• Авторизация


Конан Дойл — создатель технологии ужаса. Борис Никитский. 05-08-2008 00:09 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Статья из газеты "Екклезиаст" под полу-комическим заголовком "Тихий ужас" и с античным эпиграфом повествует, оказывается, об авторском литературном методе Конана Дойла. После чего - кто бы мог подумать! - автор плаво переходит к Лавкрафту. Итак, вот этот материал.
 
 

                                        “Смотрящий в бездну, бездна смотрит на тебя”


Артур Конан Дойл — создатель технологии ужаса

Борис Никитинский

         В самой читающей стране мира читают много и бессистемно. Особенно в юности, когда детская тяга к знаниям преломляется в желание быть по-взрослому осведомленным и мудрым. Любопытство, не имеющее границ, открывает дверь для неизведанного, в котором много загадочного, необъяснимого и оттого жутковатого.
         Первым писателем, создавшим технологию страха, был Артур Конан Дойл. Хотя формально он никогда не работал в жанре ужасов, но в рассказах о Шерлоке Холмсе изобрел некий метод, сумму приемов, позволявших раз за разом безошибочно программировать вполне определенные читательские эмоции.
         После него были Эдгар По, Говард Лавкрафт, Стивен Кинг и другие, но Конан Дойл был первым в истории культуры профессионалом страха. Типичная модель: к знаменитому сыщику является посетитель и излагает историю, в которой может не быть ничего пугающего или даже криминального. Но в ней есть нечто странное, алогичное, необъяснимое. Нарисованные пляшущие человечки, пестрая лента, велосипедист, регулярно возникающий на пустынной сельской дороге и исчезающий неизвестно куда, - сами по себе эти события еще не несут опасности. Но они непонятны, необъяснимы, а потому тревожат и заставляют читающего вздрагивать при любом шорохе. Маленький сбой в привычном порядке вещей заставляет подозревать присутствие зловещего нечто, опасности, неперсонифицированной и оттого непредсказуемой и грозной. Рациональный гений Шерлока Холмса решает задачу, мистическое отодвигается на второй план, логика находится там, где ее вроде и не было, читатель радуется всесилию человеческого разума, но вздрагивать при непонятных звуках не перестает. 

         Вместе с интересом к непознанному приходит страх, и кажется, что победить его можно, только узнав природу непознанного. Но с глубиной познания страх не уходит, и спать можно уже только, когда во всей квартире горит свет. Одному в темноте побывать не удается: только что был один, свет выключается, и вроде кто-то сопит рядом, и в кухне вода начинает сама литься из крана. Непознанное и мистическое, только что прочитанное или просмотренное, не желает расставаться так быстро. Но при свете дня опять просыпается интерес к потустороннему и таинственному.
         Если есть спрос, то есть и предложение. Кинематограф оказался идеальным механизмом для приобщения широких масс к демонизации и вампиризации населения. Технологии страха, изобретенные Конан Дойлом, при помощи кино обрели свое воплощение.
         Если книги заставляют работать вображение, то кино предлагает готовые образы. Эти образы часто сформированы на основании классификации демонов и бесов, сделанной Говардом Лавкрафтом, и удивительным образом их имена совпадают с именами лжебогов в Библии. Лавкрафтовская энциклопедия считается классической, он утверждал, что все нарисовано с натуры, и имена демонов подлинные. Судьбу Лавкрафта счастливой не назовешь, несмотря на его осведомленность о духовном мире. Его родители умерли в больнице для умалишенных, он жил в доме, где постоянно были закрыты ставни, и оттуда совершал свои путешествия в “параллельные” миры. Устойчивый спрос на потустороннее, основанный на вере в сверхъестественное, рождает предложение, от которого любопытному человеку трудно отказаться.
         В кинематографе создана эстетика ужасного, сегодняшние фильмы о вампирах и дракулах не ставят целью напугать вас, а стараются вовлечь в сопереживание. Вампир - как положительный герой, достойный уважения и сострадания, по меньшей мере - понимания, а для адреналина в кровь остается старый “добрый” маньячный триллер с продолжениями, где сочетается фантасмагоричность и бытовая достоверность. Фредди Крюгера отправили на отдых, его сугубая брутальность не отвечала настроениям MTV-generation. Нужен был антипод. Плохой следователь - хороший следователь. Контрастный душ. Трансформация внутреннего образа упыря повлекла необходимость в изменении его фактуры: теперь это симпатичный с виду человек, на хорошей машине, с нормальным бизнесом, свой среди нас. То, что поначалу заявлялось как галлюцинация, как проекция внутреннего мира, как сон наяву, стало реальностью со всеми присущими реальности чертами, эмоциями и чувствами. Хотя литры крови из томат-пасты продолжают литься, но теперь это оправдывается тонкой организацией души вампира, его индивидуальной реакцией на события. Интеллектуальный хоррор не пугает зрителя, а делает его своим сторонником.
         Зритель, оправдывающий вампира и соглашающийся с жизненной философией упыря, вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, он, зритель, не виноват. Его накормили тем, что отравлено, спрятав яд под кучей приправ. С другой стороны, это твой сосед по лестничной площадке или через забор, и твои дети проходят каждый раз мимо него после школы.
         Самое интересное, что авторы не скрывают своей связи с духовным миром. Сэр Артур Конан Дойл был любителем посидеть на спиритических сеансах и пообщаться с духами. Стивен Кинг заявляет, что сам не понимает, как пишет свои книги. Ему кажется, что за него это делает кто-то другой. Марио Бава, Дарио Ардженто и другие всерьез увлечены странной игрой со смертью и предлагают зрителю в ней поучаствовать.
         Зритель боится, но соглашается, он уже не может разобраться, где в его жизни реальность, а где мистика, двери в его доме открываются и закрываются сами собой, а с обложек кассет его домашней коллекции щерятся лавкрафтовские персонажи.
         Какой же вывод мы хотим сделать? Страх не приходит в жизнь без причины и не исчезает без остатка. Зло не является нейтральным по отношению к человеку. Фильм ужасов – оружие, направленное против способности человека любить. «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1 Иоанна 4:18). Желание пощекотать нервы влечет за собой мучение. Отсутствие любви приносит отверженность и одиночество, а коротать одинокие вечера с «Восставшими из ада» - незавидная перспектива.

 


 


Краткая биографическая справка


Говард Филлипс Лавкрафт, “американский король ужасов”, 1890-1937

         Говард Филлипс Лавкрафт, один из апологетов литературы ужасов, родился 20 августа 1890 года в городе Провиденс, штат Род-Айленд. Отец будущего писателя, Уиндфилд Скотт Лавкрафт, сошел с ума, когда Говарду еще не исполнилось и трех лет. Произошло это весной 1893 года. Больше он отца не видел: Уинфилд Лавкрафт скончался в лечебнице в 1898 году.
         Лишившись отца, Говард полностью попал под опеку и воспитание деда – обладателя огромной библиотеки, в которой мальчик проводил все свое свободное время.
         В 1895 году он прочитал “Тысячу и одну ночь”, что произвело на него сильное впечатление: пятилетний ребенок объявил, что принимает ислам и называть его отныне следует Абдул Алхазред. Позже это имя окажется связанным с одним из самых мрачных творений Лавкрафта – “Некрономиконом”, мифической «Книгой мертвых», в существование которой верят многие...
         Мать Говарда, Сара Сьюзан Филлипс, добавившая в замужестве фамилию Лавкрафт, была женщиной нервной. Заболевание и смерть мужа тяготили ее всю оставшуюся жизнь (причиной кончины Уинфилда было осложнение, которое дал на мозг подхваченный в командировке сифилис). Сара перенесла на ребенка обиду на мужа, который, как она считала, ее предал. Материнская любовь, сросшаяся с этим чувством, приобрела жутковатый садистский оттенок, и это не могло не отразиться на психике ребенка.
         В 1898 году он поступил в школу, которую через год ему пришлось покинуть из-за слабого здоровья – как физического, так и психического.
         Сара Филлипс считала повзрослевшего сына уродливым выродком, о чем частенько ему говорила, укрепляя его и без того гипертрофированный комплекс неполноценности.
         13 марта 1919 года Сара Сьюзан Филлипс Лавкрафт окончательно сошла с ума, и ее поместили в тот же самый Батлеровский госпиталь, где за два десятилетия до того умер Уиндфрид Лавкрафт. Как и ее муж, до самой смерти она так и не покинула стены лечебницы. Скончалась она 24 мая 1921 года.
         Важным направлением в творчестве Лавкрафта становится проникновение ужаса в наш мир. В рассказах “Показания Рэндольфа Картера” и “Из потустороннего мира” герои находят способ прикоснуться к тому, что находится за гранью обыденной реальности и взаимодействовать с существующим “параллельно” нашему миру пространством, населенном таинственными бестелесными сущностями.
         Лавкрафт жил в доме, ставни которого всегда были закрыты, и солнечный свет не проникал в его жилище. Его жизнь – ночи, наполненные страхом перед одиночеством. Гнетущая тишина в доме и неудержимый вихрь фантазий в голове – таковы спутники Лавкрафта в период его писательского творчества. Общепризнанный отец “черной” литературы, “американский король ужасов”, Лавкрафт пророчествовал о кошмаре, который ждет того, кто сделает всего лишь один шаг в сторону от “обжитого” человеком мира...
         Проживя почти всю жизнь в своем родном, ставшем местом действия множества его рассказов, городе Провиденс, Лавкрафт скончался от рака 15 марта 1937 года.


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
Jane_Star 06-08-2008-09:02 удалить
Цезарь, ты мои мысли читаешь! Я реально собиралась запостить эту статью вот на днях! Кстати, о Лавкрафте, как ты заметила на Говарде и полярности его творчества таланту сэра Артура меня клинит уже давно :-). Скоько я статей навракала на эту тему. Да, Ктулху фтагн Уотсон, воистину фтагн Холмс :-) ЗЫ Но Ктулху не сожрать наших мозгов, ну уж нет !! :-))
Joulius_Caesar 08-08-2008-03:51 удалить
Jane_Star, "хотя литры крови из томат-пасты продолжают литься, но теперь это оправдывается тонкой организацией души вампира...." =)))
11-08-2008-17:52 удалить
Чушь. Эдгар По умер раньше, чем Конан Дойл родился. А уж он умел пугать.


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Конан Дойл — создатель технологии ужаса. Борис Никитский. | OUR_SHERLOCK - The Special World | Лента друзей OUR_SHERLOCK / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»