Легендарный Вудсток был не первым и не единственным фестивалем 60х годов. Не менее масштабным был Monterey Pop Festival 1967 года. Надо сказать, что и состав ИМХО там был получше...
В период с 16 по 18 июня 1967 года в американском местечке Монтерей Каунти Фэйрграундз, Калифорния, под лозунгом "Музыка, Любовь и Цветы" состоялся знаменитый фестиваль поп-музыки - Monterey Pop Festival, в котором приняли участие более 30 исполнителей, около 200 тысяч зрителей и 1100 представителей масс-медиа. Это был первый грандиозный поп-фестиваль на музыкальной сцене Западного побережья, ставший знаковым событием 60-х. Он вошел в историю популярной музыки, как первое грандиозное событие, давшее возможность тысячам поклонников воочию лицезреть своих кумиров в одном супер-концерте.
Организованный Лу Адлером (Lou Adler) и Джоном Филлипсом (John Phillips) из MAMAS AND PAPAS, с помощью рок-импресарио Билла Грэма (Bill Graham) и прочих, Монтерей привлек к себе сливки музыкальной рок-сцены. Пол Маккартни (Paul McCartney) посоветовал пригласить Джими Хендрикса (Jimi Hendrix) и WHO (для них это был первый концерт в Америке). Среди других исполнителей, приглашенных на фестиваль, были: ERIC BURDON & THE ANIMALS, SIMON & GARFUNKEL, CANNED HEAT, BIG BROTHER & THE HOLDING COMPANY с Дженис Джоплин (Janis Joplin), STEVE MILLER BAND, BYRDS, JEFFERSON AIRPLANE, Рави Шанкар (Ravi Shankar), BUFFALO SPRINGFIELD, GRATEFUL DEAD, Скотт Маккензи (Scott McKenzie) и MAMAS AND PAPAS.
Это был крупнейший рок-концерт того времени. Он оказался прелюдией к тем большим рок-фестивалям, которые состоялись позже. Он был организован очень хорошо - зрители были отлично приняты, и все началось довольно гладко. На входе раздавали гавайские цветы, обслуживающий персонал помогал посетителям найти их места, здесь же можно было достать и пакетики с кислотой от Оусли. К психоделическому ощущению фестиваля было добавлено типичное для Сан-Франциско световое шоу.
Открыли легендарный фестиваль в Монтерее 16 июня 1967 года музыканты американской группы ASSOCIATION. В тот же день на сцену фестиваля поднялся и один из оплотов сопротивления американской музыки "британскому вторжению" середины 60-х годов, чьи хиты - коктейль из ритм-н-блюза, соула, бита, "болотного рока", щедро приправленные сырым рок-н-ролльным звучанием, регулярно гостили в американских хит-парадах - певец и гитарист Джонни Риверс (Johnny Rivers).
На фестивале с блеском прошло выступление и британского рок-вокалиста, бывшего участника легендарной группы ANIMALS, Эрика Бердона (Eric Burdon), со своей новой командой NEW ANIMALS, воспоминанием о котором явился выпущенный им вскоре очень успешный сингл "Monterey". Последними в первый день фестиваля выступил дуэт SIMON & GARFUNKEL.
Первыми во второй день фестиваля, субботу 17 июня 1967 года, на сцену фестиваля поднялись музыканты калифорнийского блюз-рокового коллектива CANNED HEAT, добившиеся благодаря своему блестящему выступлению общенациональной популярности. Будучи, скорее, музыкальной аномалией на поп-сцене того времени, в социальном отношении CANNED HEAT оставались типичной американской группой. Их концертные выступления были проникнуты антивоенным и отчасти анархическим пафосом.
Ничем не уступало остальным участникам фестиваля выступление и американской группы QUICKSILVER MESSENGER SERVICE, однако на фоне экстравагантных номеров некоторых других музыкантов их программу по достоинству смогли оценить лишь некоторые музыкальные критики и специалисты.
Еще одним открытием фестиваля, продемонстрировавшим совершенно новое звучание, явился американский блюзовый коллектив ELECTRIC FLAG, первое публичное выступление которого состоялось в середине субботы 17 июня и вызвало огромный интерес у хипповой аудитории. Однако их выступление так и не было включено в фильм о фестивале, якобы по политическим соображениям, из-за слишком резких текстов песен.
В тот фильм о фестивале не вошло и выступление еще одной американской группы - фолк-роковой команды BYRDS. Дело в том, что прямо во время своего выступления вокалист и гитарист группы Дэвид Кросби (David Crosby) ни с того ни с сего стал говорить публике что-то об убийстве президента Кеннеди и о чудесных свойствах "кислоты". За свою "странную" выходку он вскоре был уволен из состава BYRDS.
В тот же день на фестивале состоялось и довольно успешное выступление молодой, но очень талантливой американской вокалистки, композитора и пианистки Лоры Ниро (Laura Nyro). Это был всего лишь второй концерт в ее жизни, и публика поначалу скептически отнеслась к сценическому имиджу Ниро - падший ангел с одним крылом, черный грим. Вдобавок она исполняла песни соул из репертуара чернокожих музыкантов. Однако на фоне других ярких личностей, приехавших в Монтерей, ее тонкое и мягкое выступление осталось недооцененным. Расстроенная Лора восприняла это, как собственную неудачу, и после этого почти уже не гастролировала.
Третий и заключительный день фестиваля, воскресенья 18 июня, открыл ставший впоследствии знаменитым, индийский музыкант, ситарист и композитор Рави Шанкар (Ravi Shankar). Его трехчасовой гипнотический сет удостоился бурных и продолжительных аплодисментов зрителей, стоя приветствовавших Шанкара. Это историческое выступление превратило его в икону современной индийской музыки.
В тот же день на сцене на поп-фестиваля состоялось выступление еще одной знаменитой американской кантри-рок-группы BUFFALO SPRINGFIELD в составе: гитариста/вокалиста Стивена Стиллза (Stephen Stills), вокалиста Ричи Ферея (Richie Furay), барабанщика Дьюи Мартина (Dewey Martin), басиста Джима Филдера (Jim Fielder) и примкнувшего к ним гитариста сиэттлской группы DAILY FLASH Дага Хастингса (Doug Hastings), а также участника BYRDS певца Дэвида Кросби (David Crosby) в качестве гостя. Сразу же после Монтерея Эл Купер (Al Kooper) пригласил Филдера в состав своего коллектива BLOOD, SWEAT & TEARS, а Хастингс ушел в новую супер-группу RHINOCEROS.
Любопытно, что такие ведущие британские коллективы того времени BEATLES и ROLLING STONES не почтили своим вниманием фестиваль в Монтерее, хотя гитарист Брайан Джонс (Brian Jones) и присутствовал на нем в качестве зрителя. Вот, что вспоминал о Брайане Джонсе Эл Купер: "Во время фестиваля Брайан тусовался с хиппи, валяясь с ними на земле и принимая LSD. Его золотистое пальто из парчи, усеянное бусинами и блестящими нитями ярко сверкало на солнце".
В отсутствие BEATLES и ROLLING STONES на сцене безобразничали, сокрушая аппаратуру и инструменты, WHO. Именно Монтерей открыл широкой публике этот английский квартет, до сей поры мало известный в США, а также замечательного американского гитариста Джими Хендрикса, которого представил зрителям Брайан Джонс, испытывающий к нему огромное взаимное уважение и восхищение. Любопытно, что у Пита Тауншенда из WHO и Джими Хендрикса вышел тогда спор, кому за кем следует выступать, и жребий первенства выпал Питу…
Но очередность выступлений никак не отразилась на их качестве. Трио JIMI HENDRIX EXPERIENCE буквально затмило всех остальных. Джими Хендрикс (Jimi Hendrix - гитара), Ноэл Реддинг (Noel Redding - бас) и Митч Митчелл (Mitch Mitchell - ударные) исполнили в Монтерее семь песен, в числе которых были "Hey Joe", "Purple Haze" и дилановская "Like A Rolling Stone", повергшие слушателей в настоящий шок. Хендрикс в оранжевой рубашке и красных брюках беспощадно терзал свою гитару, которая то исступленно завывала, то плакала, то скрипела, то имитировала птичье пение и человеческий голос, забрасывал ее за спину и играл, держа на вытянутых руках.
Филигранные соло, исполненные с чудовищным "дисторшеном" и почти всегда с использованием фидбэка, почти непередаваемым образом сочетали элементы классического рок-н-ролла, блюза, соул, и вся эта кажущаяся какофония сплеталась в изумительную психоделическую мелодию, которую словно подгоняли вперед задыхающаяся бас гитара Реддинга и "бешеные" барабаны Митчелла. Во время исполнения финальной песни Джими облил свой "фендер" бензином, поднял над головой и поджег.
Слушая потрясающую игру коллектива, каждый из присутствующих на фестивале понимал, что такая музыка никогда больше не повторится. А образ Хендрикса, стоящего на коленях перед собственной горящей гитарой, стал настоящей иконой молодого поколения того времени и навсегда вошел в историю рок-музыки.
В течение трех дней слушатели наслаждались лучшей музыкой молодых талантов того времени, которые, буквально, на их глазах творили историю рок-музыки. Дело в том, что до Монтерея все они были почти неизвестны широкой американской аудитории, а после него стали супер-звездами. Хриплоголосая и более чем раскованная Дженис Джоплин (Janis Joplin) стала первой, кто похитил сердце аудитории, исполнив блюз Большой Мамы Тортон "Ball and Chain". Ни одной другой женщине ни до Дженис, ни после нее не удалось так глубоко тронуть публику своим эмоциональным выступлением. А музыкальный критик газеты "Сан-Франциско Экземинер" Фил Илвуд после фестиваля назвал Дженис Джоплин "самой лучшей белой исполнительницей блюзов", которую ему когда-либо доводилось слышать.
Среди присутствующих на том легендарном фестивале было немало и влиятельных в музыкальном бизнесе персон, в числе которых были и известный менеджер Альберт Гроссман (Albert Grossman), а также президент звукозаписывающего гиганта, концерна CBS - Клайв Дэвис (Сlive Davis). После того исторического выступления Дженис и ее группы BIG BROTHER & THE HOLDING COMPANY Гроссман решил взять их под свою опеку и убедил Дэвиса потратить 250 тысяч долларов на то, чтобы выкупить их у компании Mainstream.
Однако некоторые команды, выступившие на фестивале, типа BYRDS и MAMAS AND PAPAS, находились в то время на грани развала, и их творческий кризис и внутренняя напряженность ощущалась зрителями во время их выступлений.
О легендарном фестивале в Монтерее 1967 года сняли фильм, который поначалу не получил большого успеха, однако сегодня он считается уже практически классическим документальным фильмом о том периоде, в основном, благодаря Джими Хендриксу и Дженис Джоплин. Как предшественник Вудстока, фестиваль в Монтерее показал, что существует большой рынок для концертов под открытым небом. Фестиваль вдохновил и других учредителей и организаторов на проведение подобных крупных рок-концертов, а психоделическая рок-сцена после Монтерея, буквально, охватила всю страну. Начиналось "лето любви", которое невозможно забыть…
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ (16 июня 1967, пятница):
1. ASSOCIATION
2. PAUPERS
3. Lou Rawls
4. BEVERLY
5. Johnny Rivers
6. ERIC BURDON & THE ANIMALS
7. SIMON & GARFUNKEL
ДЕНЬ ВТОРОЙ (17 июня 1967, суббота):
1. CANNED HEAT
2. BIG BROTHER & THE HOLDING COMPANY
3. COUNTRY JOE & THE FISH
4. Al Kooper
5. PAUL BUTTERFIELD BLUES BAND
6. QUICKSILVER MESSENGER SERVICE
7. STEVE MILLER BAND
8. ELECTRIC FLAG
9. MOBY GRAPE
10. Hugh Masekela
11. BYRDS
12. Laura Nyro
13. JEFFERSON AIRPLANE
14. BOOKER T & THE MG'S
15. Otis Redding
ДЕНЬ ТРЕТИЙ (18 июня 1967, воскресенье):
1. Ravi Shankar
2. BLUES PROJECT
3. BIG BROTHER & THE HOLDING COMPANY
4. GROUP WITH NO NAME
5. BUFFALO SPRINGFIELD
6. WHO
7. GRATEFUL DEAD
8. JIMI HENDRIX EXPERIENCE
9. Scott McKenzie
10. MAMAS & PAPAS
Статья из сообществаClassic Rock
(http://www.liveinternet.ru/community/classic_rock/post66484503/)
За скан спасибо Demonic_Preacher