В колонках играет - Аквариум - Никита РязанскийВ последнее время часто думаю о поступке одного датского философа 19 века, имя которому Кверкегор (фиг выговоришь :). Человек этот, достигнув по видимому какого-то жизненного предела, решил поставить на себе социальный эксперимент. К тому моменту у него была невеста, вполне достойное положение в обществе, уважение людей, ему предложили выгодное место на кафедре хорошего университета. И вот эксперимент: отказаться от всех традиционных ценностей, от стереотипов, навязанных традицонным же обществом. Отгородиться от людей, выстраивать свою судьбу самостоятельно, без чьего-либо внешнего вмешательства. Итак, Кверкегор отказался от любимой женщины прямо незадолго до свадьбы, отказался от научной карьеры, от знакомых и друзей, от всех мирских радостей. Он заперся у себя дома и в течение 20 лет проводил свой жесткий эксперимент. И к чему же он пришел в итоге? К тому, что человеческую душу познать невозможно, что человек в любом случае одинок (хотя, к этому пришел за всю историю не он один) и все в таком роде. И вот я думаю, даже если это и так (я склонна считать, что люди все-таки одиноки изначально), то как он мог прийти к выводам о других людях, закрывшись от них? Сила ума? Возможности логики, мощные аналитические способности? Но что-то заставляет сомневаться. Всегда можно придумать и даже подобрать подходящее объяснение. Но даже если душа человека не познаваема, неужели это означает, что и пытаться ее познать не стоит? Я не согласна. Познание других - это уже цель сама по себе. И если в обществе естесственно общаться с любдьми, то зачем делать свою жизнь противоестесственной? Из жажды ли познания или из чувства глубокой неудовлетворенности собой. У меня сложилось ощущение, что Кверкегор успел к началу эксперимента глубоко разочароваться в жизни. Иначе зачем?.. Он написал за 20 лет уединения 50 томов дневников (посчитаем... в среднем 2,5 тома в год - неплохая производительность). Спрашивается, для чего? Ведь для людей, кто еще будет это читать? Значит он ушел от людей, чтобы писать для людей... Я готова все понять, но мое одиночество все же носит иной характер.
Ох уж эти мне гении. Люди с трагической судьбой по большей части. Кверкегор своим аскетическим образом жизни довел себя до такой степени истощения, что однажды шел по улице (странно, что он вообще выходил), упал и умер немощным стариком. Что он чувствовал в том момент? Достиг ли того, к чему несомненно стремился? Вопросов больше, чем ответов. Вспоминается схожая в чем-то история смерти великого Гауди. Человек, чьими архитектурными шедеврами восхищается весь мир, тоже шел как-то по улице и попал под трамвай. Его опознали далеко не сразу, приняв за бродягу.
И все-таки что-то заставляет в душе восхищаться людьми, которые творили без страха потерять, потому что они действительно во что-то верили. А может, даже, и знали.