• Авторизация


Про мобильные телефоны 10-10-2015 20:05 к комментариям - к полной версии - понравилось!


В наше время мобильники выходят просто с пугающей скоростью. Ситуация, при которой твой смартфон является самым мощным и крутым, может сохраняться не дольше месяца-двух, потом выходит что-то еще круче. В редких случаях флагман способен продержаться на вершине до полугода. Через год же твой флагман превращается в тыкву, т.к. выходит новый, якобы "инновационный" смартфон, который якобы "меняет рынок навсегда". "Старые" же устройства почти моментально перестают поддерживаться, либо начинают тормозить на новых прошивках, оптимизированных зачастую лишь под более новые аппараты. И пусть многие слепо следуют за этой пропагандой, я уже успел отойти от темы и как-то подостыть. Да и не вызывают современные аппараты такой страсти и интереса, как прежде. Никаких "инноваций", как это нынче модно называть.
По факту современные мобильники уже давно развиваются в категорически ненужных направлениях. Чудовищно мощные процессоры, экраны с 2к и 4к разрешением, сканеры отпечатков пальцев и прочая дребедень... В итоге смартфоны значительно ухудшаются с точки зрения автономности, надежности, по факту не особо-то и прибавляя в производительности или качестве, зато стабильно поднимаясь в цене. Скажу так: фирмы стали забывать, что действительно важно для смартфона или телефона. Они гонятся за тем, чтобы все цифры у них были самыми высокими, чтобы GPU и CPU были самыми производительными, чтобы в аппарате был установлен максимум датчиков, но при этом никто за годы не предложил абсолютно ничего нового с точки зрения методов переписки или звонков. Здесь нет маркетинга, нет интереса с точки зрения продаж, а это значит, что нет смысла что-либо менять. То ли дело воткнуть очередной мощнейший никому не нужный чип...
Поговорим, например, об экранах. Да, я не спорю, что большие экраны - это достаточно удобно. Здесь все очень индивидуально, зависит от размера самого человека и его руки в частности, от личных предпочтений и многого другого. Лично для себя я понял, что мне особо удобны смартфоны с экранами от 6 дюймов. Все-таки в планшетах я по прежнему не вижу никакого смысла, а при наличии большого экрана в смартфоне таблетки становятся действительно лишними (здесь все, конечно, индивидуально, но я для себя с этим классом устройств давно определился). Но вот современная мода на высокий PPI (количество пикселей на дюйм) и попросту безумные разрешения экрана - это настоящий абсурд. Я по сей день помню, на каком разрешении я понял, что не вижу никаких пикселей, а картинка выглядит потрясающе. 960x540. Это был смартфон Motorola Droid Razr с экраном 4,3". Сказать, что после этого я чувствовал где-то огромную разницу? В бытовом использовании ли, при просмотре видео, во время игр или браузинга по интернету... Нет, какой-либо особой разницы нет. Чтобы почувствовать разницу с экранами более высокого разрешения, уже надо всматриваться. Не говоря уже про FullHD или 2к - там надо включать специальные видео с максимальной контрастностью или открывать специальные промо-фото. И сказать по правде - смотреть на такой контент не особо-то приятно. Выглядит слишком мелочно, абсолютно не естественно, да и разглядеть это можно только при весьма близком рассмотрении и намеренном желании обнаружить разницу. По факту я бы остановился на разрешении в 1280х720 для экранов на 6 дюймов, а 1920х1080 уже относил бы к планшетам. И да, отмечу, что со зрением у меня все в порядке, я абсолютно хорошо вижу вблизи. Про то же разрешение 1920х1080 я могу сказать, именно на нем у меня работают компьютерные мониторы 24" и телевизор 50" (область с 1920х1080 где-то 40"). На мониторах мне почему-то вот абсолютно комфортно. Недостаток разрешения может ощущаться лишь в графических/чертежных/3D программах, где надо ловить каждый пиксель и всматриваться в экран. Там не повредило бы 2к-разрешение или даже 4к, но для все остальных задач 1920х1080 более чем достаточно. На телевизоре порой да, не хватает разрешения, на такого рода диагонали может было бы куда приятнее иметь и 4к. Правда, такого контента пока нет или практически нет, но это же меееелочи (по мнению производителей и маркетологов). И при этом находятся люди, которые заявляют, что им не хватает разрешения 1920х1080 на 5 дюймах и они видят пиксели... Вот где жертвы маркетинга.
Дальше. Чудовищно мощные процессоры. Я понимаю, что производителям очень хочется сделать этакую рендер-ферму или стационарную консоль, которая помещалась бы в мобильном устройстве вроде того же смартфона. Нужно ли это? Не знаю. Здесь есть что реализовать. Можно делать мощные графические редакторы, рисовалки с продвинутыми эффектами, видеоредакторы, какие-нибудь продвинутые трекеры, плееры, позволяющие воспроизводить очень тяжелые музыкальные файлы... Ну и те же игрушки. То есть потенциально применение для мощных CPU и GPU есть, причем достойное. Но что же можно наблюдать на рынке в действительности? В действительности же тот же смартфон Motorola Droid Razr выдавал высоченную производительность и летал ТАК, как не летают многие современные смартфоны, а работал он на одном из первых и простейших мобильных двухъядерных процессоров. Но это Motorola так подошла к делу: они изучили железо и идеально оптимизировали под него софт. В большинстве же случаев что происходит? Чуть ли не каждый год, а то и каждые полгода, железячные фирмы анонсируют новейшие мобильные вычислительные решения: Qualcomm Snapdragon, Nvidia Tegra и многие другие. В чипах так же идет бессмысленная гонка за цифрами. Фирмы-производители не успевают установить и оптимизировать один чип, как уже анонсируют новый, а на поддержку старого все уже забивают. В итоге ни о какой оптимизации ПО, производительности, тепловыделения и энергопотребления не может идти и речи. Быстрее, мощнее, как можно чаще - вместо того, чтобы качественнее, надежнее, экономичнее. Как итог, многие смартфоны перегреваются до такой степени, что блокируется часть их функций - например, запуск камеры или игр. Где-то из-за сырого железа и недостатка времени на обкатку выходят мощнейшие устройства с откровенно тормозящим интерфейсом (включая простейшие базовые функции). И кому это нужно? Если бы срок жизни каждого процессора составлял хотя бы те же 2-3 года, у разработчиков было бы время по настоящему его обкатать, научиться оптимизировать под него софт и выпускать продукты, способные реализовывать его потенциал. Наглядный пример и доказательство тому - игровые консоли, которые обкатываются много лет, при этом из года в год графика на них становится все лучше и лучше, т.к. разработчики учатся качественнее реализовывать потенциал предоставленного железа - и все это без каких-либо апгрейдов в течение весьма длительного срока. Те же производители смартфонов и разработчики ОС могли бы максимально оптимизировать, например, энергосбережение. Но в наше сумасшедшее время уже никому не нужен смартфон с "процессором прошлого года" - лучше взять новый, даже если он и сырой, сжирает зарядку в момент, перегревает смартфон, не обеспечивая при этом должного уровня производительности.
Затем дизайн. С тех пор, как смартфоны поголовно перешли на сенсорные экраны, с дизайном все стало очень плохо. Золотая пора ярких, разнообразных устройств на любой вкус ушла в прошлое вместе с N-серией Symbian-смартфонов Nokia. До сих пор вспоминаются уникальные Nokia N-Gage, 6630, 7610, N90, N91, N93, Siemens SX1. Да, какими-то из них было удобно пользоваться, которыми-то - не очень (что, конечно, плохо), но у каждого нового аппарата всегда было свое уникальное лицо, запоминающаяся характерная внешность. Здесь все не сводилось к увеличению экрана и уменьшению рамок вокруг него. Каждый аппарат создавался практически с нуля. Сохраняя функционал, дизайнеры умудрялись с каждым новым устройством в той или иной степени заново "изобретать велосипед". Это был дизайн с индивидуальностью! А теперь же если взять 10, 20, 30 смартфонов и положить их экраном наверх, а логотипы/названия заклеить скотчем, разница будет заключаться лишь в размере, рамках и форме углов. В лучшем случае у кого-то будут динамики чуть отличаться. Какая-то надежда остается на заднюю часть смартфонов, где можно хоть как-то реализовать себя при помощи выбора материалов, но и там зачастую все крайне однообразно и банально. И я, как дизайнер, категорически не признаю исключительного тренда на минимализм. Да, хороший дизайн - это дизайн, который не видно, не спорю. Хороший дизайн всегда связан с максимальной функциональностью, эргономичностью, так же согласен на 100%. Но это не значит, что хороший дизайн - это создание одинаковых коробочек, на которых абсолютно ничего нет, внутри которых стоят ОС с абсолютно пустыми, бездушными и однобокими кнопками, иконками и окнами. Так же это не значит, что можно найти одно хорошее решение и затем дублировать его на всех устройствах линейки (серии Sony Xperia, HTC One). И уж и подавно это не значит, что дизайнерский смартфон обязательно должен быть невероятно, рекордно тонким. Изучайте эргономику, господа, и вы узнаете, что можно сделать и толстое устройство, которое будет крайне удобно лежать в руке. Зато вы получите место под более мощный аккумулятор, систему охлаждения или что-либо еще другое, а так же придадите смартфону дополнительный запас прочности. Но нет, все как сумасшедшие стремятся к созданию умного "листа бумаги". Из современных устройств, которые меня до какой-то степени радуют, я могу выделить разве что относительно оригинальные Motorola Droid Turbo (за крайне необычные материалы задней части), Sharp AQUOS Crystal (за необычный подход к дизайну благодаря передовым технологиям, хотя эргономичность под вопросом), Marshall London (за перенос классического дизайна комбика на смартфон) и Acer Predator 6 (агрессивный, смелый дизайн, подчерктуный функцией и качественными материалами). Кстати, Acer особо впечатлил. Разработчики не побоялись создать агрессивно выглядящий смартфон-убийцу в наше время, когда эталоном дизайна принять считать белый чуть скругленный прямоугольник без каких-либо опознавательных знаков. Более того, они вполне справедливо сделали смартфон чуть толще конкурентов, а так же установили 6-дюймовый экран с разрешением 1280х720 в сочетании с мощнейшим процессором. Уважаю. Наверное, один из самых интересных аппаратов за последнее время. Но вот можно ли его сравнить с уникальными и неповторимыми аппаратами на Symbian от Nokia? Не знаю, не уверен...
Список можно было бы и продолжить, но я полагаю, что суть уже ясна. Разработчики постоянно стремятся пойти на рекорд, пытаются выпускать новые аппараты как можно чаще, в итоге теряя возможность для создания по настоящему свежих решений. Это идет во вред и надежности, и оптимизации, и много чему еще. А по факту же все эти гипер-устройства с 10-ядерными процессорами, 20+ мегапиксельными камерами, 2к-4к экранами и прочими рекордными показателями никак толком и не продвинули рынок мобильных устройств вперед. И те же Apple, которых принято считать богами и законодателями любого рынка, на который они выходят, имеют лишь одну заслугу: они ввели моду на установку сенсорных экранов не только на КПК и коммуникаторы, но и на смартфоны. Они не изобрели сенсорные экраны, а просто популяризировали их в данной области. И это, пожалуй, пусть и не инновация, но все же их самый серьезный и смелый шаг в области мобильных устройств. Все остальное, что было ими представлено - лишь маркетинговые уловки, старые ненужные технологии или попытки догнать конкурентов, упакованные не в самый качественный дизайн на свете, но безумно качественно разрекламированные. Так что этих ребят я никак не выделяю в области технологий, инноваций или продвижений в области мобильных устройств. Чему у них стоит учиться - так это умению продавать абсолютно обычный, рядовой, порой даже посредственный товар, подавая его как нечто уникальное, потрясающее и абсолютно недостижимое конкурентами. Маркетологи от бога. Но вместе с тем - именно с приходом сенсорных экранов в мир смартфонов и началась эпоха максимальной штамповки одинаковых прямоугольничков, и именно тогда же началась бесконечная и абсолютно бессмысленная гонка за цифрами, не ведущая никуда.
Что же, посмотрим, куда все это придет, скажем, лет через 5 или 10 - быть может, на рынке появится новый игрок и предложит что-то совершенно невообразимо новое (как, например, Project Ara - концепт модульного телефона с докупаемыми деталями-апгрейдами), а может производители так и будут топтаться на месте, все больше забывая о том, что они производят смартфоны, а не компьютеры, фотоаппараты и игровые консоли.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (7):
Saendra 10-10-2015-22:44 удалить
пропогандой

Дальше не читал.
Saendra 11-10-2015-00:51 удалить
Ладно, на самом деле, я прочитал всё. И тут мне есть что тебе ответить.
Начнём с гонки за цифрами, пожалуй.
Да, сейчас развитие смартфонов, да и вообще практически любой вычислительной техники идёт в направлении увеличения цифр. Больше частота процессора, больше ядер, больше памяти.
И да, в софтверном плане тоже имеет место тенденция увеличения требований к ресурсам аппаратуры. Девелоперы, зачастую, больше думают о свистелках и перделках, чем о производительности.
И да, эти две тенденции связаны. Проблема в том, что они связаны рекурсивно: софт наращивает требования к ресурсам, железо улучшается, чтоб эти требования удовлетворить и обеспечить запас производительности, в ответ на это софт снова наращивает требования. Почему? Потому что маркетинг.
Сам посуди, это характерно и для железа, и для софта: чтобы люди что-то купили, оно должно быть чем-то лучше, чем конкуренты. И здесь есть два варианта: качественное преимущество и количественное. Думаю, нет смысла объяснять разницу.
Проблема железа в этом плане в том, что сейчас нет таких технологических инноваций, которые позволили бы совершить качественный скачок, не рискуя при этом в краткосрочной перспективе, а именно об этом больше всего думает большинство производителей техники - о гарантированной и, желательно, быстрой прибыли. Или, если повернуть ситуацию другой стороной, о том, чтобы капиталовложения как минимум окупились, не оставив сотрудников компании с голыми задницами.
С софтом ситуация обратная - к нему практически неприменимо понятие количественного преимущества (с единственными исключениями в виде требований к железу и, очевидно, цены), поэтому большинство selling point'ов любого софта - качественные преимущества. Новые фишечки, красивенькие скины, красивенькие анимации и прочие свистелки, новые или переработанные старые функции. Проблема в том, что для получения качественныого преимущества требуется увеличение количественных характеристик: либо требований к железу, либо, как следствие увеличения времени и ресурсов, требуемых на разработку и оптимизацию, увеличения стоимости конечного продукта. Это, собственно и есть два пути развития софта.
Проблема в том, что люди любят глазами, и, если они видят красивенькое приложеньице по небольшой цене (а то и бесплатное) они будут использовать его охотнее, чем красивенькое приложеньице с вроде бы теми же фишечками, но при этом с более высокой ценой. И им, как правило, откровенно наплевать на то, что второе лучше оптимизировано - их лопата имеет солидный запас производительности как раз для таких случаев. А если не имеет... Ну что поделать, значит, пришло время купить новую лопату. А то что ж я как лох с прошлогодней лопатой-то?
Как видишь, корень проблемы заключается скорее в софте, нежели в железе. И естественно, это не абсолют, но именно такова ситуация у большинства девелоперов.
Что касается ситуации с консолями - не совсем корректное сравнение. При разработке приложений и игр для них от девелопера требуется жесткая привязка к четко определённой архитектуре системы, которая не меняется на протяжении всего срока жизни определённого поколения консолей. Для примера можешь посмотреть на проблемы разработки и особенно портирования игр на PC, у которых на данный момент два варианта архитектур центральных процессоров, три - графических процессоров, три актуальных на данный момент типа оперативной памяти и три семейства операционных систем, среди представителей которых также есть определённые различия, что ставит перед разработчиком ещё одну проблему - кроссплатформенность. Это, кстати, ещё одна причина того, что оптимизация приложений очень часть оставляет желать лучшего: одни и те же команды могут по разному интерпретироваться на разных архитектурах/операционных системах, что превращает отладку приложений в довольно трудоёмкий процесс.
Что касается дизайна, с одной стороны, ты прав: да, в настоящее время разница между аппаратами действительно минимальна, и да, причина тому - необходимость использования большого сенсорного экрана. Это вполне очевидный пример конфликта эффективности и эффектности. И дело даже не только в том, что сенсорный экран - это стильно, модно, молодежно, но ещё и в том, что это одновременно и эффективно, и эффектно: он обеспечивает удобство управления аппаратом в условиях ограниченного пространства, при этом может быть кастомизирован без особых дополнительных затрат со стороны производителя или пользователя. О различных вариациях дизайна корпуса же ты это сказать не можешь: один дизайн привязан к модели на всю жизнь, кроме того, какие-то необычные решения - всегда большой риск, потому что результат может быть неудобен, может просто не нравиться большинству возможных пользователей, это же дело вкуса, как следствие - быть не оправдавшим надежд капиталовложением.
В итоге железо бежит за софтом, софт за железом, дизайн подстраивается под юзабилити, и всё крутится вокруг маркетинга. И обвинить бы в этом всём производителей, но есть одна загвоздка: спрос рождает предложение, но никак не наоборот. А значит, виноваты на самом деле потребители, которые, поведясь на рекламные трюки, голосуют рублём.
Twinsen_RUS 11-10-2015-03:02 удалить
Ответ на комментарий Saendra # Согласен. Это и печально. Просто на самом деле угнетает, когда видишь какой-нибудь смартфон с 4-ядерным процессором на 2+ Ггц и 2-3 гб оперативки, который тормозит на простейших операциях. Это ж до какой степени должно не быть совести! Конечно, с одной стороны это говорит о чудовищной нехватке времени и ресурсов на отладку всех процессов. С другой стороны - и о халтурном отношении к делу. Когда-то люди вытягивали каждый килобайт из оперативки, каждый мегагерц из процессора, чтобы заставить работать ПО полноценно и корректно. Тогда не шло речи о гигабайтах и гигагерцах - и ничего, справлялись же, делали всё. Теперь же... Ну будет программа есть лишних 500 мегабайт оперативки, ну и что? Поставим в смартфон лишний гигабайт памяти - и ладно. Просто понимаешь, насколько примитивно и некорректно используется то самое железо тем самым софтом, и становится грустно. Убивается весь заложенный потенциал. Уверен, что при должном подходе можно было бы из современного мобильного железа вытянуть КУДА больше. Не то что тормозов не было бы, так еще и функциональность, возможности бы возрасли в 10 раз. Вспоминается сразу почему-то PSP. На ней были очень и очень серьезные игры. GTA3 была даже слегка продвинута по графике относительно ПК версии - и это с учетом процессора на 222 мгц, 32 мб оперативки и 2 мб видеопамяти. И ничего, справлялись же, система летала, а игры показывали очень серьезную картинку! Вот это оптимизация.
Сравнил с консолями я еще и вот с какой точки зрения: не так давно на рынке была ситуация, когда практически все производители ставили в свои смартфоны один и тот же процессор: Snapdragon 800. Это была очень популярная модель, она реально присутствовала почти во всех флагманах от самых разных фирм: HTC, Sony, LG, Samsung и многие другие. Получилась серия устройств с разным дизайном, но почти одинаковыми характеристиками. И вот представь: скажем, выходит новый Snapdragon 820. Он топовый, он флагманский, эффективный, все дела. Его снова ставят во все смартфоны без исключения - и начинают допиливать софт. Тогда в теории могла бы получиться очень схожая с консолями схема. Да, возможны некие отличия, но ОС-то одна и та же, процессор, ядро, все ключевые моменты - так же одинаковы для большинства различных устройств. Так можно было бы чего-то добиться от софта, а не переводить зря половину доступных ресурсов. Но только никто такого делать не будет, потому что, как ты и сказал, никому нет дела до того, насколько корректно используется железо и насколько адекватно написан код. Всем важны свистелки-перделки. Причем помимо этих неадекватно растущих цифр сейчас уже создателям приходится вставлять в смартфоны реально ненужные вещи, лишь бы привлечь покупателя: датчики ультрафиолета, сканеры сетчатки, 3 камеры для каких-то дополнительных опций и куча других странностей.
Ну а наличие или отсутствие инноваций на самом деле не всегда кроется в инженерных ограничениях. Порой просто должна прийти гениальная идея, которая лежит на поверхности, которая всем нравится, но никто до нее еще не доходил. Именно на такого рода вещах люди моментально строят себе карьеру и обеспечивают всю оставшуюся жизнь. Но это ведь еще додуматься надо. А людей, способных на это, не так и много. Кто-то ведь додумался поставить на мобильные телефоны экран, камеру и другие кажущиеся сейчас обязательными вещи. Так что ждем-с новых гениев.
P.S.: и да, ошибки подправил.)
Saendra 11-10-2015-03:25 удалить
Ну будет программа есть лишних 500 мегабайт оперативки, ну и что?

On a side note: видел бы ты мои мучения с утечками памяти, когда я свой кроулер писал. Там временами не то что лишние 500 мегабайт, там по 500 мегабайт на каждый тред уходило. Безудержное веселье.
Twinsen_RUS 11-10-2015-03:40 удалить
Ответ на комментарий Saendra # Охотно верю и представляю. Как по мне, программистом быть - это надо иметь некий высший разум со своим уникальным складом ума.) Но вместе с тем, тебе еще опыта набираться и набираться, ты научишься всему, если продолжишь этим заниматься. Не тот возраст еще, чтобы быть богом кодинга.
Тоже отойду от темы: я себе на стационар зафигачил в свое время 32 Гб оперативки. Надо сказать, что даже при самом жестком использовании мне не удавалось положить стрелку ее загрузки выше 50-55%. xD Но для разработчиков это не должно быть оправданием и вызовом) Лучший разработчик в моем представлении - это тот, кто сперва заставит свое ПО работать на самом слабом железе, а потом уже прикрутит к нему все необходимое и для более мощных аппаратов, а не будет сразу работать из расчета на hi-end девайсы.
Saendra 11-10-2015-03:46 удалить
Ответ на комментарий Twinsen_RUS # Не всё так просто. Железо и софт должны соответствовать задачам, которые стоят перед ними. Тебе ли, человеку, занимающемуся 3D-моделированием, этого не знать?
Twinsen_RUS 11-10-2015-04:31 удалить
Ответ на комментарий Saendra # Знаю, конечно. Когда я собирал компьютер, я не покупал тупо "все подряд, да подороже и сколько влезет", а подбирал конкретные детали, нужные для того или иного ПО. ) Ну да тупо забить железо задачами, чтобы оно сдулось и начало тупить, мне кажется, должно быть не так уж и сложно. Но только это вряд ли кому-то нужно) Не беру в рассчет бенчмарки и стресс-тесты: там нагрузка производится очень умно и тонко, действительно задействуя все мощности того или иного железа, в чем смысл определенно есть.


Комментарии (7): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Про мобильные телефоны | Twinsen_RUS - Twinsen's Blog | Лента друзей Twinsen_RUS / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»