• Авторизация


«Алиса в стране чудес» 17-05-2010 21:38 к комментариям - к полной версии - понравилось!


«Алиса в стране чудес» (Alice in Wonderland) Тима Бёртона. «Почему ворон похож на конторку?» С той же долей здравомыслия можно задаться сравнением бёртоновско-диснеевской кинопопсы с оригинальной дилогией гениального Льюиса Кэрролла. И если за классическим авторским каламбуром прячется живая филологическая ирония (ее трактовки порывают широкий смысловой спектр от абсурдной метафизической дилеммы до поверхностного фонетического подобия), то в подоснове псевдо-фэнтезийной адаптации, сровнявшей всю нюансированную литературность первичной «Алисы» с голливудской землей, затерся грубейший коммерческий расчет (либо художественный просчет, что также правдоподобно). «Беззастенчивое пользование бесхозного авторитетного тренда». В титрах можно было бы подписать: «основано на нубийском восприятии рядового читателя, ознакомившегося с произведениями Льюиса Кэрролла один раз». И действительно, тоненькая связь с оригиналом существует, допустим, в персонажах и именах – Бармаглот-Джаббервокки, репликах – упомянутая знаменитая загадка Шляпника, деталях – голова Чеширского кота, интерьерах – королевский крикет, сюжетных ходах – кроличья нора. Но это сходство настолько куцее, поверхностное, что не отступает жгучее ощущение: сюжетной базой фильма стала случайная информация, полученная от первого встречного.

По сути, получилось нечто типично диснеевское вроде «Хроник Нарнии» (литературный артефакт, предельно отличающийся от кэрролловской «Алисы»), подкрашенное качественными визуализациями фрик-стиля Т. Бёртона. Не секрет, что для современного «готик»-маэстро экранизации в последнее время превратились в конвейерное продуцирование разноликих образов жены с Деппом, но подмять под депповские ужимки «Алису»? Что-то близкое к культурологическому кощунству. В общем-то, уже в сюжетных перипетиях Бёртон тщательно оберегает себя от сравнений с литературным оригиналом; дескать, это совершенно иная история, уже с взрослой Алисой, - но разве такие прямолинейные отговорки спасут от полнейшего разрыва диснеевского блокбастера с «духом» (своеобразной «душевностью», интеллектуальным уютом) первоисточника. Конечно, весьма трудно переносить филологические тонкости на плоскость видеоряда; кажется, здесь надо подкармливаться из бездн художественного сюрреализма 20 – 40-х, либо обратиться к пространственным каламбурам Эшера. Оптимальной сюжетной адаптацией в масскультуре остается кроваво-инфернальный платформер «Алиса» Американа Макги (почти безвестный арт-хаус проект чешского аниматора Яна Шванкмаейера «Кое-что из Алисы» не в счет, хотя соединение анимационной техники с актерской игрой в этом шедевре потрясает). 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (3):
FReeZe_STorm 18-05-2010-01:21 удалить
хуйня шванкмайера знают все кому не лень и кому лень нередко тоже знают )
ну, на уровне бёртоновского "шедевра" "хуйня" - все-таки не то слово
FReeZe_STorm 18-05-2010-03:24 удалить
по мне, так вполне для него точное. для шедевра этого)


Комментарии (3): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник «Алиса в стране чудес» | другое_кино - Другое Кино | Лента друзей другое_кино / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»