[211x300]
24 октября народному артисту СССР Аркадию Райкину исполнилось бы 95 лет
Человек с черными пучочками волос вокруг большой лысины рассказывает, что пришел в музей и едва расположился, вытащил стакан, закусочку в виде бычков и черного хлебушка, как к нему - служительница с возгласом типа: разве можно в Греческом зале! «В Греческом зале, в Греческом зале!» - передразнивает ее посетитель с полным пренебрежением к ее занятию и полным почтением - к своему.
Этот возглас Аркадия Райкина звучит в нашей памяти - уже два десятка лет артиста нет на этом свете. Но есть и пребудет его великое искусство, радовавшее, смешившее и очищавшее нас. Ушастый, усастый, волосастый или безволосый - он виртуозно менял свои великолепные маски, неизменно выполняя взятую им на себя художественную и гражданскую миссию: высмеивать дураков, невежд, чинодралов. В советские времена любое высмеивание таило опасность: а вдруг власти предержащие примут на собственный счет! И принимали. Власть была сакральна и неприкасаема. Задень кого-то одного, узколобого, хама, тупицу - поднимался гвалт: затронута честь партии, руководства!
Уникальный талант Аркадия Райкина пробивал дорогу уникальным образам, создаваемым им. И не защищал от тех же тупиц и чинодралов. Его инфаркты - след общения с инстанциями, которые одно разрешали, другое запрещали, третье стремились выхолостить, и всякий раз артист возвращался, истощенный бесплодной борьбой.
Целила - благодарная и щедрая любовь рядовых зрителей.
Впрочем, был один, кого рядовым никак не назовешь. Перед войной, когда Райкин блеснул на Первом Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, Сталин пригласил его к себе на день рождения. Возможно, благодаря высокому покровительству Райкину удалось продержаться со своим опасным искусством, избежав вступления в партию, к чему понуждали художественную интеллигенцию.
Кадр из фильма «Люди и манекены», в котором Райкин, как обычно, сыграл сразу несколько ролей.
Что больше помогает человеку встать на избранный путь - поддержка близких или сопротивление? В случае Райкина было так: маленьким мальчиком он впервые увидел цирковую клоунаду и дома решил изобразить клоуна - отец снял ремень и отхлестал его. И позже был против актерской карьеры сына. Стало быть, с тех самых пор выковался упрямый и стойкий характер артиста. Истово и верно он станет служить своему идеалу. Культура - имя идеала. Культура - пайдейя. По-гречески, между прочим. Слово, означающее связь между земным и небесным, человеком и космосом, внутренним и внешним. Кому, как не Аркадию Райкину, с его четким разграничением высокого и низкого, знать это.
Он и внешне был олицетворением вкуса. О нем рассказывали, что даже дома не носил ни тапок, ни халата - белая рубашка, галстук, костюм. Тем выразительнее были десятки сценических персонажей, в каких перевоплощался, рисуя характеры позой, жестом, звуком голоса, интонацией, выражением глаз.
Его называли гением метаморфозы, Паганини эстрады.
Блестящие миниатюры писал для него мало кому тогда известный Михаил Жванецкий. В труппе руководимого им Ленинградского театра миниатюр начинал Роман Карцев. Приглашение получали Александр Калягин, Геннадий Хазанов, Александр Филиппенко - отказывались, понимая, что рядом с таким артистом будет очень непросто.
Банальная истина: природа отдыхает на детях гения. Вторая такая же: случаются исключения, подтверждающие правило. Случай Константина, сына Аркадия, - исключение. Артистический дар, пластичность, выразительность и обаяние - фамильные черты Райкиных. Счастьем уже очень больного (болезнь Паркинсона), но не покидавшего сцену великого отца было застать феерический театральный успех многообещающего сына...
НАША СПРАВКА
Программы, поставленные Райкиным в Ленинградском театре миниатюр:
«На чашку чая»
«Светофор»
«Любовь и три апельсина»
«От двух и до пятидесяти»
«Избранное-73»
«Его величество театр»
«Плюс-минус»
«Лица»
«Мир дому твоему»