Эти звуки невозможно спутать ни с чем другим. Сейчас элементы даба, в той или иной мере, есть в каждой второй электронной композиции. Но однозначно рассказать об этом чрезвычайно трудно. Даб - это настроение, это тягучие басовые линии, красивое растекание звуков эха, расслабляющая музыка (далеко не всегда), обволакивающая и уносящая за собой. Это настроение позитивных электронных вибраций-ревербераций, которое придает музыке неповторимый ямайский шарм.
Даб (Dub) - музыкальный стиль, возникший на Ямайке в начале 1970-x годов. Первые даб-записи представляли собой регги-запись, без вокала. Теперь же они являются особо экспериментальной и психоделической разновидностью регги; даб теперь же стал отдельным самостоятельным явлением, прямо или косвенно повлияв на становление и развитие многих стилей музыки 1980-х и 1990-х годов, таких, например, как хаус, драм-энд-бэйс, трип-хоп.
По звучанию даб характеризуется прежде всего мощной плотной басовой линией, общим пространственным звучанием композиций и обилием глубокого эха на присутствующих звуках. Басовая линия — это основной фундамент даб-музыки, именно она задаёт ритм и выводится на главный план, в то время как перкуссия выполняет второстепенную роль. Поскольку даб происходит от регги, басовые линии в подавляющем большинстве случаев составляются по канонам, типичным для этого жанра. Общий темп в основном довольно медленный (70-100 bpm).
История
Обычно считается, что даб как уникальный стиль спонтанно возник из студийных экспериментов ямайского звукорежиссёра Кинга Табби, занимавшегося записью популярной на Ямайке музыки регги. Наряду с обычными регги-песнями Табби начал записывать особые экспериментальные версии тех же самых песен, смикшированные в изобретённой им манере. Основной акцент делался на партию бас-гитары и перкуссию, а со всеми остальными голосами из аранжировки Табби импровизировал - то добавлял в микс, то глушил, то обрабатывал эффектами. Даб как раз и основан на импровизациях звукорежиссёра за микшерским пультом, отсюда и название стиля, поскольку слово dub означает ‘дублировать’, то есть добавлять дорожки в записи. Ранние даб-версии регги-песен были ни чем иным, как первыми в истории ремиксами.
В дальнейшем на развитие и популярность даб-музыки сильно повлияло творчество ямайского продюссера Lee Scratch Perry, который был склонен к экспериментированию со звуком ещё больше, чем Кинг Табби. В 70-х годах запись даб-версий для отдельных песен и целых регги-альбомов стала на Ямайке обычной практикой. Даб становится самоценным явлением, резко отличавшимся от обычного регги экспериментальностью, минимализмом и тяготением к психоделии.
Пик популярности даба приходится к концу 70-х, к тому времени он приобретает некоторую известность в Британии и США, а некоторые рок-музыканты (например, The Clash, Public Image Ltd, The Slits, The Pop Group) привносят в свою собственную музыку некоторые элементы даба.
В 80-х годах даб-музыка в основном пребывает в тени и не пользуется особой популярностью, но в конце 80-х и первой половине 90-х происходит некоторое оживление. Центром активности становится Британия, где появляется ряд групп, играющих даб новой формации, с активным применением электронных инструментов. Появляются стили музыки, на которые непосредственно повлиял даб, к примеру, эмбиент-хаус The Orb), джангл, трип-хоп. В свою очередь даб-музыканты активно используют в своей музыке элементы современной электронной музыки.
В настоящее время скрытое влияние даб-музыки очень велико. В каждом втором электронном треке чувствуется звуковые решения из даб-школы: вокалы, реверб и тягучие басы. Эта музыка очень современна, потому что идет в ногу со временем. Обязательно стоит послушать, чтобы понять что это.
Некоторые представители жанра
Ямайские:
* King Tubby
* Lee “Scratch” Perry
* Augustus Pablo
* Scientist
* Prince Far I
Британские:
* Adrian Sherwood
* Linton Kwesi Johnson
* Mad Professor
* Jah Shaka
* Alpha & Omega
* The Disciples
* Zion Train
* Rockers Hi Fi
Русские:
* Dub TV
* Карибасы
[314x227]