Вот решила выложить свой доклад по миржуру.... Главное, как мне кажется, - это упадок некогда сильной публичной сферы (обсуждений, дискуссий, свободных СМИ, открытости всех государственных и корпоративнх структур). Одна развлекательная информация не приводит ни к чему хорошем. Человек больше не человек, он обездушенный потребитель, винтик в деятельности капиталистических корпораций, больше никто. Духовно обедненная личность. А корпорации на этом зарабатывают и зарабатывают, вот как уже второй век подряд.
Юрген Хабермас (р. 1929г., Дюссельдорф) – немецкий философ и социолог. На протяжении всей карьеры Хабермас был увлечен исследованием предпосылок существования в обществе открытой и свободной коммуникации, что явно связано с его исследованиями подъема и упадка публичной сферы информации.
Публичная сфера возникла в эпоху зарождения капитализма, в Великобритании XVIII и XIX веков. В середине XX века эта сфера пришла в упадок. Эта сфера была независима от государства и от экономических сил. Она связана с появлением состоятельных и самостоятельных предпринимателей, которые покровительствовали интеллигенции (литераторы, критики). Далее окрепнувшая интеллигенция освободилась от своих покровителей и сформировала критически настроенную к власти среду. Они выступали за свободу прессы и открытость политики. Возникли политическая оппозиция и борьба мнений, что Хабермас называет наиболее приемлемой политикой. Любой мог обсудить проблему, провести дискуссию, привлекая лично незаинтересованных в ее решении лиц. Таким образом, складывалось общественное мнение. Информация – опора публичной сферы. Важной формой публичной дискуссии были парламентские дебаты. Идеальная организация публичной сферы: честные члены палаты общин, которые в зале заседаний осуждают проблемы, пользуясь помощью способных и преданных делу государственных служащих, которые честно собирают нужную по ходу дела информацию. При этом весь процесс идет на глазах публики: сказанное добросовестно отражается в официальных публикациях, а пресса обеспечивает доступ к содержанию этих публикаций.
Публичная сфера привлекательна для сторонников демократии: надежная информация – гарант открытости и доступности демократических структур. Есть доступ к фактам.
По мере развития капитализма, СМИ становятся средством пропаганды и рекламы. Публичная сфера приходит в упадок из-за всеобщей коммерциализации и экспансии корпоративного капитала (ТНК). Литература и пресса все чаще выполняют развлекательную функцию. Идет прославление капиталистического образа жизни, подчинение рекламодателям и их капиталу.
Но идет и обратная тенденция. Такие люди, как ученые, адвокаты, врачи, некоторые госслужащие, организуют поддержку публичной сферы и не пускают ее под крыло капитализма. Хабермас приводит примеры «слуг общества»: организации общественного вещания (которые созданы государством и защищены от капиталистического влияния), публичные библиотеки, государственная статистическая служба, музеи, художественные галереи и система высшего образования. Они отражают возможность распространения политически неангажированной информации среди широких слоев населения. Таким образом, людям предоставлена возможность «неискаженной коммуникации». Государство выступило гарантом сохранения этих важных элементов инфраструктуры публичной сферы.
Но Хабермас с тревогой задумывается о будущем публичной сферы: человек часто не задумывается над смыслами информации. ПиАр и реклама вредят публичной сфере. Люди имеют право голоса, однако не понимают, за что они голосуют. Избиратель сталкивается с манипулируемой публичной сферой. Общественным мнением стала управлять пропаганда. Учитель Хабермаса Теодор Адорно (1903-1969) пессимистично настроен: он считает, что капитализм восторжествует, для публичной сферы не останется места, массмедиа станут издавать лищь развлекательную продукцию, это приведет к непрерывному потреблению. А это в свою очередь приведет к обеднению личности человека, который не сможет самостоятельно мыслить и участвовать в дискуссии.
Уэбстер Ф.Теории информационного общества. Глава 7.