Примером влияния личности на ход гонений на колдовство являются решения сэра Хейла Метью (1609–1676) и сэра Холта Джона (1652–1710), поочередно исполнявших обязанности Главного судьи Англии. Хейл чистосердечно верил, что ведьмы опасны, и соответственно манипулировал судебной процедурой, чтобы добиться обвинительного приговора. Его пренебрежение к процессуальным правилам можно обнаружить на примере Сент-Эдмундского дела (1645) [см. Сент-Эдмундсберрийские ведьмы], когда, признав достоверность «призрачных показаний», судья Хейл фактически санкционировал салем-ские казни. В свою очередь Холт поворачивал судебные процессы в противоположную сторону: ни один из обвиняемых в колдовстве не был осужден во время его сессий. Под влиянием его авторитета нижестоящие судьи следовали его примеру; в равной же степени они подражали и Хейлу. На протяжении длительного времени эти личности имели боль-шее влияние, нежели знаменитый Хопкинс Метью, — главный охотник на ведьм, лично ответственный за сожжение по крайней мере 68 человек, известных поименно, и, возмож-но, многих других, поскольку не все отчеты сохранились. Исступление Хопкинса продол-жалось менее года (1645).
После 1700 г. обвинитель сам подвергался опасности. Так, в 1701 г. Ричард Хэтуэй обвинил в колдовстве Сарру Мордайк. Она была оправдана с оплатой судебных издержек, а Хэтуэй, «ложно обвинивший Сарру Мордайк в колдовстве без всякой на то причины и должного основания», был заключен в тюрьму, пока не вышел под залог с обязательством предстать перед следующей сессией («Архив государственного суда»).
К середине XVIII в. колдовство исчезло из законодательства. Детальное описание оргий на шабаше, которое стало основой показаний обвиняе-мых во всех французских процессах, не встречается в английских судебных отчетах. В Англии шабаш состоял в тайном поедании соучастниками баранины в Малкольм-Тауэр [см. Ланкаширские ведьмы]. Единственный мальчик, рассказавший в суде о шабаше континентального типа, на поверку оказался подучен католическим священником.
Благодаря Реформации в английских отчетах отсутствуют печальные истории одержимых дьяволом монахинь, которые, побуждаемые неутоленной страстью, часто обвиняли священников в аморальном поведении. Секс благоразумно молчал в веселой Англии — если не считать традиционных (и явно вымышленных) показаний восьмидесятилетних старух о половых сношениях с дьяволом. «О шабашах, священнослужителях дьявола и сатанинских оргиях в Англии не может быть и речи», — писал Кеттридж.
Английские процессы имели свои специфические черты. Английские ведьмы и колдуны, как и все англичане, любили своих животных, и все суды были переполнены мелкими домашними животными — любимцами своих хозяев; этих животных суд считал бесенятами, домашними духами или дьяволами.
Рассел Хоуп РОББИНС
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КОЛДОВСТВА И ДЕМОНОЛОГИИ
М.: ООО «Астрель»: МИФ: ООО « ACT», 2001. — 560 с.
Пер. с англ. Т.М.Колядич, Ф.С.Капицы.
[699x675]