[407x468]Мужское тело как эротический объект. Пенис и фаллос. Игорь Кон
...Хотя в обыденной речи и в сексологической литературе "пенис" и "фаллос" часто употребляются как синонимы, в культурологии и психоанализе они обозначают совершенно разные вещи.
Пенис - материальный анатомический орган, который шевелится у мужчины между ногами.
Фаллос же не обладает материальным существованием, это обобщенный символ отличия мужчины от женщины, который всегда должен быть большим, жестким и неутомимым. Фаллические культы, существовавшие у всех народов мира и занимающие важное место в мужском обыденном сознании, подразумевают не плодородие, любовь или похоть, а
могущество и власть. Недаром на древних наскальных рисунках мужчины более высокого ранга изображались с более длинными членами.
Слово
эрекция также наводит на размышления. Латинский глагол erigo, от которого происходит прилагательное erectus, означает не только "ставить прямо" и "поднимать", но и "возводить", "воздвигать", "строить", а также "ободрять" и "воодушевлять". Однако равноценный медицинский термин "возбужденный член", подчеркивающий, что речь идет о живом, динамичном, чувствующем органе употребляется гораздо реже. Хотя возбужденный пенис - штука гораздо более интересная, чем фаллос, мы ценим монументальность выше чувствительности.
Поскольку все мифопоэтические описания мужской сексуальности и ее материальной основы относятся не к пенису, а к фаллосу, наивно ожидать от них физиологического или психологического реализма. Так же как нагое тело не может быть голым, фаллос не может стать пенисом, и обратно. Чем выше наше почтение к фаллосу, тем меньше мы знаем о пенисе. В отличие от фаллоса, пенис застенчив, стеснителен, окутан тайной, спрятан от критического взгляда.
Но далеко не все художественные изображения нагих мужчин можно назвать фаллическими. Развитой фаллический культ не мешал древним грекам наделять статуи своих богов и героев небольшими, прямо-таки мальчиковыми членами. Фаллический культ и связанные с ним образы существуют в греческой культуре независимо от изображений пениса. Это либо культовые, либо сексуально-эротические произведения. В обычных статуях и рисунках богов и людей греческие мастера отдают предпочтение небольшим, "мальчиковым" размерам, наделяя длинными и толстыми пенисами только похотливых и уродливых сатиров. Даже могучий Геракл на аттической краснофигурной вазе (530-430 до н.э.) наделен маленьким, особенно по сравнению с размерами его тела, пенисом.
Если предположить, что мужчине важна прежде всего его сексуальная привлекательность, то главной мужской референтной группой должны быть женщины. Но до самого недавнего времени все обстояло иначе.
По отношению к мужчине женщина всегда, или почти всегда, была "младшей". Он мог смотреть на нее, любоваться ею, трогать, иметь и изображать ее, обратное же было невозможно. Даже в современном, достаточно эмансипированном мире женщина зачастую может откровенно любоваться наготой своего любимого, только когда он спит. Слишком пристальное, даже любовное и ласковое, внимание к их гениталиям многих мужчин смущает.
Фаллос существует не для того, чтобы его рассматривали, а чтобы ему поклонялись. Ведь
взгляд - это власть. Потому что он делает мужчину объектом чужого сексуального желания, тогда как ему "положено" быть только его субъектом.
Луны Темнеющего Золота: Месяц Пылающих Ветвей
Рисунок - В. Камаев