Когда я впервые увидела, как лосось идет на нерест - упорно продвигается, ведомый инстинктом, к речке где родился, как он преодолевает пороги, как тащится из последних сил - иногда пузом по дну, в мелких местах... как он находит силы отложить икру, а потом его тело уносит вода - мне казалось, что это ошибка природы. Нельзя объяснить такой одноразовый принцип, и до сих пор я не знаю тому объяснений. Но что касается символики - то так все и работает. Когда у нас есть идея, которая имеет приоритет - все подстраивается под нее. У нетворческих людей так работают инстинкты - поесть, поспать, сюда же влюбленность, секс, воспитание и выживание. У творческих людей идея имеет силу инстинкта, а инстинкт отдает идее свой приоритет.
Выход за пределы. Выход за границы. Новое качество - вот что происходит.
Пока идея растет, обретает плоть, нуждается - мы движемся к ней упорно, непрестанно, извлекая силы из ничего, без еды и питья - как лосось к месту нереста. Мы выходим за границы и за пределы себя, за пределы стереотипов и телесных нужд, за пределы обычных эмоций и мыслей. В такие моменты у нас есть сила видения, где наш дом. Где реализация. Где идеальное воплощение. Мы не считаемся с тратами сил, времени, денег; мы способны держать концентрацию много часов, как бывалые йоги; мы можем извлечь из мускул столько, сколько не сможет атлет. И так до тех пор, пока идея не воплотится.
Это странное ощущение - как она все сильнее проявляется в мир. По кусочкам. Иногда видение вдруг теряется. Иногда несовершенство этапа работы скрывает будущий смысл. Иногда мы теряем верную нить и свой нюх. И мы наблюдаем - как оно вырастает. Это вранье, что творческий человек наслаждается каждым этапом и ловит кайф. Не верьте этой фигне. Мы наслаждаемся этим потоком, но если вы действительно воплощаете что-то новое - то личное наслаждение должно уходить на второй план. Наслаждение - сложный процесс, многомерный, и оно не сводится к простецкому слову "ловим кайф". Те, кто воплощает новое - бдительны. Бдительность, ощущение вертикали, потока силы онлайн, осторожность, внимательность ко всем движениям, ответственность - то же самое, что при движении на дороге, на больших скоростях. И это тоже - на пределе возможностей, ведь в обычной жизни внимание рассеяно по мелочам, да и нет привычки удерживать его на чем-то одном. Даже без мастерства бдительное внимание - уже выход к чему-то большему, что ждет внутри нас.
В творчестве мы готовы воспринимать не свое эгоистичное наслаждение, но то, что волшебным образом клетка за клеткой растет прямо сейчас. Иногда мы ощущаем, что действуем как-то не так. Тогда можно поправить и сделать как надо. Иногда мы смотрим, что хочет родиться, и помогаем, а не правим готовый процесс. В моем случае жестко заданы только вышивки гладью. Все остальное или рождается по мере работы - или я долго смотрю на лист бумаги и вижу то, что лежит под ним и поверх него, как у тех скульпторов, кто видит фигуру в мраморе.
Пока мы в процессе, концентрация сил и внимания очень большая. Идея - вот что питает нас и зовет. Но вот она проявилась, пусть даже и не на на все сто. Канал затихает, настает момент тонкости проработки. А потом приходит момент, когда с удивлением можно смотреть, что получилось. В моем случае 80-90% работ - это то, что я раньше не делала никогда; я хочу узнать рубежи, увидеть то, что за горизонтом. Пусть я рисую всю жизнь, большинство рисунков и техник не является чем-то заранее отработанным, выученным или усвоенным. Это вещь, которая происходит впервые, перво-идея, перво-техника, перво-проба пера, поэтому оно так затягивает, поэтмоу имеет наивысший приоритет. А потом настает момент отходняка. За последний год я добилась, что отходняк стал меньше и проще. Но вот я снова с больным горлом. лечусь, и снова не хочется делать привычные, тривиальные вещи - вот например выложить фото последних работ, планшетов, их надо же проработать, не хочется делать другие тривиальные вещи, потому что я не лосось - с одного раза не выдыхаюсь. Что делать здесь, если все уже воплощено?.. Мне хочется снова уйти за дальние рубежи, где идея живет и светится сама по себе , потому что там все источники сил, там бесконечность, скорость, инсайт.
На фото - скульптура «Expansion» («Расширение») от Пэги Брэдли (Paige Bradley) http://www.kulturologia.ru/blogs/240611/14755/