Сенсация никакая. Хотя в действительности читаю не так уж много, скорее заботясь о качестве, чем увлекаясь количеством. Правда у каждого человека свои критерии качества. Очень люблю познавательные труды, например музыковедческие, вообще всякие там научные, гуманитарные книги. Любю читать медленно, так, чтобы остановить время "переварить" мысленно то, о чём прочитал . Бывает, начну читать, потом оставляю книгу, потом возвращаюсь к ней, или нет...Книг "случайных" не читаю. Жаль на это и глаз и времени. Обожаю читать книги, которые, может быть не дорого стоят, но их вес в смысле неповторимости, значимости, большой. Или связанные как-то со мной лично, например благодаря знакомству с автором. На этот раз этим автором является...скрипачка, замечательный польский музыкант (училась, между прочим в Москве у Олега Крысы) - Агата Сапеха (Agata Sapiecha). Много, очень много, чересчур много лет тому назад, я был фанатом её ансамбля в основном - барочной музыки, Il Tempo (Иль Темпо). Несмотря на сотни лет, которые прошли с времён, когда создавалась эта музыка, то, что делала Агата Сапеха с друзьями можно было назвать тогда, после деятельности, Н. Харнонкурта, настоящим "старинным авангардом" в Польше. Исторические инструменты, "историческая" техника игры, знания, серьёзный подход к изучению своеобразной области музыкального исусства, всё это было тогда, несколько десятков лет тому, как глоток свежего воздуха...Не мог я тогда придумать, что спустя долгие годы пани Агата станет наставницей моей дочери, Камили, которая теперь часто выступает с Агатой, и обучается тайнам барочного исполнительского искусства. То, что очень радует то связь взаимопонимания, которая соединяет обеи скрипачки...
У меня на руках книга Агаты Сапехы "Речь звуков в музыке 17-ого столетия" (издание Музыкального университета им. Фр.Шопена в Варшаве). Агата пишет в вступительном слове: Книга является подведением итогов практического опыта и необходимых знаний, касающихся творчества Каспара Фёрстера мл.(Kaspar Förster, jr),Джакомо Кариссими (Giacomo Carissimi) и Марко Скакки (Marco Scacchi). Она результат моего увлечения музыкой 17-ого века и открытий, так как и я одержимых ней, музыковедов (мой перевод). Это особая книга. Отнюдь не написана по принципу: сяду и вот напишу книгу. Наоборот, в начале было изучение предмета, тщательная подготовка материала, потом появилась запись, сделана в Студии им. В. Лютославского в Варшаве, параллельно Агата Сапеха и её друзья представляли содержание записи на концертах и только в качестве завершения всех предшествующих процессов,появилась книга. Может быть, потому читается её как лучшую белетристику - одним глотком. Что обозначет в этом случае "потому"? Оно обозначает глубокое ПОНИМАНИЕ автором всего, о чём пишет. У каждого употребляемого Агатой выражения, есть контекст, который "зацепляет" данное выражение, обосновывает его использование прежде всего через сравнительный метод - отличное доказательство знаний любого автора. Агата Сапеха -мастер в нахождении связей, противостояний и аналогов. Она - эрудит. Композитор Фёрстер младший жил и работал в Гданьске а также на дворах польских и датских королей, но учился в Италии. Книга Агаты Сапехи это книга о истории Европы. Получается некоторый парадокс. До чего красивая музыка создавалась в столь смутное время, полное пролитой крови. В этой музыке находим ритмическо-звуковые следи боевых дейстий, но сегодня мы их воспринимаем, как милый щебет птиц, который тогда чаще, чем в наше время был естественной средой обитания человека...В том смысле самые проинформированные исторические реконструкции музыки остаются лишены очень важного фактора восприятия - звуковой среды, которая безусловно (интересно, как) влияет на исполнительское искусство. А оно, как никакое другое требует соединения и постоянной работы умственных и эмоциональных качеств...Это задача для чрезвычайно интеллигентных людей, задача с которой отлично справляется Агата Сапеха и её знаменитые коллеги.
На фотографии Агата Сапеха со своим ансамблем Il Tempo после концерта в варшавском вилановском дворце 11 декабря прошлого года