Лекция 7
06-06-2006 12:35
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
СОГЛАСНЫЕ В ПЕНИИ
Как мы уже говорили, согласные звуки возникают в ротовой полости. Они делятся на глухие (к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ) и звонкие (б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р). Глухие, «безголосые», согласные образуются без участия голосовых складок от колебания выдыхаемого воздуха и состоят из одних шумов. Звонкие, «голосовые», согласные образуются из ротовых шумов и голоса. В них достаточно ясно выражен основной тон (высота звука). При преобладании голоса над шумом возникают так называемые сонорные согласные, или полугласные (л, м, н, р). Если же шум превалирует над голосом, то образуются остальные звонкие согласные (б, в, г, д, ж, з).
Гласные и согласные образуются одними и теми же органами. Активное произношение согласных вызывает усиленное сокращение мышечных стенок ротоглотки, превращая ее тем самым в резонатор с относительно твердыми стенками, отчего увеличивается звонкость гласных при пении. Вот почему чем более четко произносятся согласные, тем ярче звучит голос.
Один и тот же гласный меняет свое окончание в зависимости от следующего за ним согласного. При переходе с согласного на гласный установка губ, языка, мягкого нёба для гласного подготавливается уже при звучании предшествующего согласного. А следующий за согласным гласный как бы сохраняет отпечаток артикуляционного уклада предыдущего согласного. Это свойство широко используется в вокально-педагогической практике (фонетический метод). При этом учитываются следующие особенности образования согласных звуков: участие голоса (глухость или степень звонкости согласных звуков), место образования — уклад (передний, средний, задний), положение артикулирующих органов и степень их напряжения, активизация участвующих органов, напор воздушной и звуковой струи. В каждом отдельном случае в зависимости от сочетания этих свойств отбирают полезный согласный звук для соединения с последующим гласным.
В вокальных упражнениях в основном применяются звонкие согласные, так как на этих звуках работают голосовые складки и они имеют высоту звучания. '
Согласные звуки в зависимости от того, какие органы участвуют в их образовании, делятся на губные (лабиализированные) (б, м, п), язычные (д, л, р, т, ц, ч), нёбные (м, н). По месту образования в ротовой полости согласные бывают заднего (к, г), среднего (х, ш, р) и переднего (все кроме указанных) уклада. Согласные звуки переднего уклада приближают звук, особенно звонкие —«д», «з», «л» и потому применяются при глубоком, глухом звучании. Согласные заднего уклада могут помочь при исправлении чрезмерно близкого, «белого» звучания.
Положение артикулирующих органов при образовании различных согласных звуков может благоприятно или, наоборот, отрицательно влиять на последующий вокальный гласный. При согласных «к», «г» значительно сокращаются мышцы мягкого нёба, и оно при этом хорошо поднимается. Эти согласные помогают удерживать мягкое нёбо поднятым, способствуют его активизации. В то же время они связаны с напряжением корня языка, их применение может еще больше усугубить имеющийся горловой призвук. Губные согласные (б, м, п) хорошо активизируют губы, а губно-язычные (ж, в, ф) и язык.
Образование взрывных согласных (т, п) связано со значительным напором дыхательной струи. Эти согласные могут быть использованы для активизации дыхательной функции. А согласные «б», «д», «р», образуемые при большом сопротивлении артикуляционных органов току не только дыхательной, но и звуковой струи, могут служить средством стимуляции работы не только дыхания, но и голосовых складок. Они же, особенно согласный «д», формируют твердую атаку.
Сонорные согласные «л», «м», «н», «р» как полугласные могут вокально звучать, поэтому имеют исключительно важное значение для певческого голосообразования и широко применяются в вокальных упражнениях. Они помогают найти головное резонирование. Кроме того, «л» активизирует кончик языка, тем самым делая его гибким и свободным, способствует собранному звучанию, образованию мягкой атаки; «л», «м» как согласные переднего уклада приближают звук; «м», «н»— нёбные, или носовые согласные, образуются при опущенном мягком нёбе, усиливают резонирование носовой полости, они не применяются при вялом, мало-
подвижном мягком нёбе и, особенно при носовом призвуке; «р»— рокочущий согласный, он хорошо активизирует дыхание и сокращение голосовых складок.
Интенсивность и согласованность работы артикуляционных органов определяет качество произнесения звуков речи, разборчивость слов, или дикцию. Активная, четкая, правильная и согласованная работа артикуляционных органов создает отчетливую, как мы называем, хорошую дикцию. И наоборот, вялость в работе артикуляционных органов является причиной плохой, неудовлетворительной дикции. А несогласованная их работа порождает искаженную дикцию. В этом случае страдает содержание, становится трудно понять смысл того, о чем поют. Кроме того, плохая дикция, как результат вялой, плохо координированной работы артикуляционных органов, всегда ведет к снижению художественно ценных качеств певческой речи.
Вокальная речь имеет особенности. «Носителями» вокального звука являются гласные. Поэтому в выпеваемом слоге гласные удлиняются. Они занимают почти всю длительность интонируемого звука. (В обычной речи произношение гласных и согласных почти равно по времени.) Согласные максимально укорачиваются, но произносятся предельно четко и ясно. В связи с этой особенностью меняется сущность певческой дикции. Если речевая дикция зависит целиком от четкого и ясного произношения согласных, то певческая дикция зависит и от формирования гласных.
Вокальная речь от обычной речи отличается и по акустическому строю. Диапазон обычной речи мал. Диапазон звуков, воспроизводимых в пении, может простираться на две и более октавы. Вокальные звуки отличаются и большим богатством тембровых красок. Вокальные гласные, помимо формант гласных, имеют певческие форманты и гармонические обертоны, связанные с музыкальной природой звука, обогащаются эмоциональной и индивидуальной палитрой обертонов. Такое тембровое богатство певческих гласных во многом зависит от резонаторных свойств артикуляционных органов.
Певческая артикуляция от артикуляции при обычной речи отличается тем, что при певческом голосообразовании во много раз активизируется работа всего артикуляционного аппарата при произнесении как гласных, так и согласных.
Согласные в пении и речи формируются почти одинаково, но в пении произносятся предельно четко и ясно. А, произнесение певческих гласных значительно отличается от речевых гласных. При обычной речи глотка резко меняет свой объем и форму при смене гласных. В пении дело обстоит иначе. Для образования ясно различимого певческого гласного достаточно формирования одной из характеристических формант гласного в ротовой полости. Ротовая полость в этом случае становится основным создателем формант гласных, их смыслоразличительных свойств, т. е.тех их свойств, которые определяют четкое произношение гласных при пении. А глотка при пении берет на себя новую функцию — создание вокальных качеств гласных, их округленности. Таким образом, отличительные свойства звуков речи (гласных и согласных), обусловливающие дикцию, при пении рождаются в ротовой полости, а равную вокальность гласных вместе с гортанью создает глотка. Отсюда ясно, что значение ротовой полости в вокаль-1 ной дикции возрастает, что вокальная дикция зависит от активной и четкой работы органов ротовой полости.
Работу органов ротовой полости надо организовать так, чтобы их быстрые и интенсивные движения, и особенно движения языка, не нарушали певческую установку гортани. Певец должен научиться произносить звуки речи, почти не смещая гортань. Практически этого достигают так: добившись на занятиях вокального звучания одного из гласных, просят спеть другой гласный, соединить первый звук со вторым, ничего не меняя при этом в глубине рта. Поющий старается произнести новый звук при помощи минимальных движений органов ротовой полости и сам ощущает, что положение гортани не изменяется.
Правильное произношение в пении опирается на произносительные нормы литературного языка. В основу русского литературного языка взят московский говор. Он определил общепринятые нормы единого литературного произношения или орфоэпию (в переводе с греческого языка — правильная речь). Орфоэпия в пении, хотя и исходит из речевой, но отличается от нее, что объясняется особенностями певческого голосообразования. «Главное различие в разговорной и певческой дикции заключается в произношении неударяемых (безударных.— А. М.) гласных».
В обычной речи безударные гласные в слове редуцируются, т. е. произносятся кратко и расслабленно, в силу чего приобретают оттенки других гласных, а иногда и почти исчезают. Так, безударные «о» или «а» могут окрашиваться в «ы», безударное «о» превращается в «а» (гылава). В пении такой редукции не происходит. Безударные гласные выпеваются в зависимости от длительности интонируемого звука. Певческая редукция может выражаться в ослаблении силы звука и заглушении его фонетической ясности. Иными словами, редуцированные звуки произносятся несколько прикрыто, вокально неярко и менее громко. Заглушение фонетической ясности сводится в основном к большей степени округления звука. Иногда в соответствии с речевой редукцией в пении «о» заменяется вокально округленным «а».
По мере нарастания темпа речевая редукция в пении проявляется все более ясно. Фразы речитативного плана, спетые в быстром темпе, почти полностью сохраняют речевую редукцию гласных.
Формирование согласных в пении, как отмечалось, ничем не отличается от их образования в речи, но произносятся они в пении очень четко и быстро. Для сокращения времени произношения две согласные, стоящие в соседних слогах, объединяются. Таким образом, согласный, стоящий в конце слога, произносится в начале следующего.
Пишется: «Снег ле-тит лег-ко и плав-но».
Поется: «Сне-гле-ти-тле-гко и пла-вно».
Совершенно недопустимо вставлять гласные между двумя согласными (снег — сынег). Это не только искажает речь, но и удлиняет произношение согласных.
Особое внимание надо обратить на четкое и ясное произношение согласных в конце слов, особенно при окончании музыкальной фразы. Их надо слегка подчеркивать.
Превращение звонких согласных «б», «в», «г», «д», «ж», «з» при произнесении в соответствующие глухие «п», «ф», «к», «т», «ш», «с» называется оглушением. Оглушению подвергаются:
а) звонкие согласные в конце слов, особенно если последующее слово начинается с сонорных (л, н, р, м), с согласного «в»или с йотированных гласных: «Дуб, (дуп) растет зеленый»; «Хочу любить, но слов (слоф) любви не знаю» («Снегурочка» Н. А. Рим
ского-Корсакова); «Только год (гот) любила Мариула» («Олеко» С. В. Рахманинова); «Друг (друк) мой, Ванюшка» («Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова); «Спокойна будь (буть), мой друг» («Русалка» А. С. Даргомыжского) и др.;
б) звонкие «б», «д», «в», «г», «з» в середине слов перед глухими согласными: «Трубка (трупка) никак догорела» («Старый капрал» А. С. Даргомыжского); «Лодка (лотка) все дальше плывет» («Море» А. П. Бородина); «Травка (трафка) зеленеет»(«Весна» П. И. Чайковского) и др.;
в) согласный «в» перед глухими в начале слова: «Все (фее),что цены себе не знает» («Мазепа» П.И.Чайковского); «В (ф) пустыне чахлой и скупой» («Анчар» Н. А. Римского-Корсакова)и др.
Перед звонкими согласными «в» произносится звонко: «Бедняжка принесла мне в дар» («Мазепа» П. И. Чайковского).
Если слово оканчивается на согласный «в» и последующее слово также начинается с этого согласного, то он в первом случае оглушается, а во втором — остается звонким: «Я вновь (внофь) воскрес измученной душой» («Мазепа» П. И. Чайковского).
Озвончению подвергаются глухие «к», «п», «т», «ш», «с» перед звонкими согласными: «С (з) горы»; «Чтоб не совсем сгубило (згубило) человека» («Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова). Исключение составляют:
а) звонкий «в», перед которым глухие согласные не озвончаются: «И с верой в даль смотрели- мы» («Нам звезды кроткие сияли» П. И. Чайковского);
б) глухие согласные, если они стоят в конце слова и последующее слово начинается со звонкой согласной. Они произносятся сновой артикуляцией, т. е. без озвончения: «Путь далек, глухая степь безмолвна» («Ночь печальна» С. В. Рахманинова).
Гласный «и» в начале слова после предлогов к, с, в, от, над, из, под надо произносить как «ы»: «Приникнув тихо к изголовью (ызголовью)» («Евгений Онегин» П. И. Чайковского).
В глагольных окончаниях -тся, -ться «тс» произносится как «цц» (близится — близицца, крутиться — крутицца). Возвратные частицы -сь, -ся перед твердыми согласными произносятся твердо (коснулся — коснулса, близится — близицца), а перед мягкими — мягко (лейся). В глаголах 2-го лица единственного числа -шься произносится как «шса» (дуешься — дуешса).
В сочетаниях стн, здн, стл, ндс не произносятся средние согласные (страстно — страсно, шестнадцать — шеснадцать; праздник— празник, счастливый — счасливый, шотландский — шотланский).
Сочетание согласных «чн» в словах нового происхождения произносится, как пишется (маскировочный халат), в остальных случаях произносятся двояко — и как пишется, и через «ш» (сердечный припадок и сердешный друг). Для народного (старомосковского) произношения характерен второй вариант.
Сочетание «чт» в словах что, чтоб, чтобы произносится как «шт», в словах — нечто, ничтожный, как «ч». Таковы основные правила орфоэпии.
Все начинающие учиться пению неумело пользуются своим артикуляционным аппаратом. Это происходит оттого, что они переносят речевые навыки работы артикуляционного аппарата на пение. При этом интенсивность работы артикуляторных органов оказывается недостаточной. Артикуляционный аппарат у таких певцов работает вяло. Его органы работают несогласованно, отчего наряду с общей вялостью наблюдается перенапряжение, скованность отдельных органов (сильно «зажатая» нижняя челюсть, перенапряженный язык в сочетании с вялыми губами и т. д.). При пении резко меняется работа всего артикуляционного аппарата: увеличивается сокращение мышечных стенок резонаторных полостей, увеличиваются полости ротоглоточного канала, изменяются речевые уклады языка и губ, мягкого нёба, увеличивается степень раскрытия рта.
Чтобы правильно организовать новую функцию артикуляторных органов при пении, необходимо прежде всего снять перенапряжение с отдельных органов (если оно есть). Сначала надо добиться полной свободы всех органов артикуляции, а затем четкой, согласованной их работы и максимальной активизации. Укорочение согласных в пении и быстрая смена согласных гласными требует мгновенной перестройки артикуляторных органов. Поэтому особенно важна полная свобода в движениях языка, губ, нижней челюсти и мягкого нёба.
Начинающие петь плохо открывают рот оттого, что у них малоподвижна, «скована» нижняя челюсть, напряжены мышцы, ее поднимающие. При таком положении нижней челюсти через подъязычную кость подтягивается вверх гортань. Она оказывается в неестественно высоком положении, поэтому сильное зажатие нижней челюсти может быть причиной горлового призвука. При скованной нижней челюсти невозможна хорошая вокальная дикция, так как ротовая полость мала для формирования вокальных гласных.
Хорошего открытия рта добиваются на гласных «а», «о», «у». Для осознания учащимися свободного опускания челюсти при пении нужно добиться этого сначала при речевом произношении гласных. Учащийся несколько раз произносит обычным голосом гласные (лучше в сочетании с согласными), нарочито широко их артикулируя, и затем сейчас же повторяет произведенное движение нижней челюсти на певческом звуке. Если этот способ не дал результата, можно помочь опусканию нижней челюсти при помощи легкого нажатия пальцем на подбородок. При неоднократном повторении этого движения обычно довольно быстро вырабатывается условный рефлекс: опускание челюсти становится привычным движением и затем осуществляется без помощи руки. Полезно работать перед зеркалом, когда движение нижней челюсти находится под контролем глаз поющего.
Зажатие нижней челюсти часто сочетается с перенапряжением языка, который, как и нижняя челюсть, связан через подъязычную кость с гортанью. Поэтому перенапряжение языка нарушает работу гортани, и тоже может послужить причиной горления. К тому же скованный язык мешает созданию нужных артикуляционных укладов. Являясь же главным артикулятором гласных звуков, скованный язык искажает певческие гласные. Положение языка изменяет форму ротового резонатора и существенно влияет на тембр голоса. До недавнего времени в пении классическим считался лежащий мягко, свободно на дне рта язык ложечкообразной формы (с углублением в средней части), с несколько опущенным корнем, с кончиком, касающимся задней поверхности нижних зубов. Однако современные исследования показали, что «никакого единства в положении языка на разных гласных никогда не наблюдается». Различия в положении языка у разных певцов объясняются индивидуальными особенностями строения голосового аппарата.
У детей при перенапряжении корня язык часто лежит горбом, оттянут назад и закрывает зев. При перенапряжении кончика язык загибается наверх и назад. Обычно освобождение нижней челюсти снимает напряжение и с корня языка. Пассивный и малоподвижный язык также искажает звук и слово. При малоподвижном языке рекомендуется применять слоги с согласными «л», «р», «д», «т», «ц», «ч». Хорошо активизирует кончик языка согласный «л».
Губы, как известно, принимают участие в окончательном образовании гласных и являются основными формирователями губных согласных звуков. С активным участием губ произносятся гласные «о», «у». У начинающих петь необходимо активизировать сокращение губных мышц. Четкое произношение губных (б, п, м) и губноязычных (в, ф) хорошо стимулирует работу губ. Целесообразны упражнения с чередованием гласных «и», «у», при котором расслабленное состояние губ при «и» сменяется их максимальным сокращением на лабиализированном гласном «у». Так же, как гласный «у», полезен в этом отношении и гласный «о». Положение губ влияет на тембр певческого звука. Улыбка способствует осветлению тембра, при опущенной верхней губе звучание «притемняется».
Мягкое нёбо играет исключительно важную роль в певческом голосообразовании. Его положение существенно влияет на резонаторные свойства ротоглоточного канала, при его сокращении меняется форма ротоглоточного рупора. Непременным условием правильного певческого голосообразования является активное сокращение мягкого нёба. При пении оно должно быть поднятым, почти полностью перекрывать проход в носоглотку. Такое положение мягкого нёба достигается при помощи полузевка. Вялое, опущенное мягкое нёбо является причиной носового призвука, что довольно часто встречается у детей, у которых мягкое нёбо малоподвижно.
Исследователи указывают на рефлекторную сонастроенность мягкого нёба и гортани, что очень важно, так как через подчиненное нашему сознанию мягкое нёбо мы можем влиять на гортань. Установка мягкого нёба в положении зевка, как уже говорилось, создает условия для вокального формирования гласных звуков, влияет на их округление, тембровую окраску и высокую позицию. Хорошему поднятию мягкого нёба способствует произношение гласных «о», «у» и согласных «к», «г». Особенно рекомендуется сочетание этих согласных и гласных (ку, гу, ко, го). Оптимальная степень сокращения мягкого нёба (величина зевка) индивидуальна и зависит от особенностей строения ротоглотки, а также от высоты воспроизводимого звука, от его положения в диапазоне певца. Высокие тоны требуют большей степени поднятия мягкого нёба, более высокого «купола». Особенно это важно при формировании верхних тонов у мужских голосов. Работе над певческим зевком должно быть уделено пристальное внимание с самого начала обучения.
Артикуляторные органы имеют особое значение в вокальной педагогике. Это наиболее подвижная и подчиненная нашей воле часть голосового аппарата. Мы можем сознательно производить тончайшие движения отдельными артикуляторными органами. Многие из них во время работы доступны нашему непосредственному наблюдению. Мы видим, как двигается нижняя челюсть, как работают губы, как лежит язык и в каком положении находится мягкое нёбо. Эти органы теснейшим образом связаны со всем остальным голосовым аппаратом и прежде всего с гортанью. Вялая работа артикуляторных органов, так же как и их перенапряжение, сказываются на работе всего голосового аппарата. Воздействуя' в нужном направлении на полностью подчиненные нашему сознанию артикуляторные органы, мы можем существенно влиять на весь голосовой аппарат. Добиваясь свободной, активной работы этих органов, мы через них можем формировать правильно функцию всех других органов голосообразования.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote