• Авторизация


Лекция №11 06-07-2006 18:17 к комментариям - к полной версии - понравилось!


ВОКАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Обязательным условием формирования и совершенствования вокальных навыков являются упражнения. Как известно, упражнение— это многократно повторяемое, специально организованное действие, которое направлено на улучшение качества его выполнения.
Все три компонента упражнения: повторяемость, определенная организация и целенаправленность — являются обязательными, но сущность упражнения определяют два последних из них. Любое действие, применяемое как упражнение, превратится в простое повторение, если оно не будет нужным образом организовано, чтобы обеспечить выполнение действия на более высоком уровне по сравнению с первоначальным.
Различные звуки в пределах диапазона голоса можно петь отдельно, в отрыве друг от друга, без систематической связи много раз. Но от этого не будет выравниваться их звучание, даже если мы поставим себе это целью. Когда же мы отдельные звуки расставим поступенно, превратим их в гамму или ее элементы и будем их петь связно, т. е. специально организуем повторение всех звуков, то оно уже станет способствовать выравниванию звучания во всем диапазоне. Этого нельзя достичь при помощи пения только расположенных поступенно звуков. Такой вид упражнений не может обеспечить формирование навыка однородного звучания во всем диапазоне. С этой целью применяется пение и более широких интервалов. Ровность звучания во всем диапазоне зависит и от равной вокальности гласных, для чего включаются упражнения, которые способствуют их выравниванию.
Точно так же для формирования других вокальных навыков подбирают не одно, а несколько упражнений, причем упражнения часто способствуют выработке не одного, а нескольких навыков.
Чтобы упражнение обеспечило выполнение и усовершенствование действия, учащемуся необходимо объяснить, какой звук надо воспроизвести, что надо для этого сделать, за чем надо внимательно следить во время голосообразования. После каждого упражнения педагог должен указать, правильно ли оно выполнено, какие были ошибки и как их исправить. При правильном выполнении упражнения достигнутое закрепляется и затем совершенствуется.
Упражнения обычно выполняют в начале вокальных занятий и тогда они не только служат целям формирования и развития навыков, но и «разогревают» голосовой аппарат, т. е. физиологически подготавливают его к предстоящей работе. Поэтому часть урока индивидуальных и хоровых занятий, которая состоит из упражнений, называется распеванием.
В начале распевания, учитывая необходимость приведения голосового аппарата в рабочее состояние (фазу врабатываемости), целесообразно применять привычные, несложные, хорошо в петые упражнения. На таких упражнениях быстрее достигается нужное звучание. Затем уже даются упражнения, направленные на усложнение усвоенного или формирование нового навыка.
Предлагаемые учащемуся упражнения должны быть простыми по мелодическому и ритмическому рисунку, легко запоминаться.
Пение не может совсем не выражать никаких эмоций. Даже в упражнениях надо стремиться к определенной эмоциональной окраске голоса, причем лучше соотносить пение с радостным настроением. Поэтому упражнения в основном даются в мажорном ладе, который легче воспринимается и связан с бодрым, оптимистическим настроением, создающим необходимый тонус мышц.
В начале обучения упражнения надо выполнять в спокойном, медленном темпе. В дальнейшем темп меняется в зависимости от методических целей. Для развития подвижности голоса по мере освоения навыков темп упражнений убыстряется.
Располагают упражнения обычно в виде модулирующей секвенции по полутонам вверх или вниз.
На первых занятиях при введении нового упражнения его мелодию лучше играть в унисон с поющим. Подыгрывать мелодию на инструменте надо гораздо тише поющего, чтобы не мешать ему слушать себя. Как только интонация у ученика станет устойчивой, нужно оставлять одну гармоническую поддержку. Когда упражнение усвоено, очень полезно для выработки четкой координации между слухом и голосом, для закрепления и совершенствования вокальных навыков петь его без сопровождения инструмента с предварительной ладовой настройкой.
Паузы между упражнениями по возможности должны быть одинаковыми, такими, чтобы поющий мог без спешки хорошо подготовиться к каждому последующему повторению упражнения. Сначала интервалы между упражнениями, естественно, будут занимать больше времени и могут быть не всегда равномерными. По мере того, как подготовка к каждому последующему повторению упражнения (организация певческой установки и подача звука) будет становиться все более привычной и совершенной, паузы сами собой укоротятся. На этом этапе паузы между отдельными, секвенционно построенными упражнениями должны быть всегда одинаковыми, так как это способствует автоматизации певческих навыков.
Сила голоса при исполнении упражнений как соло, так и в хоре должна быть средней, в пределах mf. Начальные упражнения на центральном участке диапазона нужно петь ровным по силе звуком. Очень важно найти оптимальную силу звука в каждом индивидуальном случае. Постоянное пение на forte ведет к форсировке голоса, она вредна для всех голосов, но особенно пагубна для детей. Хотя пение звуком,, сила которого ниже оптимальной («напевание»), и не рекомендуется, но оно приносит гораздо меньше вреда голосовым органам, чем чрезмерно громкое пение. А при работе с мутантами тихое пение является необходимым. В этом случае, как пишет Ф. Лысек (Чехословакия), «...от интенсивного пения голос слабеет, а при слабом пении голос крепнет».
Пение упражнений следует начинать с примерных звуков — наиболее естественно, красиво и без напряжения звучащих нот в диапазоне певца. Обычно это ноты в среднем отделе диапазона (у сопрано фа ' — до2, у тенора на октаву ниже, у меццо-сопрано — ми1 — си1, у низких мужских голосов — рем —лям). Наблюдаются случаи, когда середина диапазона голоса звучит плохо (бывает «провалена») или на ней наиболее резко выявлены недостатки голоса в силу того, что певец раньше много пел на этих тонах бесконтрольно. В таких случаях приходится исходить от более высоких нот у высоких голосов или от более низких нот у низких, особенно мужских голосов. У детей, голоса которых еще не подвержены вредным влияниям, начинать упражнения всегда надо с нот, лежащих в пределах фа1'—си1.
Постепенно во время занятий объем звуков, охваченных упражнениями, расширяется. Со временем он увеличивается на весь диапазон голоса. Крайние предельные ноты диапазона в упражнения вовлекаются только на конечных этапах обучения. А у детей их лучше почти не касаться. Формирование крайних нижних и верхних нот может идти только на базе хорошо звучащей середины, поэтому в упражнениях прежде всего укрепляется средний участок диапазона.
Первые упражнения выполняются на наиболее удобном для данного ученика гласном звуке, который обычно по звучанию выгодно выделяется среди других гласных. Этот гласный является отправной точкой в применении гласных при пении упражнений. На нем, как на наиболее удобном для себя звуке, ученик легче осваивает элементы вокально-технических навыков, добивается необходимого вокального звучания.
При выборе гласного исходят также и из общего звучания голоса ученика. Если голос звучит глухо, затемненно, глубоко, то рационально применять упражнения на звонкие гласные «и», «е», способствующие близкому звучанию. И, наоборот, если голос звучит слишком близко, открыто и плоско, то следует начинать с глухих гласных «о», «у» или округленного «а». Необходимо учитывать и различные призвуки, тембровые особенности голоса. При горловом призвуке, «зажатом» голосообразовании гласный «и» еще более усугубит эти качества, а гласные «а», «о>, «у» помогут изжить их. При носовом призвуке показаны упражнения на гласные «о> и особенно «у».
Иногда пение упражнений начинают сразу с гласного «а>, т. е. его делают основным гласным, на котором при помощи упражнений вырабатывают основные вокальные качества звучания. Этого метода придерживался М. И. Глинка. Такое применение гласного «а» наиболее рационально, если голос ученика не имеет резких недостатков. В этих случаях гласный «а» оказывается как бы «примарным» гласным, наиболее удобным для пения.
После того, как избранный первоначально гласный обретает нужные качества, переходят к другим гласным, постепенно и на них осваивая вокальное звучание, распространяя звучание, выработанное на первом гласном. Это делают путем присоединения их к первому вокально оформленному гласному.
Иногда в начальные упражнения, помимо основного, включают и другие гласные. Обычно это делается для того, чтобы с их помощью добиться нужного звучания основного гласного. Например, упражнения поются в основном на гласном «а». Но чтобы его звучание сделать более ярким и близким, к нему присоединяют гласный «и» (поют «и — а») или, если этот гласный необходимо округлить, то «о» (поют «о — а») и т. д.
Начинать упражнения можно на одном гласном звуке, без согласного или в сочетании с различными согласными, всегда произносимыми перед гласным. Умелое сочетание согласных с гласными позволяет влиять на качество звучания гласных и значит на общее звучание голоса (см. «Певческая артикуляция и дикция» в настоящем пособии).
Согласные звуки значительно активизируют работу артикуляторных органов ротовой полости. Поэтому во всех случаях вялой работы этих органов упражнения лучше начинать сразу с сочетания гласных звуков с согласными.
Рассмотрим различные упражнения.
Упражнения по видам вокализации. Применяемые упражнения в большинстве случаев являются различными видами вокализации— пения на гласных звуках. Существует несколько видов вокализации, из них наиболее употребимые: связная (legato) и отрывистая (staccato).
Связное пение бывает не только при вокализации, оно может быть и манерой исполнения произведений с текстом. В этом случае уже говорят о кантилене. Она в виде стиля bel canto (связное, широкое красивое пение) значительного развития достигла в итальянской вокальной школе. В других национальных школах, кроме русской, этот стиль такого развития не получил. Видимо, это связано с тем, что итальянский язык наиболее певучий, в нем преобладают гласные звуки. В этом отношении русский и украинский языки мало уступают итальянскому, и потому кантиленное пение в русской вокальной школе достигло не меньшего развития, чем в итальянской. Русская вокальная музыка имеет в своей основе русскую народную песню, для которой характерно широкое, протяжное пение — распев, чем по сути и является кантилена.
Кантилена, т. е. непрерывно льющийся звук, составляет основу пения. Она образуется только тогда, когда все выпеваемые звуки соединяются между собой, когда каждый последующий звук является продолжением предыдущего, как бы «выливается» из него. Такая манера пения называется связной, или пением легато.
Упражнения на легато являются основным средством выработки кантилены, которая неразрывно связана с длительным равномерным, правильно организованным выдохом. Поэтому упражнения на легато с постепенно удлиняющимися музыкальными фразами хорошо развивают певческое дыхание. При такой манере пения легче перенести нужное звучание с одного звука на другой. Отсюда ясно, что слитное пение отдельных тонов помогает и выравниванию звучания.
Петь отрывисто, отделяя каждый звук, атакуя каждую ноту заново смыканием голосовых складок и дыханием при помощи активных движений диафрагмы это значит петь стаккато. Движения диафрагмы при образовании стаккатного звука сопровождаются перемещением верхнего отдела передней стенки живота. Движения брюшной стенки в подложечной области могут служить хорошим ориентиром для проверки работы диафрагмы при пении на стаккато.
Пение на стаккато связано с активным смыканием голосовых складок. Оно хорошо активизирует их работу, способствует усвоению четкой атаки и потому очень полезно при вялом тонусе голосовых мышц, при сиплом призвуке. Этот вид вокализации особенно показан при работе с детскими голосами.
Каждая спетая на стаккато нота не должна сопровождаться снятием вдыхательной установки. Пение фразы на стаккато должно проходить как бы на одном дыхании. Паузы между стаккатными звуками внутри фразы — это остановки дыхания (выдоха). Таким образом, исключается подготовка голосового аппарата к фонации перед каждым новым звуком, остается взаимодействие голосовых складок и дыхательных мышц (главным образом диафрагмы). Внимание ученика фиксируется на этой работе, в результате налаживается четкая координация между движениями голосовых складок и диафрагмы, что очень важно уже на первых порах обучения. Паузы между стаккатными звуками с остановкой дыхания помогают учащемуся ощутить дыхательную опору.

Спетый на стаккато звук может явиться отправной точкой для пения на легато. Полезно спеть начальный звук упражнения на стаккато и сейчас же его повторить в связной манере пения. С этой целью применяются упражнения с чередованием отрывистой и связной видов вокализации.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Лекция №11 | The_Angel_Of_Music - Sing, My Angel Of Music! | Лента друзей The_Angel_Of_Music / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»