• Авторизация


Проколы, умаясь, латала мечта | Шоколадушки 27-06-2019 15:11 к комментариям - к полной версии - понравилось!
aoly.ru/?p=1482

Проколы, умаясь, латала мечта

 

***

Проколы, умаясь, латала мечта,

Как завязь. И прочим мечтам – не чета.

Без буйства фантазий и срезанных крыл.

Хоругвь в пересказе чудён и уныл.

 

Посулом чревата, в загулах скромна;

Не вам для плаката, а нам для гумна.

Терзала и грела, ждала и звала.

Да, пущены стрелы на клетку орла.

 

Порывы нелепы, люд гол, как сокол.

Духовные скрепы под худшим из зол.

Но бьётся в рассветы небес немота,

Как мудрость в приметы, как кол в ворота.

 

По кругу, по бреду в родные места

Доплачу, доеду – дорога чиста.

Под колокол Словом с пустого листа

Минувшим о новом, грядущим в уста.

 

Слезой в разносолы, лучом в коловрат,

Как лунное соло для солнечных врат,

Встречай новосёла – ни шагу назад:

Хоть песней весёлой, хоть тем, чем богат.

 

Ты тёсанным колом зачёл неспроста 

Нам сброженный солод несенья креста –

Меж дел, между строчек любви высота

Хранит, а пророчит, сбываясь, мечта.

***

Не чета кому-чему — не ровня, выше, лучше кого-, чего-л. в каком-л. отношении. — Ты посмотрел бы, какие у них города, какие порядки, — не чета нашим деревушкам.Омулевский, Шаг за шагом.

ГУМНО, -а; мн. гумна, гумен и гумён, гумнам; ср. 1. Помещение, сарай для сжатого хлеба. 2. Крытая площадка для молотьбы; ток. <Гуменце, -а; мн. род. гуменцев и гуменец; ср. Уменьш.Гумённый, -ая, -ое. Г-ые корма (с.-х.; грубые корма — отходы: солома, полова и т.п., образующиеся при переработке злаковых, бобовых или масличных культур). 

ХОРУГВЬ, -и; ж. 1. В христианской церкви: полотнище с изображением Христа, святых и т.п., укреплённое на длинном древке, которое носят при крестных ходах, церковных шествиях. Вынести хоругви. 2. Ист. Боевое знамя воинского подразделения. 

ЧУДНЫЙ, -ая, -ое; -ден, -дна, -дно. 1. Вызывающий удивление своей необычностью; волшебный. Ч. свет (сказочный). 2.Прекрасный по красоте, прелести. Ч-ая горная природа. 3.Удивительный, необычный. Ч. случай. Ч. дар. 

ЧУДНОЙ, -ая, -ое; -дён, -дна, -дно. Разг. Странный, необычайный, вызывающий удивление. Ч. человек. Ч. спектакль. Ч. сон. Ч-ые стихи. Ч. вопрос. Какая ты ч-ая! Ч. парень. Вроде писатель, а чудной какой-то. <Чудное дело, в зн. вводн. словосоч. Разг.Удивительно, странно. Ч-ое дело! живём рядом, а не виделись много лет. По-чудному, нареч. По-чудному причёсываться. Жили по-чудному. 

ПОСУЛ, -а; м. Разг. Обещание. Пустые посулы. Соблазнить посулами кого-л. Посулы хорошей жизни. 

ГУМНО, -а; мн. гумна, гумен и гумён, гумнам; ср. 1. Помещение, сарай для сжатого хлеба. 2. Крытая площадка для молотьбы; ток. <Гуменце, -а; мн. род. гуменцев и гуменец; ср. Уменьш.Гумённый, -ая, -ое. Г-ые корма (с.-х.; грубые корма — отходы: солома, полова и т.п., образующиеся при переработке злаковых, бобовых или масличных культур). 

КЛЕТКА, -и; мн. род. -ток, дат. -ткам; ж. 1. Помещение для птиц и животных со стенками из металлических или деревянных прутьев. Тигр в клетке. К. для канареек. Грудная к. (часть скелета, ограниченная рёбрами, грудиной и позвонками, заключающая в себе сердце, лёгкие, пищевод). Лестничная к. (помещение в доме для лестницы, а также в многоэтажных домах — о лестничной площадке, куда выходят двери квартир этажа). 2. Способ укладки некоторых материалов (брёвен, дров, кирпича и т.п.) в виде четырёхугольника параллельными рядами крест-накрест. Сложить в клетку дрова. 3. Четырёхугольник (обычно квадрат), изображённый на поверхности чего-л. Клетки шахматной доски.Клетки узора для выпиливания. Лист бумаги в клетку. Тетради в клетку. Юбка в клетку. <Клеточка, -и; мн. род. -чек, дат. -чкам; ж. Уменьш. (1, 3 зн.). Ткань в мелкую клеточку. Клеточный, -ая, -ое. К-ое звероводство. Клетчатый (см.).

КЛЕТКА, -и; мн. род. -ток, дат. -ткам; ж. Биол. Простейшая единица строения живого организма, состоящая из протоплазмы, ядра и оболочки. Нервная к. Животные клетки. Растительные клетки. <Клеточка,-и; мн. род. -чек, дат. -чкам; ж. Уменьш. Клеточный, -ая, -ое. К-ое ядро. Процесс клеточного деления. К-ое строение организмов. 

СОЛОД, -а (-у); м. Продукт из проросших и смолотых зёрен хлебных злаков (используется при изготовлении пива, кваса, спирта и т.п.). Ячменный с. Ржаной с. <Солодовый;солодовенный, -ая, -ое. С-ые дрожжи. С. цех. 

 

Гол как соко́л, а остёр, как топор (Гол как соко́л, а остёр, как бритва)[1][2][3] — идиоматическое выражение, обозначающее состояние крайней бедности, но, при этом, смекалистости (ср.: «Голь на выдумку хитра»).

К материальному положению птицы со́кол фразеологизм не имеет никакого отношения, а ударение делается на последний слог — соко́лПоследним в старину называли стенобитное орудиеиспользовавшеесякак таран (иное название — баран) — бревно, окованное на одном конце железом или вылитый из чугуна брус. Русские воины таким образом разрушали деревянные и каменные стены осаждённых городов[4][5]. Сокол навешивали на железных цепях и, раскачивая, прошибали им крепостные ворота или городские стены[6]. Соколами назывались также ручные ломы, которыми ломают гранитные камни и соль. Соколом же называли трамбовку или ручную бабу[7].

Соколом или сокольней называлось также отхожее место на старинных волжских деревянных судах, устраиваемое, по обыкновению, на корме в виде будки, прикрепленной к борту и свисающей своей задней частью над водой.[8]

Голым называли не только раздетого человека, так же называли ствол, очищенный от веток, или прут — от мелких веточек и листвы. «Толковый словарь русского языка» трактует родственное слово «голик»: так называли веник из сухих прутьев[9]. Можно отметить ещё одну схожую русскую пословицу — «гол, как осиновый кол», также обозначающую крайнюю степень бедности[10]. Гладкое бревно, очищенное от веток и окованное железом, вполне подходило под старорусское определение «голого». Так же называли на Руси некоторые рабочие инструменты, имеющие ровную цилиндрическую поверхность; это же название впоследствии перешло на пушку, которая стреляла шестифунтовыми ядрами[6].

Языковед Валерий Мокиенко выдвинул гипотезу, что название соко́л —это буквальный перевод французского военного термина faucon, обозначавшего определённый вид орудий-фоконов. Но в переводе на русский язык французское слово fauconобозначает со́кол — именно птица с ударением на первом слоге[6]. Стоит, однако, отметить, что в XV-XVII вв. название птицы также произносилось с ударением на последний слог: соко́л, соколо́м[11]

Существует и ещё одна версия происхождения фразеологизма. Возможно, что первоначально произносилось слово не «соко́л»а«суко́л»В данном случае имеет место (старо)русская приставка«су» — примеры: глина — СУглинок, репка — сурепка, против — супротив, и, также, — кол — суко́лчто впоследствии приобреловариант соко́лВ прошлом это слово обозначало кольяподпоркикоторыми поддерживали покосившие частоколы и плетни[4], — такие колья тоже были «голые», то есть очищенные от веток и веточек — голые, ничего не имеющие, как нищие. Возможно, что их вид навевал ассоциации с крайней нуждой (маловероятно). Скорее всего, причина в том, что бедные люди не могли позволить себе построить очень хороший дом, а небогатую избу не было нужды обносить добротным забором, достаточно было наставить тот же частокол, с составляющими которого как раз и сравнивали хозяина такой избы, говоря: Да он И САМ ВЕДЬ гол как соко́л.

Вторая часть поговорки «…а остёр, как топор», вероятно, обозначала остроту ума, смекалистость и хитрость, нужные в положении бедности, так как необходимо было искать любые способы заработка, пропитания, обеспечения одеждой, в особенности, если при этом ещё была семья, дети.
Впоследствии рифмованный (Го́
л — как соко́л, а остёр, как топор) исконный вариант был утрачен и поговорка приобрела относительно современный просторечный вид: Гол как со́кол, так как не все настолько разбираются в лингвистических и филологических науках, чтобы помнить такие старо-русские слова и выражения, как соко́лТем болеев тексте не всегда есть возможно поставить ударение.

Так, сейчас многие и говорят: Гол как со́кол[12].

Духовная скрепа — понятие, которые восходит еще к виднейшему русскому историку либерального направления, профессору Московского университета, председателю Императорского Общества истории и древностей российских при Московском университете, тайному советнику Василию Ключевскому.

История термина

Василий Ключевский в своей работе «Курс русской истории» упоминает очень близкое понятие.

«Когда надломились политические скрепы общественного порядка, оставались еще крепкие связи национальные и религиозные: они и спасли общество».[1]

В дальнейшем понятием «духовная скрепа» воспользовался русский религиозный и политический философ, представитель русского экзистенциализмa и персонализма Николай Бердяев. Он упоминает его в своем сборнике статей «Духовные основы русской революции». Размышляя о том, почему в России «настоящего рабочего движения нет и быть не может», Бердяев пишет:

«В России, стране по преимуществу мужицкой, культурно отсталой и недисциплинированной, в тот исторический час, когда с народной стихии спали все внешние сдержки и оковы и расшатались внутренние духовные скрепы и связи, столкнулись прежде всего мир умственного, образовательного, духовного ценза с миром количественной массы, не обладающей такого рода цензом.»[2]

Коловрат или солнцеворот – один из древнейших древнерусских символов, олицетворяющий Солнце и солнечных богов Сварога, Даждьбога и Ярилы. От слова «коло» – солнце и произошло название символа. Сам символ выглядит как круг с загнутыми лучами, поэтому у некоторых необразованных граждан он ассоциируется исключительно с фашистской свастикой. Хотя это в корне не так: в гитлеровской Германии действительно использовали этот древний солярный символ. Возможно, этот выбор был продиктован многовековым поклонением людей Солнцу, причем подобная традиция встречается практически у каждого народа. Также стоит отметить, что германские и славянские племена первоначально являлись одним индоевропейским народом.

***

Многие часто используемые фразеологизмы появились много веков назад. Очень часто выражения применяются современным чело

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Проколы, умаясь, латала мечта | Шоколадушки | lyolla - Бредущая По Граблям | Лента друзей lyolla / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»