Если ты посреди предэкзаменационной недели едешь в Оксфорд, значит на то есть какие-то очень уважительные причины. У меня они были: во-первых, мой Сомов, во-вторых, все без исключения остальные дни до отъезда у меня уже распланированы. Именно поэтому, в 8 утра сев в совершенно пустой автобус на остановке у Marble Arch, я уже через полтора часа повторения конспектов вперемежку со сном и английским дождливо-овечным пейзажем за окном была на автобусной станции города-мозга. Года три-четыре тому назад я была в Оксфорде вместе с моей английской школой на экскурсии, поэтому узнаваемость центрально-туристических мест могла бы отдавать настальгией, если бы та поездка мне запомнилась чем-то кроме охристого с каменными разводами цвета городских построек и жадной многолюдностью на главной магазинной улице.
Найти The Ashmolean Museum (наверное, по=русски будет Ашмолин) оказалось разочаровывающе просто и, прождав 10 минут до открытия, я зашла в музей. Вход очень напоминает Музей религий в Петербурге: также идут какие-то вечные строительный работы, есть охрана и седоволосые бабушки за кассой - очень уютно и в целом гостеприимно. Указали куда идти, пока я шла до цели, вокруг, справа, слева, сбоку - везде мелькали живописные шедевры. Такого искусствоведческого экстаза я давно не испытывала: не преувеличением будет сказать, что что перехватило дыхание, выступил холодный пот и появилась опасная блаженная улыбка. Уверена, что однажды моя психика не выдержит встречи с великим. В этот же раз обошлось, я прошла мимо, стараясь не смотреть по сторонам из-за нехватки времени, пообещав позволить себе полчаса музейного брожения в случае успеха поездки.
Началось. На мягком громоздком стуле, за широким столом, прикрытом бархатно-зелеными скатертями, лежит толстая, такая же богато-зеленая папка, а рядом еще одна. И все Сомов, только разве что еще две работы Серова. Выданные мне белые перчатки пахли не Тайдом, а хорошей прачечной, так же богат и хорош был Сомов: около тридцати работ, среди которых есть несколько подлинных и известных шедевров. После, вместе с главным директором отдела графики, я попала в запасники. Седовласый джентльмен все время пропускал меня вперед, предварительно отпирая дверь ключом из настоящей сказочно-гремящей связки, а потом выдвинул крайний стеллаж и подставил мне стремянку, чтобы я могла лучше и при правильном свете разглядеть "Портрет племянника" и копию с Поллаиуло. В запасниках типично мрачно, завалено и пыльно, много открытых, но уже засахарившихся книжек. Как же неестественно, что мне это так нравится, до сих пор не пойму, радоваться мне или сожалеть, что я выросла во что-то очень по своей натуре регрессивное и архаичное... Впрочем, на этом успех моего посещения не закончился, услужливая сотрудница отдела графики нашла мне папку со всеми материалами по Брайкевичу (все работы Сомова в музей поступили из его коллекции), где оказалась очень интересная его статья в журнале "Иллюстрированная Россия" за 1939 год, каталог лондонский выставки, копию которого я уже изучила в моей институтской библиотеке, а также кипа скучноватой и не очень важной переписки между директором музея и дочкой Брайкевича, касающаяся передачи работ в собственность музея. Три часа пролетели, все нужные и не очень бумаги отксерены, слова благодарности высказаны, так что теперь я имела право подарить себе те полчаса на оглядывание галереи, которые себе обещала в случае победы.
Только что открылись новые галереи: Кэмден Таун Группа, английский пейзаж 19 века и пре-рафаэлиты. Последние, как и всегда, особенно хороши, а Россетти их так вообще, пожалуй, самый мощный и утонченный. Потом скорее вниз, мимо Тициана (которым, скорее всего буду заниматься не на шутку в следующем году) скорее к моему излюбленном раннему Ренессансу с Липпи, Фра Анджелико и с той самой известной картиной, которая меня всегда так озадачивала - "Охотой" Уччелло. Строго воспрещаю смотреть репродукции: в реальности смотрится еще более втягивающе, умно и кукольно. Удивительна, знаете ли, встреча человека, видевшего только репродукции, с оригиналом; необычаен набор дум и чувств, которые достойны детального изучения! Очень хотелось взглянуть еще и на египетские галереи, и на античность, но разум взял верх и я, оправдывая себя бесплатным входом в музей, накупила кучу хороших книг про русскую коллекцию музея и отправилась к станции. Старалась особенно и по сторонам не смотреть, чтобы не соблазниться на прогулку по Оксфорду. В дороге повторяла как самая прилежная ученица, только иногда тайком отвлекаясь на рассматривание картинок в новоприобретенных книжках-сокровищах. Чует мое сердце, выгонит меня когда-нибудь мама со всеми этими книгами - это вам не бабушка-ценитель и моя московская комната со шкафом во всю стену.
Вот и сейчас еще рассматриваю набранный материал, собираю все в файл, чтобы взять с собой в Москву, где "сомовщиада" будет продолжаться все лето. И вообще, в Москве все будет так хорошо, что даже стыдно заранее. Только будет мне не хватать нескольких людей, которые стали мне тут настоящими друзьями, пусть и видимся мы не так часто. А в Москве-то у меня никого кроме бабушки и не осталось. Хотя нет, еще сама Москва, которую тут все так последнее время разучились любить, а я от этого люблю и ценю только еще сильнее и рьянее.
[330x440]
[533x400]