За много столетий существования этого термина, содержание его неоднократно менялось. Например
в Советском энциклопедическом словаре 1985 года издания в его определении участвуют слова
"обман", "малосознотельные массы" и так далее. Мы будем понимать под демагогией совокупность
методов, позволяющих создать впечатление правоты, не будучи правым. При таком понимании
демагогия находится между логикой и ложью. От логики она отличается тем, что используется для
отстаивания неправильного суждения, от лжи - тем, что демагог не формулирует это суждение, а
лишь подводит к нему слушателя, поручая тому самому обманывать себя.
Разумеется, приведенное определение - не единственно возможное понимание демагогии, но это та
ее форма, которая, вероятно, наиболее интересна. Из этого определения следует и классификадия
методов демагогии - по степени их близости к логике и по постепенному переходу ко лжи.
Заметим, кстати, что ложь заслуживает не только осуждения, но и анализа или хотя бы
классификации.
Ниже приводятся четыре основных типа демагогии. В каждом из них произведено дальнейшее
разбиение. Большинство примеров, приведенных для иллюстрации, не выдуманы.
1. Демагогия без нарушения логики.
1а. Пропуск факта, подозревать о котором слушатель не может, но который меняет кажущийся
очевидным вывод. Пример: "Н. открыл три кометы. Является ли он крупным ученым?" "Моя теща
открыла пять комет". Пропущено: "моя теща - ученый с мировым именем".
1б. Пропуск фактов, который виден и заполняется слушателями "по очевидности", что приводит к
неверному заключению. Пример: на заседании кафедры обсуждается вопрос об ошибке в лекции
доцента Н. Выясняется, что ошибки не было. Решено повысить уровень преподавания. В отчете о
заседании приводятся только первая м третья фразы.
1в. Пропуск фактов, меняющий вывод; об этом пропуске слушатель может догадаться, только если
он не доверяет докладчику. Пример: "Теорему, которую доказал Н., я тоже доказал". Пропущено:
"я доказал ее позже".
1г. Создание недоверия у слушателей к какому-либо факту посредством соответствующих словесных
оборотов. Вот пример такого нагнетания недоверия "по степеням": "Произошло событие А", "Мне
сообщили, что произошло событие А"; "Мне пытались внушить, что произошло событие А": "Мне
назойливо внушали, что якобы произошло событие А. Впрочем было известно, что проверить это
утверждение я не могу".
2. Демагогия с незаметным нарушением логики.
2а. Используется исвестная еще древним философам логическая ошибка, когда временная связь
между двумя событиями толкуется как причинно-следственная ("после этого - значит, вследствии
этого"). Пример: "После моего выступления голосование поддержало мою правоту", - но говорящий
не указывает, что в своем выступлении он лишь поддержал общепринятую точку зрения.
2б. Из А следует В либо С, но вариант С не упоминается. Пример: "Если вы согласны со мной,
значит вы согласны с Н." - на самом деле я могу иметь третье мнение.
2в. Подразумевается, что если из А следует В, то из В следует А. Пример: "Все бездельники
владеют демагогией, Н. владеет демагогией, следовательно, он бездельник".
3. Демагогия без связи с логикой.
3а. Использование словесных блоков "одноразового действия" ("вы сами понимаете, что...", "вы
же умный человек и не можете не понимать, что...", "не считаете же вы, что не можете
ошибаться", "это - не наука!" и много других).
3б. Ответ не на заданный, а на близкий вопрос. Пример: "Можно ли верить утверждению
докладчика, что он доказал ошибочность этой теоремы? - Я знаю докладчика как хорошего
семьянина и общественника".
3в. Ссылка на авторитет неспециалистов. Пример: "Моя теорема очень понравилась народному
артисту Н., а какой-то М. Н. С. доказывает, что она неверна!".
3г. Смешение в одной фразе верного и неверного утверждений. Пример: "На семинаре вы не
выступили и не опровергли докладчика, так как боитесь его!". Между тем ошибка в докладе была
указана первым же выступавшим.
3д. Неверное утверждение содержится в постановке вопроса. Пример: "Почему вы молчали на
семинаре, когда вас критиковали?" - спрашивают человека, который не был на семинаре.
3е. Признание своих мелких и несущественных ошибок. (В ответ на замечание, что теорема
ошибочно: "Действительно, доказывая теорему, я сделал грамматическую ошибку").
4. За границей собственно демагогии (переходная область между демагогией и ложью).
4а. Силовая демагогия (по Крылову: "Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать").
4б. Шантаж, иногда относящийся даже не к самому оппоненту. Пример: "Вы правы, доказывая, что
Н. не виноват в том, в чем я его обвиняю. Но еслм вы будете на этом настаивать, то я
предъявлю ему другие, более серьезные обвинения. Вы докажете свою правоту, но погубите его".
4в. Срыв дискуссии, перевод ее в скандал (истерика, жалобы типа "Меня травят", "Меня
оскорбляют", оскорбления оппонента, обвинение его в демагогии).
Приведенная схема не исчерпывает, разумеется, всех вариантов этого метода ведения дискуссии.
Она лишь иллюстрирует основную мысль: демагогия (даже в своих высших формах) эффективна
только при активном и положительном участии слушателей; в успехе демагогии виноват также и
слушатель. Демагогия - спектакль, и он возможен, только если зритель принимает правила и
условия игры. Но в этом спектакле демагогия - не искусство, а ремесло, овладеть которым может
каждый. Распознать его - тоже.
[550x244]