Вообще это выдержки из лекций моей, сугубо технической специальности, но методы тут универсальные =) Так что решила вывесить здесь, на случай если кому-то будет полезно =)
Поговорим мы не об абстрактном "Хочу слона", а о вполне конкретном "Хочу слона, такого-то размера, цвета, диаметра, чтобы уши были во-о-о, хобот вот тут, а еще сбоку бантик".
То есть, когда мы в общем и целом определились с концепцией и теперь нам непонятно как, какие и куда надо развесить бантики.
[420x323]
Самым известным и разрекламированным методом является
мозговой штурм.
Он основан на стимулировании группы разработчиков к быстрому генерированию большого количества идей и информации. Этакий бредогенератор, из которого потом нужно будет отсеять умные мысли.
Проводится это действо в виде конференции, участников которого набирают абсолютно рандомным путем. И каждый из этих участников, хоть дворник дядя Петя, может свободно выдвигать свои предложения, которые записываются. Все, до единого. А то вдруг где золотую песчинку пропустишь? Неудобно потом будет...
Так же на этой конференции должен быть руководитель, шарящий в предмете, который и производит классификацию всех видов идей и их оценку на проф.пригодность.
Реализовывается мозговой штурм при три этапа:
1) Подготовка. То есть мы формулируем проблему, формируем творческую группу.
2) Собственно проведение. Тут уже главная скрипка у руководителя. Он должен внимательно следить за дискуссией и вовремя направлять обсуждение в русло выработки как можно большего количества разнообразных идей, их развития и комбинирования. Так же нужно помнить, что руководителем группы нельзя делать непосредственного начальника участников группы! Да и вообще всех больших шишек лучше навремя конференции убрать из поля зрения. Она должна проходить в свободной, непринужденной атмосфере. И да, так же запрещена критика чужих идей, скептицизм и требование объяснения или подтверждения идеи. Потому что если человеку сказать что это невозможно, он ведь поверит... А если не сказать, вдруг возьмет да и придумает что-то путное?
3) Оценка. Тут вся группа уже разгоняется, остается грустный, или радостный, это зависит от общего ощущения после конференции, руководитель и парочка помощников. Они то как раз и критикуют, ругаются, дерутся при обсуждении результатов и отбора самых стоящих идей.
Ну и можно подытожить, для чего вообще придумали мозговой штурм. Потому что это просто напросто стимуляция подсознания людей. Замечали за собой, когда в компании, стоит одному сказать фразу, а из нее все присутствующие уже развивают огромный снежный ком? Это так называемая "цепная реакция людей", которая и приводит в свою очередь к "интеллектуальному взрыву" и появлению новых решений.
Чуть меньше известен, но не чуть не меньше используется
синектический метод.
Грубо говоря, это поиск аналогий для целенаправленного оринентирования мышления для решения проблемы =)
Я, например, чаще всего пользуюсь именно этим методом - могу пролистать с десяток страниц на девиантарте, пока меня не торкнет: "Ага, если вот в этой позе добавить сбоку бантик, изменить видовую принадлежность и вот тут вот так,вот так и вот так переделать - получится то, что я хочу." И чаще всего от оригинала остаются только воспоминания...
Так вот, существует четыре типа аналогий:
1) прямые
2) субъективные
3) символические
4) фантастические
Думаю, пояснять их надобности нет.
В отличие от мозгового штурма, когда мы в группу гребли всех, в данном случае творческая группа подбирается очень тщательно. Ведь он должны обладать определенным опытом в очень различных областях науки или искусства!
И опять существует некий определенный порядок действий для группы:
1) Формулировка задачи
2) Конференция. Она схожа с мозговым штурмом, только здесь уже не только можно, но и необходимо сразу отметать неперспективные идеи.
3) Поиск аналогий, позволяющих выразить задачу в понятиях, хорошо знакомых членам группы.
4) Определение главных трудностей и противоречий в решении задач, поиск и развитие перспективных идей.
То есть мы продискутировали, отобрали парочку неплохих идей, начали думать: а было ли примерно такое же раньше? и как же оно решалось? Если не было - придумываем, если не придумывается - опять садимся за круглый стол и опять дискутируем.
Морфологический метод
Он направлен на расширение области поиска. Суть в чем: мы заполняем морфологические таблицы с последующим выбором большого числа возможных решений.
Приведу пример их близкой мне сейчас тему - куклы. Нам надо сделать куклу. Мы можем "разбить" ее на части - каркас и тело, конечности и голова, парик, одежда. Каждую из частей мы можем выполнить несколькими способами. Но каким именно? Выбираем из соображений эффективного соотношения цена/качества, собственного опыта в данных вопросах и всех остальных факторов.
Так что, как можно заметить, этот способ наиболее эффективен для уже опытных специалистов, которые знают как и что можно сделать с меньшими для себя потерями.
И наконец
инверсия.
Метод, получения нового решения, путем отказа от традиционного взгляда на задачу.
Если гора не идет к Магомеду, то Магомед пойдет к горе. Знакомо? Примерно оно и есть, так что пояснять тут что-либо сложно, инверсия наиболее индивидуальна из всех методов.
И напоследок хочу напомнить. Проектирование, создание - это эвристический процесс! Его нельзя ни автоматизировать, ни алгоритмизировать. Так что думайте, творите, все будет зависеть только от совпадения полета вашей фантазии и возможности реализации =)