Еще в июне Алексей Кобелев на своем замечательном
сайте о про-диснеевской анимации опубликовал небольшую, но как всегда интересную рецензию на мультфильм "Тачки 3". Пару дней назад он добавил в текст результаты мирового проката, так что у читателя складывается полная картина о третьей части франшизы и ее успехах в мире.
15 июня 2017 года. Мультфильм предлагает универсальный сюжет, выходящий за рамки гонок и даже за рамки проблем разумных автомобилей. Не удивлюсь, если подспудно в переживаниях Молнии Маккуина отражены в том числе и реальные чувства ветеранов студии Pixar. Студии, которая в момент решения о запуске в производство первых "Тачек" (давайте ориентироваться на 2000-й год) ощущала себя молодым и многообещающим чемпионом, единственной заботой которого была необходимость ограничить собственную спесь. И студии, которая два десятилетия спустя вынуждена доказывать свою годность перед лицом молодых "болидов" вроде студии Illumination.
[620x260]
В этом большое преимущество третьей серии "Тачек" перед предшественниками — создатели мультфильма хорошо понимают, что хотят сказать. Они намеренно посвящают Маккуину львиную долю экранного времени, не распыляясь и не отвлекаясь. Даже загадочный, на первый взгляд, Шторм, чемпион нового поколения тачек, удостаивается внимания лишь постольку поскольку. В результате, несмотря на обилие по-настоящему лихих эпизодов, по сравнению с сиквелом "Тачки 3" выглядит предельно камерным мультфильмом.
Положа руку на сердце, отмечу, что, по-моему, второй фильм не был настолько плох, насколько о нём принято думать. Да, безусловно, это был винегрет, в том числе и концептуальный (чего стоят камео родителей ряда персонажей), но винегрет, приготовленный из самых качественных ингредиентов — буйной фантазии, остроумия, стилизации.
[620x260]
Да, Мэтр раздражал, зато зритель многое узнавал о мире тачек и получал хоть какие-то ответы на неизбежные вопросы о том, как устроена жизнь машин за кулисами гонок. Главной проблемой был перебор всего — чересчур много событий, перенасыщенных автомобильным жаргоном диалогов, разнокалиберных персонажей, невероятных шпионских приспособлений, а также трюков, несвойственных тачкам, вроде применения карате. Фильм не был скучным, но смотрелся тяжело, даже утомительно.
Решительность, с которой создатели третьего фильма отмежевались от всех элементов второго, не может не впечатлять. И ладно, простака Мэтра сделали эпизодическим персонажем. Важнее, что сами тачки стали чаще вести себя, как машины, и реже — как люди. Честно признаюсь, мне хотелось, чтобы, рассказывая очередную историю из вселенной "Тачек", сценаристы студии Pixar выбрали конфликт, действительно важный для жителей этого мира.
[620x260]
В одном из кадров готового мультфильма можно видеть целый лес ветряков, символизирующих альтернативную энергетику. Отсюда всего один шаг до появления тачек на электрическом ходу и, соответственно, до конфликта поколений более непримиримого порядка, чем конфликт новичков и старичков. Но, в конечном счёте, не могу не согласиться, что акцентировать автомобильную сущность персонажей было важнее, чем стремиться к автомобильной сущности конфликта.
С визуальной точки зрения "Тачки 3" характеризуются двумя особенностями. Во-первых, нарочитой реалистичностью окружающей среды, в первую очередь природных ландшафтов. Для неорганического мира машин это довольно странно, но, наверное, не более странно, чем сочетание игрушечных персонажей и фотореалистичного окружения в "Хорошем динозавре". Во-вторых, драматичными ракурсами съёмки, отразившимися также в рекламной кампании картины, и воистину стремительными кадрами гонок. И это срабатывает! Монотонные, по своей сути, кольцевые заезды в мультфильме настолько обостряют зрительское восприятие, что после сеанса требуется время, чтобы привыкнуть к неспешному движению на реальных улицах. Отдельно стоит отметить искусную имитацию грязи, всё ещё являющуюся вызовом для средств компьютерной анимации.
[620x260]
Среди слабостей фильма — невнятная музыка Рэнди Ньюмана и унылый настрой, формируемый пессимистичными диалогами и, пожалуй, чрезмерным количеством флэшбеков. Не дают покоя и концептуальные недомолвки. В частности, даже сценаристы не знают, откуда берутся "новенькие", и заявляют, что предпочитают не думать об этом. В целом, нужно приложить серьёзные усилия, чтобы по ходу мультфильма не думать, а как это, интересно, автомобиль надел себе наушники, или как это он, интересно, заряжает плёнкой вот этот кинопроектор? Но даже по основному вопросу мультфильма — старению машин — нет полного понимания. В фильме одному из важных персонажей удаляют глушитель. Это не то же самое, что колёса сменить, это, по сути, медицинское вмешательство. А как насчёт возможности обновления узлов и агрегатов тачек на более современные? Во втором фильме уже был персонаж, якобы установивший себе электрический мотор. Значит ли это, что и Молния мог бы себя кардинально обновить? Хотя бы в рамках реабилитации после уже упомянутой аварии.
[620x260]
Мне трудно поверить, что третьих "Тачек" ждёт успех уровня других пиксаровских сиквелов. Тема картины, безусловно, будет понятна детям, ведь формулируется она более чем доступно, но насколько она им будет интересна? С другой стороны, тот факт, что пресс-показ "Тачек" привлёк гораздо меньше зрителей, чем другие анимационные релизы Disney/Pixar последних лет, однозначно говорит о низком интересе к франшизе со стороны взрослых. Предположу, что в категориях коммерческого успеха третий мультфильм выступит на уровне второго.
25 сентября 2017 года. Как я и предполагал, "Тачки 3" не стал безусловным коммерческим хитом, несмотря на неплохую, порой даже благосклонную критику. С другой стороны, вопреки моему прогнозу, мультфильм не смог даже приблизиться к успеху сиквела. Уже на старте образовалось существенное отставание по продажам билетов, но можно было надеяться, что хорошее "сарафанное радио" исправит ситуацию. Однако, нет, дальше было только хуже. В конечном счёте, по сумме кассовых сборов в США третий фильм недалеко ушёл от печальных достижений "Хорошего динозавра" ($152 млн. против $123 млн.), а за пределами Америки "товарищи по несчастью" вообще собрали одинаковые $209 миллионов. Печально признавать, но по меркам пиксаровской анимации это провал.