Кисть, бумага и тушь в китайской традиции называют "Тремя сокровищами", и это правда. Бесконечное множество образов создаются этими тремя инструментами. Вы можете прожить каждый образ от первого штриха до последнего, рисуя его, выбирая оттенки туши, ощущая как это живет, чувствуя, как краска идет по бумаге. Я очень люблю кисти и тушь, да и бумагу выбираю тщательно. А потому хочу рассказать вам сегодня, как можно с ними творить.
То, что мы чувствуем - это открытые врата к пониманию многих секретов. Если мы изучаем что-то при помощи чувств, то можем понять многое и о предмете - и о себе. Вот почему если вам что-то нравится, вы готовы снова и снова рассматривать фото, вспоминать детали, прикасаться руками, смотреть, как это живет. Даже при сильной логике чувства могут дать многое. Так доктор Хауз использует чувства, чтобы растормозить интуицию и дать основу для логического анализа. Ну, а если мы впридачу к чувствам можем действовать - тогда жизнь становится ярче, полнее, а мы сами - сильнее.
Рисование - это удивительная возможность слить вместе действия и чувства. Работа с кистью и водяными красками (тушью)- одна их лучших медитаций, вот почему в боевых искусствах необходимо было изучать живопись и каллиграфию. Я часами рассматриваю множество старинных и современных картин китайских художников, чтобы прожить эти штрихи, черточки, точки, наклоны и утолщения линий - все это богатство возможностей, и сейчас предлагаю вам этот маленький мастер-класс.
Эта картина в стиле Гохуа представляет особенное выражение: настроение гор и лесов передано довольно активными толстыми штрихами.Это особое ощущение, когда кисть касается бумаги и вы чувствуете - малейший нажим на нее дает новое качество у рисунка.
Для рисования нужна круглая кисть где-то №3-5, акварельная беличья или китайская. Можете использовать китайскую тушь, растерев ее на камне, но это не обязательно. Если вы только начинаете рисовать в этом стиле, прекрасно подходит обычная акварель. Вам понадобится черная краска (вместо туши, разводить будете как обычную краску), 2-3 оттенка коричневой краски, ну и конечно бумага. Моя была крафтовая и гладкая, а вы выбирайте какую захочется.
1 - кистью, густо напитанной тушью рисуем первые линии. Почувствуйте, как кисть касается бумаги, как малейшее ваше движение изменяет штрихи. Не бойтесь погрешностей - здесь не нужна точность, ведь горы бывают какой угодно формы. Рисуйте медленно - главное здесь, это медитативное переживание как кисть касается бумаги, как она плывет по ней, какой оставляет след. Поиграйте с нажимом, наблюдайте за результатом. Это подобно танцу - каждое ваше движение создает особенные штрихи.
2 - полу-разбавленной тушю или черной краской почти вертикальными штрихами рисуем склоны горы. Широкие и короткие горизонтальные штрихи - это символическое изображение растений на горе.
3 -БОлее разведенной краской рисуйте все больше деталей. Взгляните - на картине есть лестницы, справа внизу. Это намек на присутствие человека.
4 - теперь напитайте кисть черной-черной тушью, или густой краской.Поверх высохших полу-прозрачных штрихов смело рисуйте другие, создавая многослойность картины.Профили гор практически завершены.
5 - для окраски склонов нужны несколько оттенков коричневой краски - можете взять 2 или 3, они есть в любом стандартном акварельном наборе. Стараясь не размазать контуры гор, полу-прозрачной краской окрасьте склоны в разные оттенки коричневого. Уже не имеет значения, как именно вы положите краску, потому что объем и динамика уже сформированы тушью.
6 - настало время для мелких деталей.. Я наносила их европейской тонкой кисточкой полу-разведенной тушью. Вы можете использовать черную краску, добавляя чуть больше воды.
7 - при помощи неразбавленной туши делаем более заметными основные штрихи.
8 - для завершения работы я использовала нашу концентрированную тушь фирмы Гамма - она продается в тюбиках. Мне она очень нравится. (В китайской туши есть 2 вида - матовый, из дерева ели - у меня как раз такой, и глянцевый, маслянистый - там идет сажа с какими-то маслами, но мне ее не досталось. Наша концентрированная тушь Гамма в тюбиках сама по себе хороша, ее приятно наносить на рисунок и она красиво блестит. Вот почему на фотке столько бликов - на реальном рисунке это очень черная глянцевая тушь).
The process has completed!
Для меня такое рисование - это важная часть жизни. Включается все - и движение руки, и проживание миллиметр за миллиметром, и логическое понимание как горы и лестницы могут быть, как лучше расположить зелень, почему она так растет... Медитация - это постоянное осознавание своих движений, иногда я перестаю дышать и рисую бездыханной, как йог :) В сущности, это и есть вид йоги! Ведь в рисовании так же нужны чувство гармонии и баланс. Когда вы рисуете и чувствуете, продумываете, сравниваете результат с тем, что вы сделали, понимаете, как движение порождает новый тип штриха сей же момент - это отличная релаксация.
Вдохновляйтесь и беритесь за кисть!:)
Оригинальный пост здесь http://annamain.org/site/comments/gohua_brown_moun...estigating_the_way_of_a_brush/