[400x300]
В левом крыле Национальной галереи всегда устраивают академически обставленные, богато подобранные и то что нередко называют "скучные" выставки. Последней была выставка работ Помпео Батони.
А я как раз люблю эти выставки в подвальном помещении, где прохладно и сумрачно, всегда немного публики, которую в основном формируют пожилые англичане в старомодных, но изящных пиджаках. Легко представить, что именно представители такого сословия и отправлялись в Гранд-Тур по Европе, непременно заезжая в Рим, где и работал Батони. Если коротко охарактеризовать его творчество - это некий вариант "фотографии с обезьянкой" в Сочи, только не опошленный свою ширпотребной доступностью. Представьте, что вы молодой, умный ,образованный, но склонный к кутежу и дебоширству молодой человек, во время путешествия по старушке Европе остановившийся в Риме. Вы уже исходили долины, непременно живописные, насладились руинами, непременно художественными, и римскими красавицами, непременно бедными, накупили античных скульптур в качестве сувениров, а чтобы запечатлеть себя на фоне Колизея или Собора Святого Петра вы не можете воспользоваться "мыльницей", - этим гениальным творением 21 века - а вынуждены обратиться к местному живописцу. Тот устроит вам постановочное "фото" в лучшем вашем наряде, а на фоне изобразит и Лакоона, и Аполлона Бельведерского и руины Рима в далеке. А еще всюду собаки, очевидно хороших кровей, почти все борзые, изящно-худые и самодовольные.
Впрочем, было бы грубейшим упрощением отождествлять живопись Батони с фотографией. Его портреты, хотя и полны покорного услужения, порой очень ироничны. Более того, он не только заказными портретами занимался, а как любой итальянский живописец не обошел религиозные сюжеты и его головы апостолов мне показались очень самобытными и правдивыми. Очень умилительны его непременно пухлые пальцы на ногах младенца и огромные лилии, стволы которых похожи на дубины. Говорят, вдохновлялся Рафаэлем, что не вызывает особого удивления. Живопись его производит впечатление качественности, иногда поднимающейся в отдельных деталях до виртуозности. Так что мой совет, не бойтесь таких заведомо известных как "скучные" выставок: они всегда искренни и неожиданно богаты.
[283x420]
В тот же день с Алексом ходили на презентацию работ современной английской художницы Элисон Уатт. Больше ее работ, которые представляют собой огромные полотна с имитацией ткани, складок и драпировки в бело-серых тонах, впечатлила пустая Национальная галерея, открытая только для избранных приглашенных и интересная, всеохватывающая, трезво-оригинальная беседа с Алексеем. Две такие разные выставки в один день еще раз уверили меня, что мой уклон в сторону того, что было, а не того, что есть сейчас хотя и осуждаем, но искренен и осознан.
[437x300]