У Тамары де Лемпицка (1898–1980) – польской и американской художницы, звезды межвоенного времени, было все, что сделало ее символом своей эпохи, элитой того времени, одной из завсегдатаев отеля «Риц» в Париже или Гранд-отеля в Монте-Карло. Женщина-автомобиль, автомобиль-женщина… Где начинается одно и заканчивается другое? Что за отношения были у них друг с другом и с мужчинами? Трудно сказать.
Такая постановка вопроса вызывает очень противоречивые чувства, столь характерные для ее творчества. И невозможно избавиться от зыбкого ощущения, что ты уже близок к разгадке тайны, и вдруг – увы! – нужно все начинать сначала: даже исходные данные оказываются неверны.
Например, в действительности у нее никогда не было «бугатти», был только маленький ярко-желтый «рено». Однако характерно, что она говорила: «Я всегда одевалась в соответствии с автомобилем, и автомобиль подбирала в соответствии с собой». Тамара использовала любую возможность для достижения успеха, не упуская ни единого случая сделать себе имя.
Она прежде всего определила свое место и выбрала свой стиль: не авангард с его неопределенностью и переменчивостью, а тонкую смесь посткубизма и модного неоклассицизма с легким налетом Энгра для удовлетворения не только своих эротических желаний, но и сладострастных мечтаний буржуазии, ее будущих денежных покупателей.(c)