Фанфикшен как типичное явление женского порнографического романа, или как?
Откопав по учебе Новое литературное обозрение №22 за 1996 год, прочла книжку целиком. Номер "другие литературы" был посвящен, собственно, массовой литературе. Об Интернете тогда еще разговора не было. Однако взгляд зацепился за вещи, чрезвычайно применимые к содержанию фанфикшена в фандоме ГП.
На протяжении пары вордовских страниц я хочу попытаться, комментируя цитаты из статей (в Сети их нет ни в каком виде, я перепечатываю фотки), показать, что фанфикшен действительно есть типичное явление женского порнографического романа -)
С.Кузнецов. Литературная порнография: памяти умирающего жанра.
Филолог приводит разные определения термина "порнография"
- это текст, построенный на чередовании эпизодов, изображающих соитие, мастурбацию и другие виды сексуальной активности ( любопытно, что этим определением руководствовался Набоков, доказывая, что Лолита не является порнороманом).
В нашем случае - подходит, конечно, но
Интенциональный подход определяет порнографию через интенции создателей, стремящихся вызвать у читателей - или у себя самого - состояние эротического возбуждения.
Т.е., как я понимаю, ничего кроме ПВП, и кстати
Крупные писатели создавали вполне порнографические тексты, особенно в молодости.
Это обнадеживает, осталось определить степень молодости авторов и ждать писательского становления)
Художники авангарда сделали ставку на то, чтобы вызвать у зрителя\читателя сильные эмоции: отвращение или возбуждение в их числе.
Именно - сильные эмоции движут масслитом, отвращение и возбуждение - две самые великие силы НЦ-шного дарка!
Нарушение законов традиционного нарратива: эпизоды в порнороманах обычно сменяют друг друга без какой-либо мотивации.
Вот чем фикшен не особо грешит - по крайней мере формальную структуру стремятся создавать все)
Определение - 1983, Миннеаполис:
Порнография - графическое, сексуально-эксплицитное подчинение женщины в рисунках и словах, которое включает в себя представление женщин дегуманизированными сексуальными объектами, получающими наслаждение от боли и унижения… или представление женщин, подвергающихся пыткам и насилию; или женщин, представляемых как низшие существа, кровоточащие, избитые, покалеченные, - в контексте, делающем эти условия сексуальными. Если мужчины, дети или транссексуалы используются тем же образом, подобные материалы также подпадают под определение.
Прийдя к такому определению порнографии, делаем вывод, что далеко не все, и даже не половина фикшена под него подходит. Вне зависимости от гендерных соотношений, унижение, подчинение и дегуманизация - тематика отдельная, в меньшей части НЦ и Р-рейтингов наличествующая
… в женском порно внимание концентрируется не на органах, а на чувствах, акцентируется предварительная игра, а не сам акт.
Без комментариев. Интересно мнение знакомых с тем, и другим (т.е. женским и мужским)-)
Это жанр комфортный, успокаивающий читателя: возможно, именно поэтому среди поклонников порнографии преобладают люди в "критическом" возрасте: подростки и мужчины средних лет.
Об этом поподробнее в статье ниже, посвященной женскому роману. И на контрасте этих двух фраз задумываешься над противоречием - "люди в критическом возрасте" - не бывают женщины?
Лучшие места для развертывания романа: уединенный замок, изолированная усадьба посреди парка, таинственный дом в Лондоне или Париже, пустая пещера или одинокий коттедж у моря, или бордель, номер в отеле, снятый на ночь, на неделю или на месяц... Р.Барт: "Садистическое пространство неизменно: все путешествия нужны только для того, чтобы запереться".
Дадада. Я и не знала, что эти приемы настолько уже штампы.
Женский любовный роман как тип формульного повествования. Фамилию автора (женщины) потеряла. '(
Она часто цитирует Дж.Кавелти.
Формула [по которой стоится произведение массовой литературы] позволяет выделять характерные для определенных культур и/или периодов "коллективные фантазии"... Три ключевые особенности - высокая степень стандартизации, эскапизм, развлекательность.
Взаимоотношения полов, адекватность героев гендерным стереотипам, чувства и действия, заставляющие их искать и находить свои ниши в структуре половых ролей - вокруг этих проблемных узлов строится сюжет женского любовного романа. Центр и причина эмоионального конфликта - героиня, ее борьба с собой, мучающее ее противоречие между сексуальным влечением к герою и якобы враждебными чувствами к нему.
...Формульная литература - "витализация стереотипов"...
Все эти слова не несут в себе существенной смысловой нагрузки: да, развлекательность и уход от действительности, да, шаблоны и стереотипы, а чувства героини = чувства любого персонажа, от чьего лица ведется повествование в романе. Но последняя фраза идеально описывает происходящее в подавляющем количестве снарри -)
Герой является воплощением сексуальности, причем самой универсальной, плакатно-рекламной: "…очень высокий, худощавый, атлетического сложения…", "…густые волосы цвета воронова крыла…", только вот нет- "…кожа загорелая…", "…крупный нос с небольшой горбинкой, красивой формы рот со слегка изогнутыми губами…", трудоголик, помешанный на своей работе…
Меня эти описания поразили - выходит, мы подсознательно реализуем этот стереотип в изображении известно кого, и оказывается, ничего универсально-сексуальнее и придумать нельзя, а все это так прекрасно ложится на фанонного Снейпа!
Именно их [героя и героини] адекватность друг другу как сексуальных партнеров и наводит героиню на мысль о любви.
Без комментариев, потому что очевидно, что вся классика снарри построена именно на первичном этого рода притяжении)
В подавляющем большинстве романов между героем и героиней есть существенная разница в возрасте. За разными возрастными позициями закреплены различные психологические и поведенческие характеристики. Герою в среднем 35 лет, он старше, опытнее… но более целен и искренен…
Выходит, что возрастные рамки ГП и СС полностью вписываются в требуемый стереотип? Вот только по поводу искренности у авторов - полная свобода творчества)
…подчеркнуто сексуален и страстен - эти черты отмечены с помощью типической внешности и иногда посредством принадлежности к южным культурам.
Этот феномен несоответствия (даже рассматривая обоих персонажей нашего случая) также еще предстоит проанализировать специалистам-)
Героиня же редко старше 25-ти, она только на пороге брачного возраста, сексуально неопытна и вообще довольно беспомощна в отношениях с мужчинами. Типу мелодраматической героини с низкой социальной позицией соответствуют такие признаки как сиротство, вдовство, смерть других близких родственников.
Эти элементы также затерты до дыр в нашем пейринге, и, хоть и не так часто, но бывают применимы и к СС (ну все то, что не про возраст)
Чтение подобных романов напрямую связано с проблемой сексуальной идентификации, поиска адекватной гендерной роли и адекватных отношений. Происходит "двойная идентификация": герой романа обычно ее ровесник, на него проецируются образ идеального мужа-партнера, особенно его сексуально-чувственные качества… другая же линия соединяет читательницу с героиней; ей 20-23 года, она в брачном возрасте, читательница вспоминает собственные иллюзии и неверные шаги. Этот идентификационный треугольник - один из магнитов, притягивающих женщин, в том числе и с высоким образовательным цензом, к любовному роману.
Вышенапечатанное и сформировало у меня желание донести до вас эти рассуждения.
На мой взгляд, идентификация с двумя героями - очень важный психологический элемент чтения любого пейрингового текста. И максимально распространен таковой случай в снарри - есть ряд текстов в Сети, описывающих чувства рядовой снейпоманки, находящей удовлетворение в обнаружении в себе, нелюбимой, черт, родственных с замечательным героем.
Идентификация с Поттером не требует обоснований (повествование от 1-го лица, прописанность психологического портрета, условно в возратстной группе с читательницей… ну, по крайней мере, вспомнить себя может каждая)). Я не уверена, что подобная, иногда 100%-ная идентификация возможна в других пейрингах.
Это хотелось бы обсудить)
Гермиона - да (тут привет СС/ГГ - благодатнейшая мерисьюшная тема), но ГП/ГГ в эту формулу уже не вписываются из-за возраста - положение на равных сводит на нет определенную часть привлекательности женского романа.
И поэтому, имхо, ни один "одновозрастный" пейринг не может вызвать такой же эскапистский интерес и восторг, как обладающий указанной выше разницей в возрасте.
Но - соотнесение читательницы с Дамблдором или Волдемортом - явление, имхо, конечно, редкое.
Драко - может идентифицироваться с ним читательница, только вот сам персонаж плохо вписывается в рамки формулы "герой-героиня".
Так, _вы уже знаете какой любимый мой пейринг_ в под характеристики выше напечатанные, имхо, целиком и полностью подходит. Но не знаю, что делать с остальными.
Смотрите, как специалисты описывают одно из важных качеств идеального героя - "метаморфность": все наши подсознательные желания, противоречивые по природе и безграничные по содержанию, ждут своего исполнения в любви. Наш партнер должен быть сильным и в тоже время беспомощным, вести и быть ведомым, быть аскетичным и чувственным одновременно. Пока мы считаем, что он действительно может выполнить все это, он окружен ореолом сексуальной переоценки.
Ну чем не Снейп? И мало ли в фаноне таких Поттеров? А вот остальные герои представлялись в подобном свете? Я навскидку не вспомню.
Луна и Невилл, Гермиона и Рон, Гарри и Джинни - ну ни с какой стороны.
Люциус Малфой вообще, согласно определению, не должен вызывать у целевой адитории интереса-)
Феномен гарридрак тем более пока загадка для меня. Попробую объяснить тем, что их целевая аудитория в поиске сексуальной идентификации нуждается в равном по большинству параметров партнере... не нуждается в идентификации со старшим персонажем в силу юного возраста...столь хороша внешне, что готова идентифицироваться только с самыми прекрасными фанонными образами -)))
Особенно непонятны мне с этой точки зрения такие "взрослые" пейринги, как снюпин и снейпоблек. Их читательницы не заинтересованы в описаниях инициации? Не испытывают потребности в идентификации с юным героем/героиней?
Или все-таки женский роман это одно, а порнография другое, а фанфикшен - совсем третье? -)