МУЖСКИЕ ГОЛОСА
Мужские голоса звучат на октаву ниже женских, в них различают два регистра: грудной и головной, резко разграниченные, особенно у низких голосов. Переходные ноты между регистрами у высоких и низких голосов различны.
Тенор — высокий мужской голос. По характеру звучания тенора разделяются на лирические и драматические. В диапазоне теноров условно из грудного регистра можно выделить средний регистр, так как у них бывает заметен перелом к нижним нотам в области ре — мим. У лирического тенора наиболее полно звучит первая октава. Наверх этот голос идет легко. Рабочий диапазон: сольм — соль1, ля1. Нижняя половина малой октавы звучит слабо, неинтересно по тембру.
Лирический тенор с широким диапазоном головного регистра, который формируется легко и свободно до нот ре2-—ми2, называют альтино. Эти голоса без затруднений преодолевают переходные ноты, а верхние ноты у них по звучанию близки к низким женским голосам. Альтино особой силой звука не отличаются, но нужны в хоре для расширения диапазона и обогащения красок звучания.
Драматический тенор отличается насыщенным звучанием соответствующего характера. Переходные ноты к головному регистру те же, но они осваиваются с трудом. Неудобство на этих нотах выражено больше, чем у лирических теноров. Головные ноты воспроизводятся напряженно и могут быть исполнены на forte или mezzo forte. Рабочий диапазон в области малой октавы и до переходных нот к головному регистру. На крайних нижних нотах сила звука обычно падает. Но бывают драматические тенора, у которых нижние звуки мало отличаются от баритонального звучания.
Лирические тенора в хоре входят в партию первых теноров, а драматические — вторых.
Низкие мужские голоса: баритоны и басы звучат в большой, малой и нижней половине первой октавы, иногда и в контроктаве. Грудной регистр занимает приблизительно % диапазона.
Баритон — довольно подвижный голос, особенно лирический баритон. Полный диапазон: ляб — фа ', соль '. Переходные ноты до диез1 — ми бемоль1. Наибольшая сила и яркость звучания проявляется в верхней половине диапазона. Рабочий диапазон в области дом — ре1. По характеру звучания различают баритоны лирические и драматические. Драматические баритоны по густоте звучания приближаются к басам и иногда, при надобности, если обладают достаточной силой звука на нижних нотах, могут быть использованы в партии вторых басов.
Бас имеет широкий диапазон нижних нот. Переходные ноты ниже, чем у баритона, на нотах сим — до1. Наиболее полно звучит нижняя половина диапазона. Звуки в большой октаве отличаются густым низким звучанием достаточной силы. Басы, имеющие в своем диапазоне ноты контроктавы, называются басами профундо, или октавистами. Полный диапазон: соль контроктавы — си, си бемольм. У этого голоса короткий диапазон верхних нот. Голос наверх идет с трудом, верхняя половина малой октавы звучит напряженно и некрасиво. Октависты — голоса специфически хоровые, так как в связи с укороченной верхней границей диапазона в сольной исполнительской практике неприменимы. Звуки контроктавы у таких голосов обычно большой силой не отличаются, но и при звучании на пиано создают красивый органный фон, очень ценный для хора.
Баритоны составляют партию первых басов, а остальные низкие голоса — партию вторых басов.
В хоровой практике при определении голоса в ту или иную партию хора основное значение имеет не столько характер голоса (лирический, драматический), сколько величина диапазона, звучание верхних или нижних нот, владение ими. Но во избежание пестроты звучания следует учитывать и характер голоса и по возможности стараться составлять каждую партию хора из одинаковых по характеру голосов.
В соответствии с дирижерско-хоровым уклоном программы в приведенной классификации дана неполная по характеру звучания градация голосов (отсутствуют меццо-характерные и другие голоса).
На рисунках-схемах указаны предельные диапазоны.
Высокий мужской голос — тенор (звучит на октаву ниже)
[481x201]
[469x105]