Это цитата сообщения 
Somers Оригинальное сообщениеВенедикт Ерофеев - Из записных книжек. Цитаты
 [284x350]
 [284x350]Ерофеев Венедикт Васильевич (1938-1990), русский писатель. Родился 24 октября 1938 на ст.Пояконда Мурманской обл. Отец - начальник железнодорожной станции, в 1939 был репрессирован. Школьные годы Ерофеев большей частью провел в детском доме г.Кировска Мурманской обл. Окончив школу с золотой медалью, в 1955 поступил на русское отделение филологического факультета Московского университета. Отчисленный в феврале 1957 за демонстративное непосещение занятий, до конца жизни оставался разнорабочим.
Неустроенность была для Ерофеева жизненным принципом и стимулом его писательства, которое постепенно приобретало характер религиозного поиска, причем основным средством поиска было культурно насыщенное слово, сопоставленное с советской действительностью. Это превращение словесного творчества в религиозный опыт очевидно на примере первого юношеского произведения Ерофеева Записки психопата, создававшегося в 1956-1957, впервые напечатанного (в сокращении) в 2000 и вызвавшего читательский интерес и критический отклик.
Из записных книжек
•    Ничто не вечно, кроме позора.
•    А Мопассан, например, самой пошлой вещью на свете называл Эйфелеву башню.
•    У Чехова повсюду и постоянно герои поют романс 
    "Не говори, что молодость сгубила…" Что это такое?
•    Кто создал наше тело? - Природа. Она живит и разрушает его каждый день. Кто     выпестовал наш дух? - Алкоголь выпестовал наш дух, и так же разрушает и     живит его, и так же постоянно.
•    Есть языки в которых вообще нет бранных слов и выражений, тем более     нецензурных. У малайцев, например, самое сильное оскорбление и ругательство: "Как тебе не стыдно!"
•    Гляжу я на тебя, Тихонов, и думаю: отчего это все великие люди плохо воспитаны?
•    У В.Тихонова ни сердца, ни ума, ни постоянства, ни идеи - одно только: индивидуальность.
•    А что нам с этих трёхсот грамм будет? Мы же гипербореи.
•    Виною молчания еще и постоянное отсутствие одиночества: стены закрытых     кабин мужских туалетов исписаны все снизу доверху, в открытых - ни строчки.
•    Эпикур в письме к Менелаю: "Благодарение божественной натуре, за то, что она     нужное сделала нетрудным, а трудное - ненужным".
•    Мистика всегда шла бок о бок с половой распущенностью.
•    Гибельные следствия полуфилософии" (Карамзин).
    •    Вот и Христос: "Тут же разрушу храм и в три дня его построю". Почему же в три, если он мог и в одно мгновение? Так убедительнее для обывателя.
•    Протопоп у Лескова: "Мечтателю подобает говорить бестолково".
•    Да мало ли от чего дрожит рука? От любви к отечеству.
•    У меня было какое-то важное дело на душе.
•    На левую ногу я надел ботинок без носка, на правую - только носок. 
    Пусть все видят, что я взволнован.
•    Обожаю простые удовольствия. Это последнее прибежище сложных натур.
•    свежа, как предание
•    Какого им еще мессию? И что он сможет добавить к тому, 
    что тот уже сказал? Этот, ихний, будет молчать и заниматься судопроизводством.
•    Установить для Мельниковой, был ли Дантес евреем, она мне за это полтинник даст.
•    Если в граммах считать, я больше пролил слез, чем Боря водки выпил.
•    Ткацкая фабрика имени Пенелопы.
•    Розанов цитирует Гоббса: истина вроде той, например, 
    что сумма углов треугольника равна 180 градусов, не обошлась ни в одну каплю крови, 
    поскольку это истина, не затрагивающая ничьих интересов.
•    Лёва набран петитом, а я курсивом.
•    и скончался на 88-м чихе под громкий смех окружающих
•    А в ответ сказать какую-нибудь гадость, например: "Служу Советскому Союзу".
•    В поваренной книге определение того, что такое гювеч - болгарское
национальное кушанье из мяса, риса и овощей, которое может быть приготовлено без мяса, 
без риса и без овощей.
•    Хватит плоского реализма. Поговорим о чем-нибудь несуществующем:
     о деньгах Тихонова, об уме Любчиковой.
•    "Перед великим умом я склоняю голову, - сказал пошляк Гёте, - 
    Перед великим сердцем - колени".
•    Родилась тогда-то. И была со мной каждый день. 
    А потом куда-то делась, я не знаю куда.
•    Кто бы ни был прав - Библия или Дарвин - мы происходим, 
    стало быть от еврея или от обезьяны.
•    Почему я должен болеть за арабов? Ни один араб меня 
    еще ни разу не похмелил.
•    В древнеегипетском эпосе, оправдательная речь умершего: 
    " Я не чинил зла людям
     И не нанес ущерба скотам.
     Я не был причиною недуга
     И не был причиною слез".
•    Пора домой. Я чем-то удручен.
•    нам больше невозможно пить по этому прейскуранту
•    И еще мы обязаны свято оберегать массивы Уссурийской тайги. 
    Так разве я нарушил? Я сижу и свято оберегаю. Я в эти массивы еще даже ни одного окурка не бросил.
•    Когда Господь глядит на человека, он вдыхает в него хоть чего-нибудь. 
    А тут он выдохнул.
•    А мы для них, для жидов, просто окружающая среда, среда обитания.
•    Если б меня спросили: как ты вообще относишься к жизни, 
    я бы примерно ответил бы: нерадиво.
•    Кто это говорил, что деревья - это всего-навсего недопиленные бревна?
•    Нас четверо на даче. Трое со мной: юный, добрая и вечный.
    бесполезное ископаемое, вот кто я
•    Человек - это звучит горько (просто сорвалось).
•    Китаёзы, оказывается, те, изобретшие порох, 
    использовали его только в пиротехнике. Ничего, главное, им в голову не пришло.
•    - Да ты же написал гимн Советского Союза. И слова твои, и музыка твоя.
•    ощущение своей социальной второстепенности
•    О пастухах достаточно сказано уже у Вергилия.
•    торжественно провозглашать элементарные истины
•    четверых убил, шестерых изнасиловал, короче, вел себя непринужденно
•    не второсортная, а сорт "Б"
•    Ни один композитор мира не покончил собой и не умер насильственной смертью.
•    Мир, как Владик Цидринский, мал, плохо склеен, скорбен, 
    и только иногда натужно говорлив и бодр.
•    Розанов: "Русь молчалива и застенчива, и говорить почти что не умеет. 
    Вот на этом просторе и разгулялся русский болтун".
•    Симпатичный шалопай - да это почти господствующий тип у русских.
•    моя хлопотливая и суматошная должность тунеядца
•    "продал себя за рюмочку похвалы" (Розанов)
•    "Ты-то, Ерофеев, возвышенных соображений, ты высмаркиваешь на всё,
     что для них нужнее всего, но все-таки и их позови, вдруг да они возвышеннее тебя?"
•    Меня, прежде чем посадить, надо выкопать.
•    Скатертями - все твои дороги.
•    пребывая в бдении и алкании день и нощь
•    Не пойдем никуда, чтобы на людей не смотреть и себя не показывать.
•    сочетать неприятное с бесполезным
•    Христа (как следует) знали 12 человек, при 3-х с половиной миллионах 
    жителей земли, сейчас Его знают 12 тысяч при 3,5 миллиардах. То же самое.
•    В этом мире я только подкидыш.
•    Завтра написать Курту Вальдхайму о том, 
    что я признаю независимую республику Гвинею-Бисау.
 
•    А Курт Вальдхайм мне в ответ телеграмму: "Дурак ты". 
•    Карамзин изобрел только букву "ё". Х, П и Ж изобрели Кирилл и Мефодий.
•    "Лучше быть стройным тунеядцем, чем горбатым ударником"
•    Люди, не убивайте друг друга, ибо это доставляет мне огорчение.
•    о Спартанском царе Клеомене: "общаясь со скифами, он научился пить
     неразбавленное вино и от этого впал в безумие" (у Геродота).
•    У Г.П.Федотова определение понятия "русская интеллигенция": "Русская 
    интеллигенция есть группа, движение, традиция, объединяемые идейностью своих 
    задач и беспочвенностью своих идей".
•    Геродот говорит: надо чтить чужие обычаи. И спустя двести страниц:
     "Закапывать жертвы в землю живыми - персидский обычай".
•    "Выживание наиболее приспособленных" (о выселении Тихонова из квартиры Любчиковой).
Вот как. Из пьесы "Саул" Жида: слуга говорит: "Он помешался! Видишь ли, я охотно допускаю, что можно всю ночь напролет пить вино; или же молиться, если у вас на сердце неизбывная тяжесть; 
или, наконец, смотреть на небо, чтобы узнать, какая будет завтра погода… 
Но все три дела разом! Он помешался".
•    Мое сердце не говорит этой музыке "нет", но и "да" оно не говорит.
     Мое сердце пожимает плечом, когда слушает ее.
•    У него бездна ответов и он удивлялся: почему так мало вопрошаем? 
     почему ленивы и не любопытны и суетны?
•    Эллины были тверже в этом отношении. Агамемнон возвращается 
     (через 10 лет) со своею Кассандрою и застает Клитемнестру с Эгисфом. 
     Никто не думает убить Агамемнона за блядки, его убивают не за блядки. 
     А Клитемнестра подсудна со всех сторон.
•    Степень бабьего достоинства измерять количеством тех, 
     от чьих обьятий они уклонились.
•    "Ты не холоден и не горяч, ты только тепловат; 
    не могу тебя терпеть, выплюну тебя из уст моих" (Иегова, Ветхий Завет).
•    все равно пригвожденность, ко кресту ли, к трактирной ли стойке…
•    Предсмертную тоску Пушкина ("Ах, какая тоска!", он говорил, что от нее
      страдает больше чем от боли) - приписали воспалению брюшной полости.
•    Шопенгауэр: "Жизнь вполне терпима, но вряд ли стоит родовых мук".
•    Мы все так опаскудились мозгами и опаршивели душой, что нам 13-летняя
      привязанность кажется феноменом. Мы, правда, живем в мире техники и скоростей, ну, что ж, 
     пропусти технику, иначе действительно собьет, протиснись сквозь все эти такси и иди куда тебе надо.
 [280x412]
 [280x412]Самое значительное из произведений Ерофеева, написанное в 1969 и получившее с начала 1970-х годов широчайшее хождение в "самиздате" (машинопись и фотокопии), - прозаическое сочинение Москва - Петушки. Это было весьма насыщенное литературными и, в частности, поэтическими аллюзиями повествование от первого лица о злополучном путешествии в электричке за 125 километров от Москвы в городок Петушки. Путешествие это, включающее псевдосерьезные и откровенно комические размышления и признания, гротескные бытовые зарисовки, видения, фантасмагории и откровения и как бы адекватное целой жизни, является по сути дела целостным осмыслением советской действительности в религиозно-христианском ключе. В конце концов повествователь становится мучеником этой действительности; он опознан как "чужак", приговорен без суда и следствия и подвергнут линчеванию на советско-уголовный манер. Но прежде он выказывает себя тонким и внимательным наблюдателем и остроумным соучастником абсурдистских перипетий, складывающихся в узнаваемый на бытовом уровне образ советского существования людей, рабов и сынов Божиих. В "поэме" нет ни обличительности, ни отстранения от действительности; вероятно, поэтому она приобрела популярность во всех читательских слоях.
Написанной случайно и по заказу и вместе с тем глубоко закономерной, суммирующей его постоянную работу над словом, очевидную в записных книжках, явилась его Проза из журнала "Вече", перепечатывавшаяся под не-авторским заглавием Василий Розанов глазами эксцентрика. Это большой рассказ о религиозном озарении, достигнутом с помощью чтения Уединенного и Опавших листьев В.В.Розанова, — озарении, дающем силы и способность весело переносить абсурд советского существования.
Этот дикий абсурд с особой выразительностью и полнотой представлен в комической "трагедии в пяти актах" Вальпургиева ночь, или Шаги командора (1985), где действительность ограничена палатой психиатрической лечебницы, а действующие лица исполняют социально мотивированные роли визионеров-пациентов, изуверов-врачей и садистов-надзирателей. Действо имитирует действительность и постепенно превращается в пляску смерти, призванную "внести рассвет в сумерки этих душ, зарешеченных здесь до конца дней". Безысходно мрачный конец трагедии несет, однако, религиозный катарсис — освобождение, и не случайно одна из театральных постановок трагедии завершалась символическим восхождением пациентов к небесам.
Опубликованный в 2000 канонический состав творческого наследия Ерофеева со всей очевидностью свидетельствует о религиозной направленности и христианской подоплеке его творчества. 
В 1985 году Венедикт Ерофеев принял католическое крещение, перед смертью исповедовался и причастился согласно обрядам римско-католической церкви. 
Умер Ерофеев в Москве 11 мая 1990года.
Цитаты