и полностью открыть затворы на Майнской ГЭС (поблизости). Уровень воды в машинном зале понизится на спасительные 4 метра – вода сама покинет помещение.
И только в этом случае людей можно будет спасти.
Обращение ко всем френдам и не френдам. Сторонникам и оппонентам – ПЕРЕПОСТИТЕ у себя этот текст. Нужно максимальное освещение этой ситуации в Сети и по возможности вывести в ТОПы. У близких тех, кто погибает в машбюро не удастся достучаться до высоких начальников в Хакасии. Они заинтересованы в сокрытии этой информации. Руководство ГЭС не заинтересовано в лишних расходах и никто кроме нас с Вами не сможет попытаться им помочь. Крайне необходимо, чтобы информация была прочитана не только в РусГидро, но в Кремле и правительстве.
Некоторые СМИ уже пришли к нам на помощь (Би-би-си), но этого не достаточно. Давайте сделаем все ради спасения людей. Умоляем.
Сравним параметы изготовления и-бомбы с текстом
а) Использован зафиксированный в головах у людей стереотип. Да, и не один, а минимум три: «им плевать на нас», «власти всё скрывают», и «они делают деньги на наших жизнях».
б) Стереотип переведён в событийную форму. Разумеется. Но надо учитывать, что авария событийной формой не является, поскольку случилась до появления и-бомбы. А вот «воздушные карманы», стуки и люди в этих карманах – это именно событийная форма.
в) Добавлена достоверность. Ещё какая… «Люди находятся на глубине 4 метра. Точная отметка – 321 метр. (…) В затопленном зале ничего не видно из-за технического масла и обломков. (…) Нижний затвор, отсекающий нижний бъеф завален обломками и открыть его невозможно». Всё строго по науке.
Наконец, с эмоциями – тоже полный порядок. Восклицательные знаки, «люди погибнут», «умоляем».
Что видим? Грамотные умельцы сделали неплохую и-бомбу, а люди в ЖЖ, распространившие запись с этой и-бомбой, на неё повелись. Им, попавшимся на разводку, мне сказать нечего - потому что явно же из добрых побуждений попались. Надеюсь, это послужит уроком и научит не верить слепо всему, что распространяют через ЖЖ.
А вот подлецам, смеющим пиариться на крови людей, сообщаю - Бог вам судья.
ЗЫ. За тех же, кто, может быть ещё жив на СШГЭС, остаётся только молится - чтобы спасатели нашли и помогли.