ВАДИМ ШИРОКОВ
УДАЧНАЯ ФОТОГРАФИЯ
Не секрет, что даже начинающий фотограф-любитель способен создать шедевр (случайно), отсняв при этом тысячу кадров. Так вот вопрос в том, каким же образом можно увеличить вероятность попадания в удачный снимок, соответственно снизив количество отбракованных фотографий.
Для этих целей предлагаю обратить внимание на следующие существенные моменты, напрямую влияющие на качество снимка: 1. Техника. 2. Голова.
ТЕХНИКА
На первом пункте не хотелось бы останавливаться подробно, поскольку здесь и так все более-менее ясно. Если рассматривать оснащение любителя, то под составляющими техники я подразумеваю камеру, которая, в свою очередь, делится на объектив и body; затем пленку, если камера нецифровая; место проявки/печати, если это не осуществляется самостоятельно; а также сопутствующие аксессуары: внешняя вспышка, штатив, дистанционное управление, фильтры и т.д. При этом не считаю принципиальным что-то из вышеперечисленного выделять в приоритет. Важно все в совокупности. Можно обладать камерой за тысячу долларов и смазать результат из-за хромого скрипучего штатива при съемке в условиях низкой освещенности.
Единственное, на что хотел бы обратить внимание – это различие по качеству получаемого изображения между цифровой и аналоговой камерой. Для сглаживания этой разницы в газете «Фото Бизнес News»1 исследовался вопрос технического совершенства цифровых камер. Автор статьи «Хочу все знать о цифровой фотографии!» приходит к следующему выводу: для того, “чтобы достичь разрешения, сопоставимого с фотопленкой, устройство фиксации изображения цифровой камеры должно иметь от 8 до 12 мегапикселей. Другими словами, оно должно создавать цветные файлы размером более 24 мегабайт”.
Технику можно расценивать как необходимое, но не достаточное начальное условие для создания фотографического шедевра. По моему мнению, для реализации творческих замыслов подойдет любая не самая дешевая камера, классом выше, чем компактная. Поэтому переходим к пункту № 2.
2. ГОЛОВА
Здесь, в свою очередь, я тоже считаю возможным провести некий анализ (разбивку на составляющие). Условно это – образование, практика и везение.
Что касается образования, то здесь можно быть спокойным. В том плане, что в настоящее время в Российской Федерации нет высшего учебного заведения, окончив которое у Вас на руках оказался бы диплом фотографа. Достаточно острая дискуссия на эту тему отмечена в статье «Уроки фотографии» журнала «Фото и видео»2 . Т. е. нет эталона, не с чем сравнивать и, следовательно, любой желающий, взяв в руки даже мобильный телефон (который сейчас редко встречается без встроенной камеры), может легитимно объявить себя фотографом. В этой связи позволю себе процитировать Александра Лапина: «Ну, а человек, который никогда не видел, как на бумаге в проявителе возникает изображение, - все же это не фотограф, а скорее нажимальщик кнопок»3 . Безусловно существуют мастера, существуют курсы фотодела для начинающих и для продвинутых, где эти мастера преподают. И при этом отсутствуют формирующиеся десятилетиями исторические традиции русской фотографии и складывающиеся по цепочке ученической преемственности школы как направления культуры фотографии.
Что касается практики, то там тоже все достаточно просто. Чем больше упражняешься в приобретенных знаниях, тем чаще получаются хорошие фотографии. Правда, для того, чтобы расти, необходимо кому-то свои работы демонстрировать с целью обратной связи в виде разумной критики и советов по устранению допущенных ошибок. С этим немного тяжелее, учитывая уже упомянутую ситуацию с образованием. Тем не менее, все же существует масса талантливых фотографов, к которым можно обратиться, а если начинающий не имеет таковых среди своих друзей и знакомых, то можно порекомендовать фотосайты. Надо отдать должное научно-техническому прогрессу, уровень которого сегодня позволяет обмениваться мнениями касательно своих и чужих работ, не выходя из дома. Посещение официальных сайтов знаменитых фотографов, виртуальных галерей, изучение статей, участие в форумах (обмен опытом), анализ работ посредством написания комментариев, а также изучение отзывов других посетителей фотосайтов – все это в той или иной степени способствует повышению уровня Ваших способностей.
Так что пока все представляется довольно таки понятным. За исключением последней вещи – везения. Я не уверен, что если изучить все биологические аспекты восприятия изображения человеческим глазом, геометрические правила построения фотографии, изобразительные и смысловые связи, композицию, активные линии и т.д., то удачный снимок гарантирован. Более того, в своей книге А. Лапин утверждает, что при грамотном анализе получившихся фотографий можно обнаружить вполне достойные внимания работы, в то время как первоначально эти же снимки казались посредственными. Получается, что, если любителю никогда не представится возможность ознакомиться с книгой Лапина, то он никогда не узнает, что создал произведение искусства. В «Фотографии как…» автор также утверждает, что общепризнанные правила создания привлекательного снимка можно нарушать, только делать это осознанно. Т.е. сначала представить результат, сделанный по канонам соответствующей съемки, а потом работать, умышленно отступив в сторону от этих канонов. Таким образом, напрашивается вывод, что все здесь крутится вокруг неких правил, которые, на самом деле, являются гипотетическими. И толком-то их никто не знает, поскольку нет стандарта фотографического образования (доступного в России). Попробую предположить, что здесь решающую роль играет что-то иное. По моему мнению, гениальная фотография содержит в себе нечто большее, нежели та, взгляд на которой задерживается не дольше секунды. Эта разница с трудом осязаема и находится как бы за кадром. Она привлекает внимание, но не видна напрямую. Это что-то эфемерное, но устойчиво подпитывающее зрителя эмоциями и притягивающее его продолжать разглядывать фотографию еще и еще. Вероятно, подобрать определение этому явлению не представляется возможным, поскольку словесная оболочка сразу же его ограничит.
Что же способствует захвату дозы этой эфемерности при нажатии на кнопку спуска затвора камеры? В первом приближении все просто – главное везение. Кто-то добросовестно в течение года посещает каждое занятие курса «Фотография для начинающих», а кто-то, один раз прочитав какой-нибудь простенький самоучитель по фото, добивается тождественных результатов. Как последнему это удается? Ответ в следующем: надо чувствовать то, что Вы делаете. Какие же существуют способы развить эту чувствительность? Рассмотрим более подробно некоторые возможности получения произведений фотоискусства посредством увеличения рациональности мышления и принятия наиболее подходящего решения.
Во-первых, это метод, предлагаемый Мирзакаримом Норбековым4 . Он заключается в том, чтобы развить функцию шишковидной железы мозга, отвечающей за интуицию. Вывести ее из состояния «stand by». С техникой развития можно ознакомиться в книге «Миллион решений» или непосредственно на курсах Норбекова. К слову сказать, в 2001 году Гарвардская школа бизнеса наиболее передовыми способами развития бизнеса признала интуицию и медитацию. При наличии интуиции возможно, помимо прочего, приступая к работе, сразу же отклонить неудачные ракурсы и выбрать наиболее выигрышный, почувствовав его. Методом проб и ошибок, но исключая ошибки (по крайней мере, сведя их к минимуму).
Во-вторых, нельзя не упомянуть великолепную книгу Максвелла Мольца5. Целая глава этого произведения посвящена поиску эффективного решения. Суть данной главы следующая: существует мировой бассейн идей. Не надо ничего искать. Все решения, гениальные идеи и открытия уже созданы. Надо только дотянуться до них, каким-то образом получить доступ к этому бассейну. Мольц советует только один раз как следует задуматься над поставленной задачей, а впоследствии наоборот отвлечься и больше не беспокоить голову этой проблемой. Далее в организме запускается самонаводящийся механизм целеполагания, ориентированный исключительно на наиболее эффективный результат, на удачу. Главное не мешать ему и решение придет само. В этой связи Мольц даже приводит такую болезнь как тремор цели: чем больше стараешься эту цель достичь, тем более она ускользает.
В-третьих, заслуживает внимания и теория Махариши Махеш Йоги6. В основе учения Махариши лежит предположение о существовании единого поля. Это поле соткано из законов природы, включая точные науки и т.д. – упорядоченные законы жизни. Стараться все их изучить и соблюдать бессмысленно. Хотя бы потому, что на это жизни не хватит. Проще погрузиться в единое поле и принимать решения естественным образом, интуитивно. Плюс гармонизация отношений, согласованность с окружающей средой, соразмерность Ваших возможностей с возникающими проблемами. При этом для достижения результата по максимуму обещается затрата минимума усилий. Каким же образом возможно достижение этой области чистой умственной энергии и интеллекта – единого поля? Достаточно освоить технику трансцендентальной медитации (ТМ). Найдя посвященного, которому позволено преподавать ТМ, за символическую плату после соответствующего обряда Вам вручат несложные правила практики ТМ и мантру. Осталось только решиться тратить 2 раза в день по 20 минут на медитацию. Но, возможно, игра стоит свеч. Поиск решений творческих задач теоретически должен значительно упроститься после освоения данной техники.
В-четвертых, «духовный бестселлер» Шакти Гавэйн7. Попробую проиллюстрировать идею книги на примере одной из техник, которая по сути отражает общее содержание данного произведения. Для достижения цели прежде всего требуется ее максимально ясно сформулировать8. Для этого Вам следует определить, какой Вы хотите видеть будущую фотографию и какое эмоциональное влияние она будет оказывать на зрителя. Затем надо пережить этот снимок в голове. Т.е. создать его мысленно, представить подробности в деталях, нарисовать конечную картину как можно более четко в уме, увидеть изумление и восхищение на лицах зрителей, если эти персоналии заранее Вам известны. Затем следует отпустить этот образ в свободное плавание, во Вселенную. Результат Вашего мышления материален, более чем. Потребуется некоторое время для того, чтобы созданная Вами фантазия нашла возможность замкнуться на Вас еще раз, но уже в виде реальной фотографии. Т.е. каким бы парадоксальным этот способ не показался, но делать действительно ничего не надо, за исключением визуализации конечного результата и веры в действенность вышеприведенного метода.
Стоит оговориться, что мной умышленно не приведены методы, обладающие, на мой взгляд, сомнительной результативностью. Так же я хотел бы только обозначить и не углубляться подробно в общеизвестные истины, как то а) для того, чтобы голова эффективней работала следует содержать ее в чистоте, проветривать, а еще лучше стремиться к идеальному здоровью всего организма; б) такие вещи, как тренинг личностного роста или индивидуальная работа с психологом способствуют значительному повышению самооценки, что приведет к возможности допустить для себя запрыгнуть на ступень выше, снять собственные ограничения себя.
Данная статья не претендует на охват всех существующих способов подружиться с Фортуной для создания удачного снимка. Однако цель ее написания будет оправдана, если хотя бы кому-то из любителей она окажет содействие в получении потрясающих фотографий