Ответ на комментарий Za_zayka #
Потому что исторически так сложилось, что торговые и промышленные центры Российской Империи возникли вокруг именно староверческих общин. Это касается не только Урала, Сибири, Забайкалья, где всегда было много староверов, но центра и северо-запада России.
Со времени основания Петербурга на Охте и в Рыбацком в качестве мастеровых и ремесленников селится много старообрядцев. Петербургская губерния находилась в окружении Новгородской, Псковской и Олонецкой губерний, где сильны были беспоповцы. Достаточно вспомнить, что киновиархи Выговской обители – духовного и хозяйственного центра поморцев – наладили устойчивую связь с новой столицей уже во времена Северной войны, снабжая Петербург старопечатными книгами и торгуя хлебом. Настоятели общежития Семён и Андрей Денисовы "посылали своих людей с письмами и гостинцами к его Императорскому величеству". Старания выговцев не прошли даром. Пётр I доверял поморцам, и если "от кого клеветы быша, он же тому не внимаше".
Вообще на эту тему советую почитать Шишкова "Угрюм-Река", Мамин-Сибиряк "Приваловские миллионы", "Горное гнездо", "Хлеб". Вообще в нашей литературе полно произведений достаточно реалистично описывающих как жили русские промышленники и купцы. В школе я зачитывался Шишковым и Сибиряком :)
Ответ на комментарий Za_zayka #
Я бы сказал и да, и нет :). Например, Петербург не они основали...
Я думаю это связано с тем, что центры появлялись в новых местах, а староверы, как известно, после того как начались на них гонения, подались в отдаленные на тот момент мало изученные, иногда даже глухие места и там начали новое хозяйство. Ну а Перт, Меньшиков (будучи губернатором Питера), Екатерина Великая было плевать на обряд, им было главное Дело. Ну а дальше все зависило от людей. И староверы видимо оказались более предприимчивыми.
Ответ на комментарий Za_zayka #
Вот типичное описание того как они подымались:
"Заимка Громовых, что крепость: вся обнесена сплошным бревенчатым
частоколом. Верхушки бревен заострены, окованы, как копья: лихому человеку
не перемахнуть. Ворота грузные, в железных лапах. Вход в них порос травой,
они, должно быть, редко отмыкались. Рядом с воротами - высокая калитка, чтоб
можно было проехать всаднику. В стене прорублены дозорины. Два сторожа смену
держат, все кругом видят. А что за высокой стеной - с воли не видать. Вот,
если залезть на вершину сосны, что стоит на краю поляны, да раздвинуть
ветки, увидишь: в середке бревенчатого четырехугольника красуется
просторный, приземистый, под железом, дом. Он в прошлом году срублен. А
раньше жили вот в том, посеревшем от времени, флигеле, что прячется за
домом. А еще раньше, когда дедушка Данило Громов на это место сел, он жил с
женой в маленькой хибарке. Ее тоже берегут, не ломают: пусть внуки-правнуки
ведают, посматривая на покосившуюся черную избенку с кустом бузины на крыше,
с чего начал дед и до каких хором своими руками достукался.
Откуда пришел сюда Данило Прохорыч почти семьдесят пять лет тому назад
- никто не знал.
- Какое кому дело?.. Пришел, да и весь сказ... Из берлоги вылез, -
говаривал старик.
И верно. Сначала один, как медведь, корежил тайгу, потом сына Петра
поднял. Мельницу-мутовку на речке сделали, пушнину у звероловов скупали,
копейку берегли.
И через черный труд, через плутни, живодерство, скупость постепенно
перекочевывали из хибарки во флигель, из флигеля в просторный новый дом.
А теперь, весь сухой, в позеленевшей бороде, лысый, но с прежним
орлиным взглядом, древний Данило лежал на кровати, под ситцевым пологом."
А вот продолжение истории:
"Торговое село Медведеве стояло при реке. Петр Громов перебрался с
семьей сюда. Он живо выстроил двухэтажный дом со светелкой, открыл торговлю.
Прохору очень нравилась кипучая работа. Он разбивал рулеткой план дома,
ездил с мужиками в лес, вел табеля рабочим и, несмотря на свои семнадцать
лет, был правой рукой отца."
Ответ на комментарий Za_zayka #
Я думаю после такого описания становится понятно, что этим людям не было страшно начинать новые мануфактуры, торговые пути и т.д. Школа Жизни у них суровая была :)
Ответ на комментарий CyrilTheGreat #
Что не убивает меня, то делает меня сильнее.
Ф.Ницше “Сумерки идолов, или как философствуют молотом”, 1888. Глава "Изречения и стрелы"