• Авторизация


Смертельная культура Петербурга 21-09-2007 12:29 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Тема вандализма в период 30х годов поднималась неоднократно. Особенно актуальна она для Санкт- Петербурга, который, несмотря на все издевательства над ним, до сих пор носит звание культурной столицы России и является одним из красивейших городов мира.
Тем не менее, не только сами жители города, но и приезжие, частенько замечают, что некоторые места Санкт- Петербурга вызывают у людей гнетущее впечатление. Причем объективных причин этому явлению на первый взгляд нет. Но это только на первый взгляд.
Если внимательно покопаться в истории Санкт- Петербурга, то можно найти неоднократные упоминания о том, что в период активного строительства коммунизма многие памятники архитектуры, да и просто архитектурные объекты были объявлены «пережитком прошлого» и подлежали сносу или демонтажу на социалистические нужды. Не будет затрагивать вопросы сноса церквей и использования дворцов в качестве казарм- это хоть и неприятная, но уже избитая тема. Гораздо больший интерес представляет вопрос о повседневном строительстве в Петербурге 30х годов. Так из чего же строили светлое будущее в то время?
«Мы новый город построим на старых костях»,- так пела Ольга Арефьева. Эти слова как нельзя более актуальны для Петербурга. Начиная с 30х годов, правительство Страны Советов объявляет старинные кладбища царским пережитком и предписывает разрушить надгробные памятники и сравнять погосты с землей. Естественно, в России и до того были прецеденты сноса кладбищ и переноса захоронений за черту города. Но не будем забывать о том, что в 30е годы Петербург активно перестраивается. Материала катастрофически не хватает… В итоге многие надгробия и памятники были в то время пущены на строительный материал. Облицовка набережных, фундаменты и стены домов, городские ограды, брусчатка, поребрики- все это молчаливые свидетели человеческой скорби прошлых веков. И если сейчас снять слой асфальта с многих петербургских улиц, то можно будет своими глазами увидеть никому больше не нужные эпитафии. «Любимому сыночку Мишеньке от родителей. 1830 год. Покойся с миром». «Любимой жене Софье Михайловне Мытниной. Мы не прощаемся навсегда…Сентябрь 1827 года». Сотни и сотни свидетельств человеческого горя и скорби. Теперь это лишь пыль под нашими ногами. Пафосно, но факт.
С уходом «красных варваров» из власти ситуация не изменилась. В нашем прогрессивном 21м веке ситуация с погостами по- прежнему катастрофическая. Но теперь к обычному варварству и вандализму добавилась нотка извращенного цинизма. Давно известно, что на захоронении можно хорошо наживаться. Но какие шаги готовы предпринять власть имущие, чтобы эти деньги изъять? Вспомним 2005 год и громкий кладбищенский проект администрации Санкт- Петербурга. Тот самый, где могильный холмик, заросший травой, признавался бесхозным, а тело подлежало эксгумации. Нет, понятно, что двухсотлетние могилы вряд ли посещает кто- нибудь из ныне живущих, хотя и это спорных вопрос. Но что значит «свежая бесхозная могила»? Согласно планируемому закону, те могилы, за которыми не было ухода в течение двух лет, подлежат сносу, и земля, освобождаемая в ходе этого варварского действа, стоит не много не мало - от 1000 евро. Практически цена одного квадратного метра в новостройке. Однако, овес нынче дорог, как сказал бы Великий комбинатор Остап Бендер. И упокоиться с миром далеко не каждому по карману. Помните, как мы, молодые, смеялись над нашими бабушками и дедушками, когда те копеечка к копеечке собирали деньги на собственные похороны? Как они сами покупали похоронный костюм и туфли, откладывали деньги на гроб. Такая «предусмотрительность» казалась нам пережитком тех времен, но пережитком ли? В случае, не дай бог, конечно, внезапной смерти, сможет ли ваша семья моментально выделить от 2000 до 4000 евро на погребение, церемонию, и все необходимые материалы? «Нагим человек приходит в этот мир и ничего из нажитого на земле не забирает с собой». Однако для того, чтобы быть похороненным с честью покойный должен быть если не состоятельным, то, по крайней мере зажиточным человеком.
Но даже тем, кто, вопреки всем стараниям власти, умудрился быть похороненным на городском кладбище, не следует расслабляться. Увы, в наш просвещенный 21 век помимо вандалов «по призванию» существуют и иные социальные группы, которые не прочь разрушить пару надгробий, либо надругаться над памятью усопшего. Достаточно вспомнить громкий скандал с Серафимовским погостом, где в одну ночь были уничтожены 50 надгробий. А многострадальное Еврейское кладбище, где регулярно «промышляют» не только идейные скинхеды, но и идейные сатанисты. Каждый год на этом кладбище разрушается от 30 до 160 памятников, многие из которых, между прочим, представляют собой достояние культуры. Впрочем, касательно Еврейского погоста следует вести отдельный разговор, потому как ни за старинными склепами, ни за кладбищенской церковью давно никто не ухаживает. Кому вменять это в вину- начальству кладбища или же напрямую руководству города? Этот вопрос на самом деле не так уж и важен. Самое главное помнить, что культура нации постигается по отношению людей к своим мертвецам.
Давайте еще раз оглянемся на наш прекрасный Санкт- Петербург, где живет самая культурная публика в России. Давайте, просто перечислим те факты, которые можно увидеть, проанализировав состояние погостов на сегодняшний момент. Итак, самым распространенным в Петербурге и окрестностях является разворовывание военных захоронений, где, между прочим, покоятся не только захватчики- фашисты, а преимущественно защитники нашей с вами Родины. На втором месте стоят русские националисты, которые устраивают методичные погромы на могилах «иноверцев». За ними, наступая на пятки, следуют представители модной секты сатанистов, то и дело переворачивающие кресты и оскверняющие могилы. Ну и замыкает наш почетный парад течение готов, которые, по их словам, не занимаются вандализмом на погостах. Закономерный вопрос - тогда почему же после «готичных посиделок», родственникам приходится убирать с могил усопших горы бутылок и окурков. Я уж не говорю про совсем уж странное увлечение готичной молодежи вести свою личную жизнь исключительно на свежих и не очень могилах.
Что же мы имеем в итоге? Оказывается, наша культурная столица не такая уж культурная, как об этом кричат на всех перекрестках. Согласна, в городе существует множество проблем, которые требуют безотлагательного решения. Да, конечно же, необходимо думать, прежде всего, о живых. Но не кажется ли вам, что от поколения к поколению отношение к мертвым теряет ту необходимую долю почтительности, которая принята в обществе? Сейчас наши сверстники и наши дети громят захоронения, завтра наши внуки будут сбрасывать тела в общую яму и оставлять на корм воронью. Своих мертвецов надо уважать. Только имея уважение к чужой смерти можно рассчитывать на уважение другими людьми вашей жизни.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Смертельная культура Петербурга | Chiffa_Spb_Al - Дневник Chiffa_Spb_Al | Лента друзей Chiffa_Spb_Al / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»