• Авторизация


Витольд Лютославский ad memoriam 26-01-2011 13:17 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Вчера я сходил на очень престижный концерт)))))Один из тех, на который никак без галстука)))Правда, моё отношение к галстуку не однозначное, без восторга. Порой жена кричит: - почему ты, когда куда-то вместе сходим не надеваешь галстук а на хор к своим хористкам всегда знаешь, как одеться))))))))))))))))Но бывают случаи, без галстука - никак. Концерт состоялся  в Большой палате королевского замка.  Сам этот факт решает все вопросы насчёт одежды. Оказия была знаменитой - день рождения композитора Витольда Лютославского (1913-1994). Для Общества им. В. Лютославского стало традицией почитать  его память концертом 25-ого января. Лютославский - одна из вершин польской музыки. Ему (в противоположность Пендерецкому, например), к сочинению музыки не нужны были "внешние" идеи, тексты культуры. В том смысле он был гораздо ближе французской традиции, чем, немецкой или, особенно, русской, к которой он относился (снова совсем иначе, чем Пендерецкий), мягко говоря, без интереса, несмотря на то, что на заре своего образования учился у Витольда Малишевского, ученика Римского-Корсакова и Глазунова, который познакомил его с методом изучения музыкальных форм, выходящим прямо из опыта Асафьева. Учитываемый в этом методе психологический аспект, в конце своей жизни, Лютославский назовет выходящим из ряда вон, замечательным. С другой стороны, я помню, как, если не ошибаюсь, Ирина Никольская спросила Лютославского про отношение к Шостаковичу, он очень нервно прореагировал, будто он был его личным врагом...Да, Лютославский в вопросе отношения к коммунизму (пожалуй, Шостакович был для польских юных композиторских "волчат"  искренным коммунистом) был принципиально однозначен.  Надо было быть Ростроповичем,чтобы попасть в его сердце))). Лютославски, несмотря на то, что музыке запретил "входить в контексты", сам стал гуру польских патриотически направленных консерваторов, которые по сегодняший день любят демонстративно поставить его выше Кжиштофа Пендерецкого, который, кстати сам назвал Лютославского "величайшим польским композитором". Это малость "учителей нравов", устанавливать такие иерархические лестницы. Когда кто-нибудь противопоставляет друг другу этих Мастеров, я ему не верю. Лютославский и Пендерецкий - две стороны одной вершины - вечной Музыки.

На концерте прозвучали три произведения: соль-минорная "дьявольская трель" Тартини, Соната ля-минор Падеревского и Партита для скрипки и фортепияно Лютославского. Исполнители были лучшие. На скрипке играл Константы Анджей Кулька (Konstanty Andrzej Kulka),кстати, профессор Петра Гуза, мужа моей дочки Камили)))))) а на фортепиано - Анджей Гуз (Andrzej Guz), тесть моей дочери)))))))Не то что мне не полагается критика))), но могу сказать, что уровень исполнения хочу назвать одним словом:высочайший...Концерт завершили не только бисы, но и standing ovation...

 

[700x525]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (17):
Venda1 26-01-2011-16:38 удалить
Очень рада за твою возможность посетить такой прекрасный концерт. К стыду своему ни Лютославского ни Пендерецкого не знаю... Можеь, как-нибудь послушаю у тебя...? )
Venda1, Оля, спасибо!!!Да, я бы мог наконец-то научиться выкладывать музыку, правда, она сложная, но впечатляет...
myrooms 26-01-2011-22:54 удалить
...как хорошо Вы рассказываете о ваших музыкантах, прекрасно , что существует такая традиция - почитать день рождения великого Мастера - концертом!...
myrooms, Спасибо огромное!!!!Так получается, что жизнь наша насквозь проницана музыкой))))))А музыка это целебное средство в наши сложные времена...
aliena-aliena 27-01-2011-15:53 удалить
с наслаждением читаю твои записи, в которых ты делишься впечатлениями от концертов. а с музыкой В. Лютославского я познакомилась, можно сказать, "по рекомендации" Я. Ивашкевича, прочитав в одном из его стихотворений фразу: "Drzewo skomponowane jak symfonia Lutoslawskiego"... сразу так захотелось услышать эту необыкновенную музыку, чтобы понять суть сравнения)) но... это сейчас в интернете можно найти всё, а тогда диск с записями я так и не нашла, зато некоторые произведения услыхала на концерте в Минской филармонии. не скрою, его музыка несколько сложна для меня, но то, что она гениальна, не вызывает сомнения. спасибо за интересный рассказ!
Шунра 27-01-2011-19:18 удалить
Лех_Кочывонс, Мы пели как-то Пендерецкого, кантату или ораторию,посвящённую Холокосту( !?)....было страшно смотреть на партитуру:))) Это было 25 лет назад, но не могу забыть!!! никогда больше ничего подобного не видела и не слышала!!!
Шунра, и я помню такое, пел в хоре Большого оперного "Утраченный рай"...причём это был чрезвычайно интересный опыт.Например такие снисходящие хроматические линии в очень быстром темпе....Там просто невозможно было всё чётко отразить, так как мы то привыкли делать. Но в том же "Рае" были использованы записи сделаны мужским хором оргинальных пений, которые Пендерецкий слушал где в каких-то общинах в Израиле...У него так и есть - исполнителям горечь, но для слушателя - наслаждение и высокие чувства...
aliena-aliena, ой, как интересно!!!!Я обожаю такие "цепочки" - от слова к музыке и наоборот...Вот, подсказала ты мне идею - съездить к весне в дом-музей Ивашкевича и написать об этом, это так недалеко от Варшавы...
aliena-aliena 28-01-2011-01:05 удалить
Ответ на комментарий Лех_Кочывонс # ах, как хорошо было бы... надеюсь, что получится, и буду ждать с нетерпением))
Филофоб 04-02-2011-21:10 удалить
А, "Музыкальная форма как процесс" была моей настольной книгой в золотые годы студенчества. Она и сейчас лежит на сайте харьковской консы.Я тогда дико увлекался значением интонации вообще. Но на него вышел через Адорно. Долго не мог понять, как словами можно объяснить музыку. И сейчас не понимаю:)) Кстати, почему Шостакович так не любил Асафьева? За то, что был сталинским карьеристом и интриганом?
Филофоб, Спасибо за интереснейший комментарий!!!Со мной было так. Я ещё в советское время начитался биографических и музыковедческих книг, издаваных в СССР))))Они, каким-то образом в неплохом количестве попадали в Польшу. И я там заметил, что понятие интонации понимается совсем иначе, чем у нас, в Польше, или на западе, где оно сводилось, упрощая, к чистоте и чёткости звука, строения. Только потом узнал, что всему "виновен" Асафьев)))Интересная семантическая проблема для переводчиков...))) Отдельный вопрос - отношение ДДШ к нему. Прадва, Асафьев выгодно усаживался в то время, как ДДШ давили запретами, но, насколько мне известно, Асафьев не принадлежал к числу "политических музыковедов" типо Коваля, Апостолова (вы знаете, конечно, историю о его кончине?)...Да, Шостакович завистником не был, я бы сказал, что его характеризовала какая-то хрустальная нравственная чистота и то при всех житейских, так сказать, пороках. Таким образом, можно сказать, что есть вещи важнее, чем отношения с такими, или другими, людьми. Многие подчёркивают, какую-то "отстраненность" Шостаковича. Он вроде присутствовал, но только лишь телом...Я не хочу этим сказать, что тогда, в его голове родились новые сочинения, хотя и это возможно...Мне самому кажется, что он просто пребывал в каком-то "параллельном мире", куда вообще вход посторонним запрещён...Может, он просто Асафьева "отбросывал" как, мнимого или действительного посягателя?
Филофоб 06-02-2011-15:38 удалить
Тайна сия великая есть. А что там, промси господи, с Апостоловым приключилось? Помню лишь, что бЫла какая-то совершенно мистическая жуткая история. Или это легенда?
Филофоб, 14-я Симфония ДДШ посвящается Сметри. Абсолютный шедевр и невероятная сила...Апостолов присутствовал на её премьере. В конце концерта ему стало плохо и на последних звуках буквально он скончался от сердечного приступа...Я уверен, что не случайно...
Филофоб 07-02-2011-10:47 удалить
Не случайно... Всякая смерть неслучайна.Обязательно освежу 14-ю в памяти.Если честно, целиком я ее никогда не слышал. Так, отрывки. У нас в Филармонии есть абонемент "Весь Шостакович". Загляну и наслажусь. Спасибо. А пропо:вот забавная совр.пиеса на муз.тему "Музыканты шутят". Плюс о пресловутой силе искусства. Рекомендую для улучшения настроения. Мне очень понравилось- http://zhurnal.lib.ru/k/kunstkamera/gagic.shtml
Филофоб 07-02-2011-11:29 удалить
Ответ на комментарий Лех_Кочывонс # Да, я в спешке написал вместо "Шостакович" -"Чайковский", что не удивительно и простительно. Равновеликость :)). А из того, что я слышал ДДШ, на меня наибольшее впечатление произвела 8-я.Как ни странно. Просто физическое наслаждение. Как от 5-й Малера.


Комментарии (17): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Витольд Лютославский ad memoriam | Лех_Кочывонс - Дневник Лех_Кочывонс | Лента друзей Лех_Кочывонс / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»