И вот опять в Москве было так хорошо, что нет сил вспоминать. А жаль, так многое хочется рассказать. Но расскажу тогда уже о свеже-сегодняшних впечатлениях.
[180x316]
Вы когда-нибудь бывали в выставочном зале перед его закрытием навсегда? Это такое романтично-грустное ощущение, схожее во многом с антоновскими яблоками Бунина. 27 января закроется коллекция декоративного искусства Жильберт, что в Сомерсет хаусе. Закроется навсегда, чтобы воскреснуть, но теперь только как часть коллекции Виктории и Альберта в далеком 2009 году. Я хотела успеть увидеть ее дома. И сегодня нашла время, чтобы успеть.
В полумраке и при матовой подсветке золотые и прочие красавцы-экспонаты за припыленными уже начавшимися строительными работами стеклами смотрятся еще эффектнее. Здесь и удивительные кубки с чудными зверьми вместо ножек и ручек, и монументальные часы с коринфскими колоннами, и слишком изящное оружие, и, естественно, женские драгоценности. Удивительно работы мелкие мозаики и картины, сложенные из различных полудрагоценных и драгоценных камней - немножко неловкие, замершие, но удивительно гармоничные и чутко-цветные. Конечно же, есть шкафчики, столы все в каменьях и из камней.
Но вот чудеса, пока я хожу и любуюсь этими светскими прелестями, мне постоянно чудится церковное песнопение. "Совсем заездилась по Владимирам да Радонежам", - подумала я, но, приблизившись к центральной комнате первоэтажной экспозиции я замерла. Передо мной золотые врата, подаренные Екатериной Великой Киево-Печорской Лавры. Табличка гордо повествует, что это единственная русская реликвия такого уровня, находящаяся за границей. Богато. И как-то так радостно, что православие теологически принимает роскошь убранства. И да, там действительно тоненько и глухонько из колонок поют, не уставая церковные песни записанно-сохраненные голоса.
На втором этаже - бесконечное богатство табакерок. Удивительно, как человеческая потребность породила такой элемент декоративного творчества, основанного не только на богатстве материала, но и на оригинальности и виртуозности исполнения. Потом еще много миниатюр, особенно с видами Рима, еще пара мозаичных столиков и обилие серьг, гребешков и прочих украшений. Некоторые комнаты уже закрыты, через прозрачность стекол видны пустые стены и разобранные шкафы.
А при выходе утонченно-варварско навалены теперь уже бесплатные (а когда-то недоступно дорогие) каталоги и плакаты. Прощай, милая выставка. Пусть тебя также берегут и ценят в твоем новом доме.