У монашеского ордена францисканцев, известного своим строгим аскетическим уставом было что-то вроде двойника – женская община Святой Клары (Санта-Кьяры), которую еще иногда называют общиной босоногих монахинь.
Часть этой общины Франсиско Борджия и отправляет в Мадрид в распоряжение Хуаны для нового монастыря. В качестве здания, не желая покидать столицу, Хуана выбирает бывший дворец своих родителей, в котором она родилась, построенный в стиле итальянского ренессанса. К сожалению, документы, доступные в России не доносят до нас, как все-таки Хуане Австрийской удалось договориться с отцом и братом, которые были категорически против подобных планов, но они уступили, выдвинув некоторые условия – Хуана не могла дать обета и таким образом не могла стать аббатисой монастыря. Ею стала родственница духовника инфанты Франсиско Борджия сестра Френсис де Хесус, всецело преданная как Франсиско, так и Хуане. И наконец, в день Успения Богоматери в 1559 г. состоялся большой праздник открытия монастыря с торжественным шествием, которые так любят испанцы, с участием Филиппа и всей королевской семьи. В 1580 году в монастырь приезжает овдовевшая императрица Мария, старшая сестра Хуаны со своей дочерью Маргаритой, выразившей желание дать обет в монастыре своей тети, принеся свое приданое и богатые дары от австрийской императорской семьи. Со временем Маргарита станет настоятельницей.
Инфанта Хуана Австрийская.
[452x698]
[347x699]С вступлением в Орден иезуитов Хуане пришлось сложнее, так как она добивалась не отдельной (женской) ветки Ордена, а личного членства для себя. После долгих колебаний и переговоров с Игнатий Лайола собирает совет ордена, на котором и было принято решение о принятии в орден инфанты Испании Хуаны Австрийской, но… тайно и под видом мужчины. Все-таки я не зря так люблю 16 век – век расцвета потрясающей закулисной дипломатии, век плаща, яда и кинжала, век страшных и наивных тайн. Хуана принадлежала к ордену настолько тайно, что до самой ее смерти никто ни о чем не догадывался. Ее настоящее имя никогда не упоминалась в переписке, она носила мужскую фамилию Монтойя. И в свою эпоху была единственной женщиной-иезуитом.
Св. Игнатий Лайола, основатель ордена иезуитовНо вернемся в монастырь. В течение второй половины 16 и 17 вв. в монастырь приходило большое количество представительниц королевских династий и высшей знати со всей Европы, которые были или разочарованы в любви или искали любви в боге, что само по себе довольно любопытно. Но так как по уставу монастыря они должны были принять постриг, чтобы остаться в его стенах, то чаще всего они оставались в монастыре навсегда, отдавая свое приданое и богатые пожертвования со стороны семьи знатных монахинь. Благодаря этому монастырь очень быстро стал одним из самых богатых в Европе. Особой любовью монастырь пользовался, конечно, у представительниц семьи Габсбургов и Бурбонов, как австрийских, так и испанских. В разное время монахинями де лас дескальсас реалес были: инфанта Маргарита, дочь императрицы Марии Австрийской, инфанта Анна Доротея Австрийская, дочь императора Рудольфа; инфанта Мария де ла Крус Австрийская; инфанта Каталина Мария д’Эсте, принцесса Модены.
3 сентября 1715 года король Филипп V выпустил специальный Королевский декрет, в котором официально предоставил титул вечного Гранда Испании всем аббатисам монастыря.
Эрцгерцогиня Маргарита, дочь императрицы Марии, Аббатиса монастыря
[526x698]Достаточна забавна ситуация с названием монастыря. Я, конечно, не лингвист да и родной язык уже практически не помню, но если переводить дословно, то получается вот что… кальсас - это мужские штаны-чулки, которые носили кабальерос в 16 веке; слово дескальсас дословно означает соответственно без них; то есть монастырь «безштанных» королей, или босоногих, что, несомненно, приличнее. Но чаще всего его называют Королевским монастырем босоногих монашек, правда, я с трудом представляю всех этих высокопоставленных дам босиком. Видимо традиция такого названия идет еще с первой общины Санта-Кьяры. Францисканцы проповедовали очень аскетический образ жизни и действительно частенько ходили босиком, и женская община, подчиняющаяся правилам мужской, вероятно тоже, но кальсас остаются все-таки частью мужского костюма. Остается не совсем понятным, причем здесь босоногие короли.)) Но, повторюсь, здесь было бы интересно мнение лингвистов.)
А вот дальше у меня начинается очень такая веселенькая путаница в фактах. Собственно, достоверных фактов только два: 1) монастырь всегда был закрытым и с внешним миром практически не общался, так как многие монахини, в том числе и королевской крови, помимо монашеского обета (или пострига в православии), принимали еще обет молчания. 2) В связи с первым, бесценная коллекция произведений искусства долгое время была абсолютно недоступна. У меня, к сожалению, нет друзей в Испании, зато есть в Португалии, и им даже повезло работать с портретной галереей в музее монастыря, но, несмотря на то, что музей, после долгих дебатов и пререканий, все-таки открыли аж 1969 году, чтобы попасть туда работать, надо было спрашивать разрешение у церкви.
Есть сведения, что в 20 веке сестры общины пребывали в нищете. Что странно, учитывая что монастырь обладает собранием уникальных произведений искусства, в частности, портретной галереей практически всех членов королевской семьи Габсбургов и Валуа 16-нач. 17 вв. кисти Коэльо, Антонио Моро, Тициана и др. выдающихся портретистов. Шедеврами являются статуя молящейся Хуаны Австрийской скульптора Помпео Леони; гобелены по рисункам Рубенса и фрески на лестнице монастыря, выполненные во время правления Филиппа IV и изображающие королевскую семью. Понадобилось вмешательство папы римского, чтобы в 1969 г. при монастыре был открыт музей. Я конечно понимаю, что давали обет молчания, но не все же, и не до такой степени, и хоть убейте меня, но нищих голодных монахинь в шикарных залах, роскошь и сохранность которых поддерживается явно не только молитвами, я себе не представляю. Тем более, если верить Португалии, то после восшествия на престол Хуана-Карлоса, монастырь вновь пребывает под протекторатом королевской семьи
В общем, понятно мне только одно – надо туда ехать, тем более, что для мне для работы тоже нужна она – портретная галерея нежно любимых Габсбургов.))
Славочка, я ответила на Ваш вопрос?))))))))))))
Статуя молящейся Хуаны Австрийской
[700x700]
[500x450]