так получилось, что сегодня мне не с кем было поехать на обед. в последнее время мы ездили с коллегами в ресторанчик на бизнес-ланч или ходили в столовую. плюсы этой столовой: она через дорогу. это большой плюс, потому что офис теперь не в центре и пешком до приличных едален не очень-то и дойдёшь.
но сегодня мне туда идти совсем не захотелось. ехать в город на автобусе - тоже.
и я решила найти ту самую тайную столовую, что расположилась, судя по объявлению, на дверях коридора, на 4-м этаже, и работает с 11.30 до 14.00.
я искала её несколько раз.
наш офис IT-компании (как некоторые любят называть), вполне такой приличный и отремонтированный (только холодный, местами - очень) расположен в здании Швейной фирмы.
фирма давно не действует, хотя после адовых 90х производство было перенацелено на экспорт и какое-то время работа шла неплохо.
теперь Швейка - это один большой корпус, частично разобранный под офисы разных контор, а частично оставшийся пустыми цехами, где всё ещё стоят конвейерные швейные машины, прикрытые целлофаном, какие-то промышленные тележки, пыль. в некоторых закутках встречаются большие вешалки с выкройками. и пара недостроенных корпусов.
на третьем этаже висят стенгазеты, фотографии лучших сотрудников, какие-то планы и история фирмы. плакатными перьями нарисованные стенды.. и ещё там тёмно-красные с чёрным стены, деревянная отделка, интересная лепнина на углах - как будто не угол, а крем из заварной пироженки. и ещё Музей. не знаю, что там внутри. но дверь высоченная, как и все двери здесь. 2 входа по разные стороны угла и надпись.
наш офис на втором этаже, часть на первом.
так вот, на четвёртый этаж я поднималась уже несколько раз, с двух сторон, потому что 2 лестницы в разных краях здания.
с одной стороны там замок на двери, с другой - тоже дверь и замок под надписью столовая. и никакого запаха еды и следов жизни.
но снова дошёл слух, что столовая там есть, за какой-то дверью.
да. синяя дверь цвета стен, какая могла бы быть в подвале или в деревенском сарае. крашеная на много раз, массивная, и будто много лет не открывавшаяся.
я безнадёжно потянула за ручку. дверь открылась.
за ней оказался странный коридор с небольшими окно-дверцами по бокам. такими старыми и промышленными. с надписью про холод. вобщем, видимо там морозилки. возможно - были.
впереди виднелась комната, в ней коричневый полированный стол под синеватой клеёнкой с яркими небольшими цветочками. на столе - солонка. вокруг стола - стулья. бордовые такие, обитые кожзамом (дерматин?), слегка округлые и с выемкой внизу на спинке, на тонких металлических ножках. раньше такие часто встречались в учреждениях. больницах, например.
я заглянула туда - комната была чуть больше моего рабочего места и чуть меньше комнаты, где я живу.
в ней помещались 3 стола. нижняя часть стен обита синенькой тканью, как занавесками, с драпировкой-воланами.
но там не было буфета или других дверей.
коридор уходил налево, возле одной из дверей стояла женщина в синтепоновом жилете (я тоже сейчас в жилетке, потому что холодно. но моя скорее декоративная). на четвёртом этаже ещё холоднее.
я неуверенно спросила её - где столовая?
здесь.
дверной проём, где она стояла, вёл в комнату-кухню. кажется, немаленькую.
у проёма стояли 2 потёртых обитых металлом столика, на одном из них - уютные красные подносики и ёмкость с десятком вилок-ложек.
- читайте меню
рядом с подносами лежит лист с рукописным текстом в файлике. текста было не много. винегрет, минтай жареный, тефтели, 2 вида гарнира, пирожок с повидлом, чай. кажется, ещё суп. да, щи.
вся обстановка Швейки, нетронутой ремонтом с 80х... это сложно объяснить. как будто специально заштрихованная каракулями киноплёнка. такой естественный и всё равно странный шум (нойз - слово в этом тексте не уместное).
женщина смотрела как-то неуверенно. других людей не было. пустые коридоры, не видно грязной посуды.
я взяла рыбу с гарниром и чай.
чашечка оказалась столовского типа - без рисунка, простая. но в то же время формы необычной и милой.
- салфеток, к сожалению, сегодня нет..
я взяла поднос с подогретой едой и чаем, прошла в комнатку-столовую.
выбрала место.
помещение было угловым, и, хотя все окна не то затянуты снаружи плёнкой, не то замёрзли, - светлым.
напротив меня висела большая картина с помрачневшим от времени натюрмортом. из-под клеёнок виднелись ножки столов - таких, какой родители ставили на праздники. тёмная полировка, массивный.
я достала из сумки салфетку. есть рыбу без ножа было неудобно, но на вкус она была вполне нормальна. а тушёная капуста - даже очень хороша. чай самый простой, чёрный, сладкий.
потом пришла ещё одна женщина с подносом, разместилась за соседним столом.
на картине был странный узор, будто даже рельеф, не совпадающий с рисунком. там виднелись контуры листьев и крупных роз романского стиля.
уходя, я взглянула на картину поближе. просто трещины.
когда я относила поднос, женщина, работающая в столовой, спросила, снова с какой-то надеждой и даже чуть удивлённо
- всё нормально?
- да, спасибо.
в эту столовую ходят, конечно, люди. может, редко. но каждый день.
я не могу сказать, что это было печально. не было и неприятно. и увлекательно не было.
как будто держишь за руку близкого друга, которого давно почему-то не видел, и память отказывается приостановиться на фрагменте "почему", вы с ним о чём-то много говорите, улыбаетесь спокойно и светло, а потом, не меняя настроения и времени, ты позволяешь своему разуму заметить, что дом, где вы находитесь, покрыт паутиной, и вы сидите не на диване а на старом матраце, и светло кругом потому, что нет оконных рам, и в твоей руке рука скелета или нет ничего.
но друг ещё здесь, он всё понимает, просто не хочет подталкивать тебя. ты и сам уже видишь.
а улыбка так и не исчезает с лица, только к ожившим картинам дорогого сердцу прошлого добавляется немного хорошей грусти.
я спускалась по лестнице, к глазам слегка подступали слёзы.
не знаю, почему