[233x151]
В соответствии с диапазоном голосов оперные певцы делятся обычно на шесть типов. Три типа женских голосов, от высоких к низким – сопрано, меццо-сопрано, контральто (последнее в наши дни встречается редко); три мужских – тенор, баритон, бас. Внутри каждого типа может быть несколько подвидов в зависимости от качества голоса и стиля пения. Итак, нас интересуют женские голоса, а точнее разновидности сопрано.
Колоратурное сопрано - самый высокий и подвижный женский голос. Он называется так потому, что легко исполняет колоратуры, то есть виртуозные пассажи, быстрые гаммы, трели и другие украшения. Этот тип голоса отличается лёгкостью и свободой звучания в верхнем регистре (2-ая октава и выше). Для колоратурного сопрано написано очень много разных оперных партий (Царица ночи в "Волшебной флейте", Кукла в "Сказках Гоффмана", Снегурочка в "Снегурочке"). Иногда большим количеством колоратурных украшений композитор хочет приблизить звучание голоса к тембру инструмента, подчеркнуть его холодный блеск.
Лирическому сопрано свойственны мягкость тембра, гибкость и большая выразительность в кантилене (от лат. cantilena, способность певческого голоса к напевному исполнению мелодии). Это нежный, легкий голос, ярко звучащий на всем диапазоне. Для него написаны партии, в которых преобладают черты лиризма, душевной теплоты (Татьяна в "Евгении Онегине", Наташа в "Войне и мире", а также Виолетта в "Травиате", Иоланта в "Иоланте", Маргарита в "Фаусте").
Драматическое сопрано - сильный, объемный, ярко тембральный голос, который отличается силой звучания на всём диапазоне, плотным нижним регистром (малая октава и ниже). Это дает ему возможность петь всю партию на сильном эмоциональном накале. Композиторы наделяют таким голосом героинь с волевыми характерами, с большими чувствами и нередко драматической судьбой (Тоска в "Тоске", Абигаиль в "Набукко", Турандот в "Турандот").
Бывают и так называемые промежуточные голоса: лирико-колоратурное и лирико-драматическое сопрано. Певицы с такими голосами могут петь разные партии.