
Laibach - единственная группа в мире, способная записать поп-альбом, состоящий из кавер-версий гимнов различных государств. Для этой словенской арт-формации, уже более 20 лет исследующей границы политкорректности в музыкальном искусстве, выворачивание известных песен наизнанку - не эпатаж, а метод: преломляя привычные музыкальные грани в неожиданном ракурсе, группа преследует свои собственные, далеко не метафизические цели. Таким образом даже альбомы Queen и Beatles превращаются в леденящие социально-политические мистерии, приоткрывающие окошечко в бездну. Певцы этой бездны, безумные, но последовательные в своем мировоззрении словенцы, живут в виртуальном государстве NSK (названном в честь направления «Новое Словенское Искусство»), не стесняются сравнений со своими последователями Rammstein («Да, - говорят они, - Rammstein - это детская, подростковая версия Laibach, а Laibach - Rammstein для взрослых» ), воспевают национализм и вещают в совершенно разных жанрах - от венка готических сонетов до сборника военных маршей в ритме диско. На этот раз маршей (как в прошлом альбоме WAT - «Война против терроризма») здесь нет.
Есть геополитическая тоска и вселенский ужас: Laibach грустно и красиво перепевают гимны различных стран - России, Германии, Англии, Америки, Израиля и даже Ватикана. Поют на английском («это колонизаторский язык, но только так большинство людей сможет понять мессидж, заключенный в гимнах» ), но с вкраплениями строчек на оригинальном языке (каждую страну представляет какой-нибудь специально приглашенный музыкант). Одна из самых красивых песен альбома - гимн России, к записи которого был привлечен хор детей российских дипломатов, живущих в Словении. Занимательное страноведение от Laibach впечатляет отчужденностью: не удивляйтесь, если ни один гимн не будет похож на то, что, скажем, звучит на Олимпиадах. Кстати, если подсунуть этот диск юному поклоннику Rammstein, для него это окажется всего лишь коллекцией отличных баллад - и мессидж тут вовсе ни при чем.