Я опять о книге буду вещать))На этот раз о, издаванном в Риге Междунродным благотворительным обществом им. о. Александра Меня, альманахе Хрiстiанос. Благодаря Тане (она тоже причастна к "Христианосу". Как автор и переводчик). Надо здесь сказать две вещи. Первая. о. Алекандр Мень, был при рождении альманаха, что его создатели - Наталья Большакова и Василий Минченко, вдохновленные его учением, позаботились, чтобы оно не пропало, а наоборот - жило, как продолжение мыслей убитого священника. Второе, что "Христианосу" исполнилось 20 лет уже! По этому поводу, в декабре прошлого года состоялся торжественный вечер во Всероссийской библиотеке иностранной литературы им. Рудомино в Москве. О нём можно прочитать вот здесь: http://www.bogoslov.ru/text/2293339/index.html
Путям, которыми идет душа человеческая к Богу, посвящаем этот альманах. Особенно значима для нас жизнь христиан нашего времени, войдем же и мы вместе с ними в святое любовное единение с Богом -Отцом и Сыном и Духом Святым, Троицей единосущней и Нерадзельной.Аминь. - читаем на заглавной странице книги. Далее следуют статьи, которых авторами являются священники разных чинов, неравнодушны к идее Единства, которая становит лейтмотив "Христианоса". Возьмёт кто-то книгу в руки, листать начнёт и подведет столько правдивые, сколько схематические итоги: это опять о экуменизме. И далее: мне изначально чужда эта идея, навязана миру кучкой богатых. И здесь маленький сюрприз с моей стороны. Этот человек не будет не прав. Он правильно заметит, что путь к Единству подвергает фальсификации, что он грешен насильственностью, непониманием, хитрой весьма игрой.И всё-равно, когда читаешь "Христианос", невольно у тебя создаётся образ не далекой цели а чего-то, состоявшегося уже. Вопрос, в каком пространстве. Кажется, это отнюдь не пространство Русской Православной Церкви...И дело даже не в конкретном примере, который относится к России. То же самое можно сказать о Костёле католическом в Польше, вроде даже пример с Польшей ярче. Авторы "Христианоса", как бы мирно не были настроены (без сомнения - дух христианский), они (особенно, если помню, о. Георгий Чистяков) указывают на пропасть, которая существует между идеами нации (государства) и веры. Более того, утверждают, что связь нации с верой тормозит путь к Единству. Трудно с этим не согласиться. Так оно и есть. Божье и кесарево постоянно путается одно с другим. Здесь полный невроз, потому противники раздела любят чествовать сторонников комплиментами о довольно узком спектруме употребления: от "жидов" до "большевиков" и наоборот. Здесь, конечно, ни о каком христианстве речи быть не может. Даже православном))))))Припомнилось в связи с этим. Лет семь или восемь тому. В крымском Судаке завтракали мы на улице Айвазовского в столовой украшенной на стенах цитатами их Библии, я там спросил, чьё это полезное и приличное учреждение. - Мы христиане. Не православные. Отсутствие логики или своеобразная логика буквально меня ударили по голове))))))
Есть и в "Христианосе" и "еврейский вопрос". Надо сказать, поставленный честно и в духе, общей для всех, Книги Книг. И чувствуется дух и опыт Даниэля Руфайзена, так интересно и талантливо описанный Людмилой Улицкой (если память меня не изменяет, я писал о книге "Даниэль Штайн - переводчик". Писательница опыт о.Даниэля сочтела как бы "закрытым разделом". Читатель "Христаноса" получает другую информацию - его дело прожило своего основателя). Пищущие в "Христианосе" вообще как бы находятся в "другом измерении". Они не ставят диагнозов. Они осуществляют то, что в действительности является мелодией будущего. Не слишком быстрый темп?Вот вопрос. Темп кажется навязанный временем, которое сильно изменилось за последние считанные года. А что такое время?Не только перелётная птица, но и образ нашего сознания открытого для молитвы, внимательного к молитве - практике, которая даже не то, что приближает к Единству, но она и есть это Единство...