Дорогие друзья! Сегодня исполнилось 2 года с момента чудесного спасения 223 пассажиров экипажем А321 в составе Дамира Юсупова, Георгия Мурзина, Дмитрия Ивлицкого, Алии Слякаевой, Надежды Вершининой, Яны Ягодиной и Дмитрия Гончаренко. Случилось так, что мы с супругой были учатниками этой истории. До сих пор вокруг неё много споров и до сих пор нет официального заключения МАК. Вот моё видение тех событий.
Сразу скажу: весь экипаж отработал великолепно! Места наши с супругой я взял у 3 по левому борту запасного выхода (чтобы сидеть вдвоём) 25В и С. Ночью аэропорт не работает. наш рейс был первым (6.03). Потом я предположил, что система отпугивания птиц не была включена по халатности. А темную полосу - стаю, как оказалось, чаек над свалкой я видел с рассветом, но значения не придал. В это же время супруге в соц.сетях пришло сообщение: "овен. вас ожидает очень приятный сюрприз. Этот день и сюрприз вы запомните на всю жизнь". Гыыыыыы! совпало! Теперь разбор полёта: стартовали минуты на 4 позже расписания. Разбегались более половины полосы. Потом я посмотрел: разбег этой модели составляет 1900-2100 метров. По полосе длиной 5300 бежали больше половины, что меня насторожило и перевело из расслабленного состояния в возбуждённое. Я как будто настроился на волну пилота и чувствовал его действия. Помню всё посекундно. После отрыва от полосы на второй и третьей секундах были сильные удары по правому борту. Самолёт после этого еще продолжал секунд 5 набор высоты с прежним углом атаки, после чего звук двигателя, работающего на взлетном режиме стал стихать и это было страшно... Начался помпаж правого двигателя. Каждые 5 секунд слышался звук запуска, после чего следовал звук выхлопа с пламенем и гарью (потом, уже на земле, к месту подъехала барышня, которая нам рассказала, как из окна своего офиса наблюдала полёт с выхлопами). ЛЕВЫЙ ДВИГУН РАБОТАЛ ИСПРАВНО!!! он и тянул! Угол подъёма резко уменьшился, но подъем продолжался. Это продолжалось секунд 25, после чего в верхней точке подъёма задребезжало всё, что можно, как будто самолёт упёрся в стену. Было басовитое уханье, дребезг и звон маленьких колокольцев. Обычно в фильмах в это время выпадают кислородные маски. Этого не было. Пилоты перевели полёт в горизонталь, попытались отвернуть влево, но тут же отказались: высота была не более 400 метров и мы могли войти крылом в землю. После 5-8 секунд прямого полёта последовало энергичное снижение. Я ещё подумал, что падаем, но у земли пилот "выхватил" самолёт, убрал шасси, задрал нос, отключил двигатели и притёр хвостом к земле. Накануне прошёл просто тропический дождь и глина на поле размокла. Первое касание вызвало сильный подскок, который позволил перескочить через оросительный канальчик. Я успел про себя отметить, что светом не залило, а значит корпус не раскололся. Потом были ещё два скачка и скольжение с небольшим разворотом вправо, что позволило остановиться через 180 м. Пассажиров кидало знатно. Видел, как подбрасывало мою любимую справа от меня. Забавно, но я, будучи не пристёгнутым ремнём (штатный не смог охватить меня, а дополнительный бортпроводница не успела выдать), сидел как влитой в кресле, поскольку ближнее запасному выходу имеет несколько меньшие размеры. Девчата-бортпроводницы без промедления, едва только самолёт остановился, бросились отрывать двери. Мы стояли с продольным креном на правый борт и справа дверь пошла быстрее. Пассажиры очень быстро и без паники подготовились к выходу и по команде стали прыгать на надувшийся трап. Супруга быстро отстегнулась и рыбкой нырнула по правому трапу вниз. Я задержался: сначала выковыривал себя из кресла, а потом доставал улетевшую вперед сумку с нетбуком. За это время бортпроводница открыла дверь по левому борту и только собиралась привести в действие трап, как вдруг со стороны хвоста, расталкивая стоящих пассажиров, пригарцевали два молодых человека отважной наружности. Я тогда еще подумал, что один спрыгнет вниз и будет принимать людей, а другой – подавать… Про трап как-то забыл. НО! Парни ловко оттолкнули стюардессу, решительно прыгнули вниз и отважно скрылись в кукурузе! Через секунду трап запустили и первыми стали спускать деток. Получилось так, что я последним скатился и какое-то время барахтался, как жук, упавший на спину. Мне помогли выбраться и я пошёл за хвост самолёта. Левый двигатель был на месте. Правый сорвался с пилона, выглядел как раздавленный, довольно прилично дымил, но огня не было. Страшно представить было, что случилось бы при возгорании: в баках было 16 тонн керосина. Люди бродили по мокрой глине, окликали друг друга, искали хозяев потерянных телефонов и обуви… Вид у всех был шальной и счастливый! Одна тётушка сокрушалась, что её первый полёт так скоро и неожиданно закончился… Девчата-стюардессы стояли лицом к хвосту самолёта и преграждали путь редким желающим вернуться за вещами. Впечаталось: красавица Яночка Ягодина, слегка отвернувшись, смахивает слезу с левой щёчки…
Потом был короткий марш «правее на солнце вдоль рядов кукурузы» до дороги (кстати, еще пол-секунды полета – и самолет ударился бы в дорожную насыпь), звонки близким и знакомым от преполнения чувствами, оказание помощи скорой, аплодисменты вышедшему на дорогу экипажу… Потом всех привезли автобусами в зал вылета, раздали воду, предлагали еду, но все были озабочены туманностью дальнейших событий. Полиция посадила десяток дознавателей (потом добавили еще десяток) и опросили под протокол всех пассажиров. А когда появился руководитель Росавиации Нерадько все действия приобрели управляемый характер. Багаж предложили получить по месту отдыха или проживания после его извлечения из самолета. Ручную кладь – через 3-4 часа по окончании следственных мероприятий на борту. Желающим продолжить путешествие предоставили возможность привести себя в порядок и лететь вечером этого же дня. Процентов 80 предпочли получить деньги назад и вернуться домой или ехать поездом. А я с женой забастовал: по билету я лечу с багажом, поэтому прошу меня так и доставить. Готов ждать. Представитель авиакомпании пробовал «наехать» на меня, но Нерадько распорядился выполнить мои законные требования. К нам присоединилась супружеская пара с внуком и молодая барышня. Нас доставили в гостиницу, поселили, накормили (всё за счёт принимающей стороны), позволив снять стресс спец.жидкостью из «Пятёрочки». В 4 утра за нами пришёл микроавтобус и отвёз нас обратно в Жуковский. Там начальник розыска багажа (умничка-парень) вернул нам чемоданы и проводил на регистрацию. В 7 утра мы уже летели на море. В тот же день на сайте авиакомпании заполнил заявление и на другой день получили с женой по 100 тысяч рублей компенсации. Что забавно: нервный «отходняк» пришёл однажды внезапно только через два месяца. Что касается полетов, то с того раза мы уже совершили 8 полётов. На взлёте крепко держимся за руки…
1.
[700x700] 2.
[700x393] 3.
[525x700] 4.
[700x464]