Вчера я сходил на очень престижный концерт)))))Один из тех, на который никак без галстука)))Правда, моё отношение к галстуку не однозначное, без восторга. Порой жена кричит: - почему ты, когда куда-то вместе сходим не надеваешь галстук а на хор к своим хористкам всегда знаешь, как одеться))))))))))))))))Но бывают случаи, без галстука - никак. Концерт состоялся в Большой палате королевского замка. Сам этот факт решает все вопросы насчёт одежды. Оказия была знаменитой - день рождения композитора Витольда Лютославского (1913-1994). Для Общества им. В. Лютославского стало традицией почитать его память концертом 25-ого января. Лютославский - одна из вершин польской музыки. Ему (в противоположность Пендерецкому, например), к сочинению музыки не нужны были "внешние" идеи, тексты культуры. В том смысле он был гораздо ближе французской традиции, чем, немецкой или, особенно, русской, к которой он относился (снова совсем иначе, чем Пендерецкий), мягко говоря, без интереса, несмотря на то, что на заре своего образования учился у Витольда Малишевского, ученика Римского-Корсакова и Глазунова, который познакомил его с методом изучения музыкальных форм, выходящим прямо из опыта Асафьева. Учитываемый в этом методе психологический аспект, в конце своей жизни, Лютославский назовет выходящим из ряда вон, замечательным. С другой стороны, я помню, как, если не ошибаюсь, Ирина Никольская спросила Лютославского про отношение к Шостаковичу, он очень нервно прореагировал, будто он был его личным врагом...Да, Лютославский в вопросе отношения к коммунизму (пожалуй, Шостакович был для польских юных композиторских "волчат" искренным коммунистом) был принципиально однозначен. Надо было быть Ростроповичем,чтобы попасть в его сердце))). Лютославски, несмотря на то, что музыке запретил "входить в контексты", сам стал гуру польских патриотически направленных консерваторов, которые по сегодняший день любят демонстративно поставить его выше Кжиштофа Пендерецкого, который, кстати сам назвал Лютославского "величайшим польским композитором". Это малость "учителей нравов", устанавливать такие иерархические лестницы. Когда кто-нибудь противопоставляет друг другу этих Мастеров, я ему не верю. Лютославский и Пендерецкий - две стороны одной вершины - вечной Музыки.
На концерте прозвучали три произведения: соль-минорная "дьявольская трель" Тартини, Соната ля-минор Падеревского и Партита для скрипки и фортепияно Лютославского. Исполнители были лучшие. На скрипке играл Константы Анджей Кулька (Konstanty Andrzej Kulka),кстати, профессор Петра Гуза, мужа моей дочки Камили)))))) а на фортепиано - Анджей Гуз (Andrzej Guz), тесть моей дочери)))))))Не то что мне не полагается критика))), но могу сказать, что уровень исполнения хочу назвать одним словом:высочайший...Концерт завершили не только бисы, но и standing ovation...