Вопреки распространенному мнению, парфюмерная столица мира - вовсе не Париж, а город Грасс (Grasse), столица восточного Прованса. Всего в 30 километрах от Ниццы расположено место паломничества любителей духов со всего мира. Этот прекрасный городок и его окрестности производят большую часть душистых масел, которые используются при производстве французских духов.
История парфюмерного производства в Грассе насчитывает уже более четырех веков. В XVI веке сюда переселились ремесленники из Италии, изготовлявшие кожаные перчатки. По итальянской моде они пропитывали перчатки душистыми веществами для придания приятного запаха. Если раньше в Грассе производилось в основном сырье для парфюмерии, теперь здесь производятся самые изысканные духи и, более того, именно здесь рождается европейская "парфюмерная мода".
В городе находится Международный музей Парфюмерии, а также крупные парфюмерные фабрики знаменитых местных династий Галимар (Galimard), Фрагонар (Fragonard) и Молинар (Molinard). Каждая парфюмерная фабрика имеет небольшой музей собственной истории, открытые для посещений производственные цеха и магазины готовой продукции.
В Грассе находятся 60 фирм по производству духов и только 3 из них открыты для свободного посещения.
Каждый желающий шаг за шагом может проследить здесь всю четырехвековую историю отрасли, продегустировать (и даже выгодно приобрести) наиболее известные марки духов, производимых на фабрике, а также услышать подробные рассказы о тех удивительных людях, которых во Франции называют Мсье Нос.
Сегодня в мире есть всего одно высшее учебное заведение, где готовят специалистов для парфюмерной промышленности. Этот вуз находится под Парижем, в Версале, его сокращенное название – ISIPCA. Это элитное учебное заведение, которое выпускает специалистов очень мелкими «порциями» – на курс набирают не больше двух десятков человек, и только трое из них могут быть иностранцами. Каждый абитуриент, поступающий в ISIPCA, должен иметь за плечами два года учебы на химическом факультете другого вуза. Подготовка ведется по двум направлениям – парфюмерия и косметика. Обучение продолжается восемь лет, и по окончании высшей школы выпускник обязан знать на память порядка 4 тысяч (!) запахов.
Обычно, работа над композицией начинается с заказа, который Мсье Нос получает от той или иной торговой марки. Закачик формулирует основную идею аромата, поэтому, приступая к творческому процессу, парфюмер хорошо представляет, как должен “выглядеть” новый запах. Придумывание духов, как говорят парфюмеры, – это не произвольное смешивание пахучих компонентов, а точный и глубокий расчет.
Мсье Нос ведет особый образ жизни - он не должен курить, не пьет чай, кофе, спиртные напитки, придерживается особой диеты. Всего в мире насчитывается 200 "Носов", 30 из которых женщины.
На фабрике "Галимар" (Galimard) нам рассказали о том, как проходит производственный процесс создания духов.
Для получения 1 литра ароматного масла требуется 120 кг цветов лаванды или 300 кг розовых лепестков:
Музей фабрики "Галимар" - этикетки духов, производимых в начале 20-го века:
Один Мсье Нос создает в год только один аромат - для мужчин или для женщин, в который входит от 50 до 250 различных ароматных масел.
Работает Мсье Нос всего один час в день. Это его кабинет, комната закрытая стеклянной стеной от внешнего мира:
Только три женщины на фабрике знают, как прочитать его рецепт, т.е. какие компоненты нужно смешать для создания духов. Всего на фабрике имеется около 2000 различных масел. Вся работа на фабрике производится вручную.
Кстати, 60% стоимости духов - это стоимость флакона., и только 40% - стоимость самих духов.
Не всем известен тот факт, что большинство парфюмерных композиций, как правило, имеют два имени. Первое название дает духам их автор (это некое условное обозначение, так сказать для внутреннего пользования), второе имя дает собственно тот, кто “заказывал музыку” (именно под этим названием духи поступают в продажу). Поэтому фрагонаровский “Медовый месяц” – это тот же “Трезор” от “Ланком”. “Южная звезда” в магазинах мира продается как “Этернити” марки Кельвин Кляйн. “Мечта из Грааса” – это имя, которое получил при “рождении” “Зеленый Пуазон”. “Украденный момент”, который был синтезирован на той же фабрике “Фрагонар”, Нина Риччи назвала “Воздух времени”. Знаменитый “Опиум” появился на свет под именем “Шепот”. “Фантастический Гойа” – это “Вода Кензо” от Кензо. Аромат, первоначально обозначенный как “Индийская мечта”, Герлэн выпустил на рынок как “Шалимар”…