(дополнено 29 янв)
Я думаю, что даже мнение избранного и нареченного (как звучит сейчас официальная форма) Патриархом митр.Кирилла не остановит ряд фанатиков, открыто злобствующих против молодежных миссионеров, доходя уже до прямых оскорблений и грубой клеветы в адрес их и самих рок-музыкантов. Не хочется собирать все эти ссылки - в основном, эти авторы обитают на сервере "Морал.ру", где некогда была опубликована злая статья прот.Владимира Переслегина. (На нее тогда написали аж три ответа - священник - о.Александр Мартыненко, профессиональный музыкант - Вячеслав Капорин, и аз грешный - ближайший свидетель рок-миссионерства). Но "славное дело" о.Владимира и иже с ним, живо, несмотря на состоявшиеся встречи архиереев с Кинчевым и Шевчуком, несмотря на проповедь Вл.Кирилла на Майдане, несмотря на бесчисленные примеры воцерковленных музыкантов и групп, прямо позиционирующих себя как православные и действующих порой при епархиальных управлениях, несмотря на пример Петра Мамонова, уникально сыгравшего в уникальном апологетическом фильме. Несмотря на все это, ряд господ никак не успокоится.
Недавно вышло две или три еще более злобных и резких публикаций, где канонических священников, весьма консервативных и строго православных взглядов, два мирянина дерзают обзывать модернистами, погрешая, ни много ни мало, клеветой на священников. Именуют их и маргиналами, тогда как это слово как нельзя лучше отражает позицию самих авторов статей.
Весьма горячую отповедь написали им... рок-музыканты Тольяттинского клуба "Генератор", который недавно помогли защитить от произвола "органов" о.Сергий и Юрий Агещев. Теперь рокеры защищают миссионеров :) Позже выложу их примечательное произведение.
Сейчас же напишу несколько слов о господах-хулителях. Такое впечатление, что с этими людьми мы говорим на разных языках. Они просто не слышат ни одного аргумента, продолжая исходить из единственного и непреложного "догмата" своей "религии": рок-музыка есть сатанизм, потому что она есть сатанизм. При этом не дается никаких определений, и что же такое эта самая рок-музыка? Видимо, все, что исполняется с помощью включенных в розетку инструментов. (Так может, и работа шуруповертом сюда относится??) При каких условиях возникает некая мистическая связь музыкальных звуков с сатанизмом?
Другой убийственный аргумент критиков рок-миссии - существование ряда сатанинских групп. Странно, что приверженцы данного аргумента не замечают самой прямой аналогии - если существование (совсем не многих!) сатанинских групп неразрывно связывает с сатанизмом ВСЮ рок-музыку, в таком случае наличие писателей-сатанистов и безбожников (да хоть Леонид Андреев) доказывает причастность к сатанизму... всей литературы. К примеру, пресловутая "сатанинская библия" Лавея - это текстовое произведение. А "Демон" Лермонтова? Ведь это действительно богоборческое произведение! Значит, все, кто читают текстовые литературные произведения... сатанисты, наркоманы, развратники и так далее.
А все увлекающиеся живописью - и подавно, ведь современное изобразительное искусство пропитано эротиков процентов на 90, и это факт, а не домыслы.
Опять-таки, господа упорно не замечают существующий уже десятилтия христианский рок (пусть в основном, протестантского, но ведь не сатанистского же направления, а Эмерсон,Лэйк энд Палмер, например, я к протестантским группам не отнесу), и родившееся в России уже вполне мощное направление рока с глубоким православным содержанием.
Некий Антон Тарасюк, в прошлом сам рок-музыкант (sic!) заявляет, что приход к Богу многих музыкантов не свидетельствует о полезности для них в свое время рок-музыки. Он сам, к примеру, занимался оккультизмом, не значит же это, что ему помог оккультизм. Не значит. Думаю, напротив, вследствие былых занятий оккультизмом Антону до сих пор мерещатся демоны там, где их нет. Потому что оккультизм есть грех, а рок-музыка есть лишь одна из разновидностей музыки.
Если какой-либо наркоман увлекается также и ловлей бабочек или работает на заводе, значит ли это, что ловлю бабочек и работу на заводе следует обязательно связывать с наркоманией? Нет? Почему же тогда следует связывать наркотики и разврат с рок-музыкой? Мы с подругами любили рок-музыку (как и Достоевского, Пушкина, Тарковского, Высоцкого и многое другое), относились к ней с большой серьезностью, и ни наркотиков, ни разврата в нашей среде не было и в помине. Таких людей я знаю много среди моих нынешних сестер и братьев по вере.
Г.Вершилло в своей статье в очередной раз искусственно противопоставил проповедь неформалам проповеди всему остальному человечеству, в качестве центральной выкладки почему-то утверждая, что миссионеры... не способны обратиться к студентам консерватории :) Это довольно забавно, потому что и о.Сергий, и о.Андрей Кураев, без сомнения, не затрудняться обратиться ни к студентам консерватории, ни к научному обществу, ни к собранию интеллигенции. Отец Сергий регулярно бывает приглашен со словом проповеди в студенческие и школьные аудитории, на различные конференции и круглые столы по нравственно-социальным, духовным, литературным, историческим темам, ведет курс "Духовных основ милосердия" в одном из медицинских училищ, выступает с докладами на Глинских и Рождественских чтениях. Недавно он сказал прекрасное слово классическому хору, 9 лет существующему при РГСУ и вышедшему на мировой уровень. Вообще, я затрудняюсь представить себе такую аудиторию, которой о.Сергий не нашелся бы, что сказать, не обнаружил бы каких-либо точек соприкосновения. Разве только если представить аудиторию, состоящую исключительно из враждебно настроенных или равнодушных людей любого пола, возраста и звания. А это практически невозможно. Видимо, г.Вершилло опять-таки, не имеет ни малейшего представления о деятельности священноинока, которого берется судить и оскорблять.
Если несмотря на консервативный формат Консерватории, ее преподаватели или студенты пригласят к себе священника, без сомнения будет найдена адекватная форма проповеди и там.
Более всего поражает полная неспособность г.Тарасюка воспринять даже русскоязычный иносказательный поэтический текст. На мой взгляд, видеть сатанизм и безбожие в любом иносказании - это верх фарисейства. Если автор не может адекватно прочитать куплет из "Церкви без креста", то что уж говорить о его вольных интерпретациях англоязычных абстрактных текстов!
Константин Евгеньевич Кинчев и вовсе объявляется заведомо «конченным человеком», поскольку у «Алисы» есть альбомы «Шабаш» и «Черная метка». Хочется напомнить, что у Николая Васильевича Гоголя есть произведение «Вий» и еще целый ряд «оккультных страшилок» из «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Господа критики, видимо, не осознают, что, будь они современниками Лермонтова и Гоголя, они без сомнения пригвоздили бы русских классиков к позорному столбу. Впрочем, и сейчас некоторые пастыри склонны признать душевредной ВСЮ художественную литературу, включая «волшебные» русские сказки и фольклор, связанный со «смехотворством». Вопреки всем Святым Отцам-аскетам эти авторы пытаются предъявить к мирским людям и детям требования, посильные лишь древним исихастам-отшельникам. Только Богу известно, какие последствия имеет распространение подобных мнений.
Не обошлось, конечно, без "криков ужаса" по поводу "Лестницы в небо" и так называемой, "Симпатии к дьяволу" Роллингов.
Что касается первой, я читала не менее пяти различных переводов этого гениального произведения. Они достаточно сильно разнятся между собой, и некую "королеву мая" находят там далеко не все переводчики. Это просто-напросто абстрактный метафорический текст, для точного толкования которого нужно в совершенстве владеть языком и знать соответствующую культурную традицию. "Цеппелинам" не было нужды маскироваться: сатанисткие западные группы благополучно существуют, никем не преследуются и произносят свои богохульства открытым текстом. Такие песни, безусловно, не будет слушать ни один христианин и вообще ни один более-менее здравомыслящий человек. Эти группы, как правило, уже известны.
Что же касается "Лед Зеппелин", никто нигде не приводит явных кощунств в их текстах, и маниакально искать у них сатанизм по маской какого-либо иносказания можно только с целью собирания "компромата", а не с целью объективного исследования. Как сказал Р.Плант на пресс-конференции в Москве (2002): "В творчестве Led Zeppelin никогда не существовало какого-либо демонического начала и ссылок на это начало. ...У всех есть какие-то взаимоотношения с Создателем".
По поводу "Сочувствия диаволу" я как раз недавно прочитала все выдержки из интервью Джаггера и Ричардса. Они прямо говорят, что отнюдь не вкладывали в нее сатанистских идей, как делают некоторые появившиеся позже группы. Композиция была написана Джаггером, большим почитателем русской классической культуры,
под впечатлением прочитанного им романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита», и посвящена изобличению коммунистического учения и вообще вселенского зла. В своих интервью музыкант неоднократно объясняет, что эта песня никак не связана с черной магией. Более того, он упоминает в песне о расстреле Царской Семьи, как одном из примеров дел дьявола в мире! Может ли похвастаться г.Вершилло таким же знанием британской истории, каким обладают эти музыканты относительно истории русской? Ознакомился ли он хоть с какой-то критической литературой, берясь анализировать художественный текст на английском?
Написать можно многое, да только определенный круг людей в очередной раз нас просто не услышит. А единомышленники все понимают и сами...
Интересно, когда Святейший Кирилл расширит масштабы миссионерства, в том числе обращенного к неформалам - а это, несомненно, так и будет - что будут делать подобные писатели, в том числе в священном сане? Возглавят новый раскол? Надеюсь, большинству хватит здравомыслия этого не делать. Будут упорно продолжать спорить, оскорблять, клеветать? Но это будет явно вразрез с позицией священноначалия, - что, впрочем, было и ранее, поскольку рок-миссию благословил еще Святейший Алексий, а не митр.Кирилл, как почему-то уже пишут в кулуарах. Постепенно "перекрасятся"? Честно говоря, не надеюсь. Трудно им придется, хотя и нам никогда не будет легко.
Одно радует - хотя бы под одно Евангельское прещение мы уже не подпадаем: "Горе, егда рекут добре о вас вси человецы". Всеобщее доброе мнение о нас - участниках рок-миссионерства - нам точно не грозит. Аминь.
[699x523]