Вчера у меня был праздник души, я ходила на научную конференцию. Идти, если честно, не очень хотелось, опыта подобных мероприятий у меня предостаточно, розовые очки в эту сторону разбились давно и бесповоротно, посему я честно приготовила маленькую справочку по своей работе, кучку вопросов по теме и без, крошечный блокнотик для записей с розовым бегемотиком на обложке и самую большую монографию из своей шикарной коллекции, какая только поместилась в сумку. К своему, не побоюсь этого слова, изумлению, я провела всю конференцию на одном дыхании. Меня просто потряс редкостный адекват всех присутствующих, грамотная постановка вопросов, простота и лаконизм докладов. Вообще-то, предполагалось, что обсуждаться будут исключительно вопросы сохранности, нейтрализации кислот в бумаге и т. п., ну может еще сопредельные проблемы подлинности и атрибуции документов прошлого, но как по заказу почти все присутствующие были историками, посему разговор от сохранности и подлинности вообще плавно, уже в непринужденной обстановке за чашечкой кофе в кабинете, перетек к насущному – проблеме сохранности и подлинности работ Леонардо. Поговорили о тех восьми работах, которые во всем мире считаются точно принадлежащими Лео да Винчи, и естественно, просто не могли не застрять на Тайной вечере, размазав тонким слоем по стенке Дэна Брауна. Есть за что. К моему очередному великому изумлению, почти все, включая немцев, читали монографию Линн Пикнет и Клайва Принса «Откровение тамплиера», которую собственно и положил Дэн Браун в основу своей книги. И почти все единодушно признают, что Браун так ничего и не понял в далеко не бесспорной, но абсолютно гениальной монографии молодых английских ученых-историков. И уже за третьей чашечкой кофе маленький кружок единомышленников в редком единении духа, с горящими глазами делились мыслями, открытиями и исследованиями, т.е. кусочками своей души. Подробности писать не имеет смысла, а вот итогами поделюсь, заодно наведя порядок в своей голове. Итак, Тайная вечеря – самая загадочная гибнущая фреска в мире. Но для начала договоримся вот до какой светлой мысли. Я не хочу сейчас исследовать личность и творчество Лео да Винчи, несомненно одно – во-первых, Леонардо помимо гениальной одаренности, был еще глубоким мыслителем и мастером загадок, трюков и мистификаций. Во-вторых, фреска начала гибнуть уже в 16 веке, и, какой-то гениальный (на мой взгляд) художник, пожелавший остаться неизвестным сделал ее точную копию, причем настолько точную, что сумел передать даже дух Леонардо. И это в свою очередь наводит меня на крайне интересные мысли и выводы. Попробуем подсчитать коды в картине – 1)проблема идентификации святого Иоанна богослова (все-таки Иоанн или Мария Магдалина?); 2) по Евангелию, Иоанн был настолько близок физически к Иисусу, что положил голову к нему на грудь – Если мысленно переставить местами Иоанна (М. М.) и Спасителя, то получаем просто канонический Евангельский сюжет; 3) Зеркальные одежды на Спасители и Иоанне (Марии Магд.?); 4)Буква М как центр композиции; 5) угрожающий жест святого Петра в сторону Иоанна (или все же Марии Магдалины); 6) так называемый «жест Иоанна» - угроза в сторону Спасителя? 7)рука с ножом, которая никому не принадлежит (интересно почему никому вплоть до 20 века не пришло в голову просто пересчитать руки на картине?) 8) Иуда, отвернувшийся от Спасителя – Леонардо? 9) И, наконец самое, наверно, главное – согласно Новому Завету именно на Тайной Вечери Иисус ввел таинство Причастия, предложив своим ученикам хлеб и вино в качестве своей «крови» и «плоти», но на столе на фреске вина нет и знаменитой Чаши, в которую апостол Петр потом будет собирать кровь Христову, тоже нет. И из всех хлебов, лежащих на столе, преломлены очень немногие. Если припомнить, что эту фреску Леонардо писал не один год, продумывая каждую мелочь, тщательно подбирая модель для каждого персонажа, то возникает вполне закономерный вывод – случайно изобразить эту сцену именно так он не мог. Значит, хотел что-то сказать, что-то подчеркнуть? Как совершенно справедливо пишут по этому поводу Пикнетт и Принс изобразить Тайную Вечерю без вина, это все равно, что изобразить сцену Коронации без короны: получается либо бессмыслица, либо картина наполнена другим смыслом и содержанием. Если оторваться от текста и вернуться только к картине, то столь явная знаковость в эпоху Возрождение (рубеж 14-15 вв.) когда связь со Средневековой символикой еще не была утрачена, очень часто содержала прямое указание на смысл, прямо противоположный тому, что изображено. Исходя из сюжета, диаметрально противоположных смысла здесь может быть два – 1) Либо данного события не было, но так далеко Леонардо бы не зашел, ему это было не нужно; 2) Либо события, последовавшие за Тайной Вечерей были не совсем такими, или сомнения в их правильном толковании появились уже во времена Леонардо. И вот тут лично меня одолевают большие искушения завершить логический круг вспомнив последние исследования апокрифов вообще и Евангелия от Иуды в частности, исходя из которого следует, что Иуда, как самый любимый ученик, был избран Христом для великой миссии предательства, со всеми вытекающими отсюда последствиями, т. о. он дал возможность спасителю искупить на Кресте грехи человеческие. И вот тогда картинка становится ясной и понятной. Вплоть до того, почему в образе Иуды Леонардо изобразил себя – Избранный Христом Иуда, чтобы сделать самое главное и страшное – предать. Избранный Леонардо, что сделать самое главное и страшное – сказать правду. И вот здесь мы, пожалуй, пока поставим точку. Занавес.
Ясно одно – при таком количестве вопросов и незнания в эту сторону мне просто жизненно необходим огромный иконографический материал, который я совершенно не представляю как сделать. Ну разве что броситься в ноги Солнышку. Больше мне никто не поможет. Да еще порадовала сама атмосфера на конференции – добра, теплоты и открытости. Меня даже не раздражала манера обращения ко мне, как к маленькой девочке – настолько искренним был интерес к тому, что я высказывала.
Пишу все это в среду, а вот выложу как придется.)))
[699x378]
[699x380]