Это цитата сообщения
ТАТА_ДОНЕЦ Оригинальное сообщениеКак телекамера обманывает и обманывается
Чем больше хочешь управлять, тем более управляемым становишься
Телекамера играючи проникает в душу человека, срывает маски, безжалостно "раздевает" на глазах миллионной аудитории. При этом малоисследованным остается феномен искушенной, "пристрастной видеокамеры", которая вдруг становится наивной и искренне верит первому встречному, намеренно вводящему ее в заблуждение.
Как так: всемогущая видеокамера, встречи с которой большинство населения опасается, но непременно ждет, и вдруг – попадается на удочку какого-то проходимца, который откровенно врет что-то на всю страну, и эта ересь, наложенная на веру молодого корреспондента, вдруг начинает оперативно разрастаться и обладать всеми признаками правды.
Неоднократно проверяли: при сопротивлении материала (человека) камера "раздевает" его втрое-вчетверо эффективней. И наоборот: игру "под дурачка" видеокамера принимает за чистую монету. Невероятно? Странно! Необъяснимо…
Ответ неожиданно нашли в статье Дж.Фиск "Постмодернизм и телевидение" и теории представлений. В ней говорится, что "телевидение не представляет (или повторно представляет) фрагмент реальности, оно скорее отражает или конструирует его.
Телевизионная камера и микрофон не фиксируют реальность, а кодируют его. Кодирование придает реальности смысл, который является идеологическим. Представляемое является идеологией, а не реальностью. Эффективность такой идеологии усиливается за счет портретного изображения, присущего телевидению.
Происходит обозначение того, что претензии на истину находятся в контексте реальности. Тем самым скрывается тот факт, что любая "истина", транслируемая средствами массовой коммуникации, является идеологией, а не реальностью…
…Эти рассуждения противостоят распространенному мнению, что камера не может лгать. Напротив, утверждается, что камера не может делать ничего другого, кроме лжи" [1].
Интересным представляется вариант обучения студентов этой игре настроений видеокамеры. Не надо бояться Ее. Надо учиться дружить с Ней.
Не пугаться зеркальных искажений, а играть с разными образами Себя.
Обучать сегодня советскому принципу работы телеведущего с камерой - "представьте себе знакомого человека и говорите с ним", несовременно и даже вредно. Пусть это рекомендуют на высших школах телевизионного мастерства (подобное на выездном мастер-классе Владимира Познера). Это все-равно методически неправильно, несовременно.
Учитывая коммуникационный характер окружающего мира и меняющегося медиаобразования, к видеокамере надо приучать обращаться как к живому организму и работать с ней как равный с равным. Помните у Маугли: "Мы с тобой одной крови: Ты и Я".
Но, как правило, слышим возмущенные голоса. Никто, оказывается, не готов снисходить до видеокамеры.
Все долго демонстрируют показное равнодушие к телесъемкам, заявляют о своем превосходстве над видеокамерой, как Живого Организма над Неживым, но стоит видеокамере заработать, и все видят: уж если кто в аудитории живой, то это Она, миленькая. А вот Человек, только что бывший напыщенным и гордым, вдруг становится неживым куском пластмассы. Невероятно… Странно? Но – объяснимо!
Владимир Сыченков
[1] Приводится по:
Фиск Дж. Постмодернизм и телевидение // Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. –М.: УРСС, 1999. – С..175-175 (240 с.)