• Авторизация


Старухи 14-09-2010 03:10 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Режиссер: Геннадий Сидоров
В ролях: Валентина Березуцкая, Галина Смирнова, Зоя Норкина
Жанр: трагикомедия

До того, как этот российский фильм вышел всего лишь в ограниченный прокат, о чём можно только пожалеть, его практически на «ура» встречали на отдельных состоявшихся просмотрах и критики, и зрители. Лента актёра, сценариста и продюсера Геннадия Сидорова («С днём рождения», «С любовью. Лиля»), дебютировавшего в качестве режиссёра, на самом-то деле не свободна от своеобразного желания угодить публике, представляя жизнь в заброшенной костромской деревне всё же в душевной и трогательной манере «народной комедии». Весьма колоритные сельские старухи (среди них только Валентина Березуцкая является профессиональной актрисой), существующие на экране естественно и натурально, подчас прибегая к очень крепкому словцу, что в их устах представляется не демонстративной грубостью, а яркой образной фигурой речи, оказались ничуть не унывающими и неистребимо жизнерадостными героинями, которых так не хватает нашему кинематографу.
И триумф «Старух» на фестивале «Кинотавр» был, несомненно, связан с общим контекстом, в котором произведение Сидорова возникло. Отечественные постановщики наконец-то отвели свои подуставшие взоры от московско-питерской тусовки, выбрались за пределы кольцевой дороги и обнаружили наличие жизни далеко в стороне от криминальных разборок и споров хозяйствующих субъектов, что, по сути, является одним и тем же. Кроме того, картина «Старухи» лишена знакомого, например, по работам Лидии Бобровой довольно истеричного («Ой, вы, гуси...», «В той стране...») и фальшиво-декларативного («Бабуся») взгляда на существование российской деревни, бежит прочь от навязчивой «чернухи» или желания во что бы то ни стало разжалобить, хотя и в ней кое-что видится утешительным, наивным и идеалистичным (особенно в том, как показано врастание в русский быт семьи таджиков-беженцев).
Тем не менее, именно «Бабуся», проигравшая в сочинском киносостязании, была затем отмечена премией на Карловарском фестивале, а «Старух» хоть и взяли в молодёжный (как это ни забавно!) конкурс «Новые режиссёры» в более престижном Сан-Себастьяне, но абсолютно там проигнорировали. Дело тут не в каких-то особых вкусах иностранцев, хотя нельзя отрицать того, что им больше нравится, когда уже сложившиеся в умах представления о России всё-таки совпадают с демонстрируемым на экране. Пожалуй, фильм Геннадия Сидорова пострадал, прежде всего, из-за своей насыщенной текстовой природы, обыгрывания речевых оборотов и отдельных слов, обращения как раз к носителям русского языка, который будет непонятен даже тем, кто попытался его изучить. И уж точно невозможно передать в куцых субтитрах или пересказать при помощи переводчика то обилие случайных и преднамеренных смыслов, что возникают в словесной структуре этой ленты.
Кстати, в сюжетном и отчасти в изобразительном плане она может вдруг вызвать по ассоциации «Историю Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» Андрея Кончаловского, снятую за 36 лет до этого в Горьковской области и положенную на «полку» из-за недовольства сельских партократов. Только тогда деревенским колхозом, где почти не осталось мужиков (все подались в город), руководил неугомонный коротышка-горбун, а ныне среди успевших состариться молодух ошивается лишь ни к чему не годный олигофрен, готовый по сиюминутной злобе спалить дом, где поселились «лица среднеазиатской национальности». И так же проездом, пособляя мимоходом, но с более циничным пафосом, оказываются в селе давно уж не такие доблестные военные, а пьяный срыв одного из них (Геннадий Сидоров сам исполняет роль ревнивого офицера, гоняющегося за своей беспутной женой) чем-то похож на отчаянный «выверт души» отвергнутого заезжего поклонника гордой хромоножки Аси Клячиной.
Наконец, и сцена осеннего застолья на природе перекликается с финальным катарсисом «народной трагедии» Кончаловского, вызывая столь необходимое умиротворение в сегодняшней трагикомической истории, которая и не могла быть иной по жанру. Ведь и режиссёр «Асиного счастья» (под таким выспренным названием пытались спасти от гнева чиновников лучшее творение Михалкова-среднего) знаменательно сделал в 1994 году продолжение «Курочка Ряба» в трагифарсовом ключе. Теперешняя действительность не терпит плача и причитаний - она оборачивается своей комической изнанкой, хотя это может быть только смех сквозь слёзы.

Рецензия Сергея Кудрявцева

 

"Вот у меня от этого лука изжога, а я его ем. А почему я его ем? А потому, что люблю. А если я его люблю, я буду есть несмотря на изжогу. Диалектика - единство и борьба противоположностей. Ну, конечно, тебе этого не понять. Ты еще очень мало знаешь. И ты счастливый человек. Ты не знаешь, что жизнь - говно, что нет в жизни счастья и что человек рожден что бы мучиться. Тебе лучше этого не знать, так легче."(с)

  [357x273]

Знаете, я вот решила окунуться в те фильмы, что у нас сейчас снимают. Нет, не те, что выходят в широкий прокат, а как этот, как "Кошечка" Григория Константинопольского, как "Пыль" Сергея Лобана, как все те фильмы, которые малобюджетные, правдивые и умные. Я сравниваю все то, что я сейчас вижу и тем что видят тысячи людей и мне становиться страшно - так это то, на чем растут эти овощи??? Боже мой, куда же ты смотришь?

 

"Потребовалось всего несколько минут, чтобы Сара поняла, что допустила ужасную ошибку. Фильм был омерзителен настолько, что знай она заранее, сто раз бы подумала, смотреть ли его вообще, уже не говоря о компании впечатлительного и неискушенного ребенка девяти лет. И причина была вовсе не в кошмарном юморе – во время сцен, безудержно смешных по замыслу режиссера, Элисон сидела неподвижно, пребывая в полном недоумении (чего стоил один эпизод, когда копам поручили сопровождать жену президента к месту выступления, но перед этим они так натрескались печеной фасоли, что беспрестанно пускали газы в президентском лимузине). Причина была и не в женщинах, изображенных какими-то жуткими животными, – это была сквозная линия фильма (имелась еще и побочная – о несправедливо арестованном владельце магазина, чью робкую и почтенную жену заставили исполнять стриптиз перед полицейскими, чтобы мужа выпустили из камеры, а ей это дело так понравилось, что она решила освоить профессию стриптизерши). Нет, по-настоящему Сару встревожило другое: краснеть от стыда за то, что она привела в кино Элисон, заставил ее флирт со смертью. Режиссер просто упивался смертью – смерть была вставной репризой, карнавалом, пищей для шуток и комическим средством от всех напастей. Персонажей убивали, взрывали, устраняли, разрывали на куски – и все ради поворота сюжета или просто ради шутки. Мимоходом совершалось непринужденное массовое человекоубийство путем беспорядочно взрываемых машин и домов. Единственный симпатичный персонаж-негр, эдакий дядя Том, помогавший главным героям, был весело убит – исключительно ради нескольких секунд пафоса. Фильм, который не претендовал ни на что, кроме безудержного веселья, был пропитан смертью, насыщен смертью, намазан ею." (с) Джонатан Коу "Дом сна".

 

На сколько... правда же. Ведь сейчас все смотрят на это. Люди балдеют от смерти, упиваются ею... отвратительно. По настоящему умных, добрых, грустных... на столько хорошо играющих актеров, что проживаешь с ними их роль... вообще я не могу вспомнить таких фильмов. Давно уже.

   Вообще, я просто хотела посоветовать посмотреть вам посмотреть хотя бы эти 3 фильма: "Старухи", "Пыль" и "Кошечка". Кошечку хотя бы ради Ефремова, он там прекрасен, вы такой игры актера давно не видели!!!

PS: А вообще я считаю, что будущее кинемотографа только за документальными фильмами. Впереди "Флаэртиана 2010". Ееее! Отрываемся, Товарищи)))

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Старухи | другое_кино - Другое Кино | Лента друзей другое_кино / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»