• Авторизация


Дама и единорог. 28-02-2008 01:04 к комментариям - к полной версии - понравилось!


... очень нравятся..
Заинтересовалась этими гобеленами после романа Трейси Шевалье «Дама и единорог».
"Дама с единорогом" — это серия из шести шпалер (настенных ковров), вытканная около 1500 года и хранящаяся в парижском музее Средневековья аббатства Клюни. В XV и XVI веках шпалеры были одним из самых популярных видов искусства. Красочные ковры преображали интерьеры средневековых замков, одновременно утепляя их холодные стены. Шпалеры развешивались в соборах и в ратушах, во время турниров — на трибунах для зрителей. В праздничные дни коврами украшали улицы, вывешивая на балконах и подоконниках.
Шпалеры заказывались и исполнялись сериями. «Дама с единорогом» не имеет повествовательного сюжета, но все шесть шпалер явно объединены общей темой. В некоем удивительном саду шесть раз предстает перед нами фигура стройной молодой женщины с благородной осанкой и задумчивым взглядом, каждый раз в иной позе и в ином костюме. На каждой шпалере рядом с Дамой лев и единорог.
Единорог — символ чистоты и осторожности. Древние авторы описывали его как неукротимого зверя, умерщвлявшего каждого человека, но делавшегося ручным при встрече с невинными девушками,— он ложился к ним на колени и засыпал
[511x699]

Но что же означают эти загадочные сцены? С середины 19 века, когда Жорж Санд обнаружила эти шпалеры в подвалах одного замка, четкого ответа на этот вопрос нет.
Образ молодой дамы заставлял предположить, что это свадебный подарок. Полумесяцы на гербе привели к легенде о влюбленном турецком принце, который жил в французском плену в одном из замков той же провинции. В конце 19 века герб (три серебряных полумесяца по лазоревой ленте на красном фоне) был опознан как герб семейства Ле Вист. Предположили, что на шпалерах изображена Клод Ле Вист, вышедшая замуж в 1513 году за Жана де Шабана (именно эта версия и изложена в романе Трейси Шевалье). Просуществовав около 50 лет, и эта легенда была опровергнута. По обычаям того времени, если дело касалось свадебного подарка, то на гербовом щите должны быть объединены герб мужа (справа) и герб отца жены (слева) . В данном случае герб может быть отнесен только к одному из мужчин рода Ле Вист.
Внимательное изучение истории этого семейства привело к выводу, что серия была заказана президентом Высшего податного суда Жаном Ле Вистом (отцом Клод), умершим в 1500 году. Акцентирование геральдики показывает горделивость чиновника, достигшего высших степеней. На это же указывает и сам заказ — шпалеры были своеобразным мерилом знатности и богатства.
Относительно содержания серии принято считать, что пять из шести композиций являются аллегориями пяти чувств — зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.
Однако есть и другие, более философские трактовки этого сюжета, связанные, например, с еретическим учением катаров.

Мистический сюжет.
Единорог в геральдике указывал на духовный смысл вещей,на путь к возвышенному. Лев представлял материю или силу, материальную силу.
Таким образом, Дама, душа человека, находится между львом-материей и единорогом-духом, и перед нами предстает история души, которая учится властвовать над материей-львом с помощью духа-единорога.
Первый гобелен - "Осязание".
[600x525]
Дама держит знамя, левой рукой касаясь рога единорога Взгляд Дамы суров и тверд, она полна решимости. Может быть, она решилась обрести власть над материей, несмотря на то что лев, у кого она вырвала знамя, силен, и несмотря на тяжелые цепи, которые сковывают ее талию и символизируют путы материи. Здесь есть ясный намек на сражение, поскольку лев и единорог несут щиты.

Второй гобелен - "Вкус".
[600x457]

Дама, держа на левой руке птицу, правой не глядя выбирает конфеты из серебряной чаши, которую подает камеристка. В этой чаше мистики видят Грааль. Птица (реалисты говорят, что попугай, мистики - сокол) представляет конкретный разум. Гобелен говорит о вкусе, но Дама отказалась от него: она смотрит на сокола и из Чаши Грааля, которую держит ее служанка, достает еду и отдает птице. Дама пробует приучить птицу разума наслаждаться более изысканными плодами, чем те, которыми сокол питался до сих пор.

Третий - "Зрение".
[202x280]
Единорог положил передние ноги на колени Дамы и смотрит на свое отражение в зеркале. Лев встречает Даму, держа свое знамя, но смотрит в другую сторону. Дама тоже не смотрит на льва, ее взгляд устремлен на единорога; тот отражается в зеркале, которое она держит в правой руке. Она отказалась смотреть на земное, светское, и смотрит только на единорога или его отражение. Гобелен «Зрение» представляет отдыхающего единорога; показывает душу, созерцающую духовное, — так можно объяснить любящий взгляд единорога и смотрящей на него Дамы.

Четвертый - "Обоняние".
[600x662]
Дама плетет венок из цветов, но не наслаждается их ароматом — их нюхает обезьянка, сидящая в корзине слева от Дамы. Талию Дамы охватывает тонкая монашеская веревка — она указывает на ее решение отречься ото всего материального. Венок она плетет не для себя: мы ни разу не увидим ее в нем. Вероятно, это венец отречения и приношение Богу.

Пятый гобелен - "Слух".

[513x699]

Лица Дамы и ее служанки умиротворены. В них отражается мир духа, как заметили некоторые комментаторы. Этот гобелен еще называют «музыкой сфер». Лев и единорог на этом гобелене без щитов, они тоже отдыхают и точно улыбаются. Все вещи находятся на своих местах — решение принято, и душа, Дама, отдается духу, слушая музыку.

Шестой гобелен - «À mon seul désir»
[280x201]
Все желания материи преодолены. Девиз «Мое единственное желание» написан на шатре, куда Дама сможет войти сразу, как только окончательно отречется от материи и сложит свои драгоценности в сундучок. Лев и единорог вновь встают лицом к лицу, но у них уже нет щитов — они не сражаются и даже оба, по обоюдному договору, открывают полог шатра, чтобы Дама смогла войти в покои преображения.
[502x698]

Считается, что изначально гобеленов было восемь. Жорж Санд описала два утраченных. На них лев уже не появляется: уже свершилась окончательная победа духа над материей, света над тьмой. На одном Дама сидела на троне, на другом - ласкала двух белых единорогов. Души достигла своих небесных истоков..

Почему судейский чиновник заказал шпалеры с подобным сюжетом? Есть версия, что фландрские ткачи соткали ему эти ковры, просто взяв за основу более ранние образцы. Как бы то ни было и какой бы смысл не вкладывал в эти картины художник: чувственно-эротический (как в романе Шевалье) или мистический, как считают многие исследователи, "Дама с единорогом" остается чарующим произведением..
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (18):
ASorel 28-02-2008-09:25 удалить
Ну все как сговорились - сначала я нашла картинки в интернете, но, по традиции месяца 2 раскачивалась, чтобы написать. В результате это сделал мой ПЧ
http://www.liveinternet.ru/users/captain_kid/post67953947/
А теперь ты)))
Но мне очень нравится эта тема. Спасибо за пост))
ASorel, я практически не сомневалась, что тебе понравится эта тема)) дневник, на который ты даешь ссылку, закрыт, так что не знаю, что там.
А с гобеленами этими летом встречалась два раза. Сначала прочитала роман, а потом во Франции видела один из них в сувенирном магазинчике (там же как раз катары жили, где я была). Стоил 200 евро. Показалось дорого. А теперь думаю: может, стоило купить)) Память на всю жизнь.
П.С. И какая тебе версия больше нравится - про чувства или про душу?
[521x384]
ASorel 28-02-2008-12:02 удалить
Глория_Мунди, мне про катаров больше нравится, хотя я не совсем поняла эту тему))) Но судя, по описанию, дух здесь превалирует.
Кстати, где ты взяла материал? Я нашла только в яхуу - англоязычный, лениво переводить было)))
Отсюда http://www.g-play.ru/gobelin/history1.htm
и отсюда
http://www.manwb.ru/articles/simbolon/mith_and_simbol/lady_edinorog/
Кстати, найдешь еще что-нибудь о них, дай знать. Очень эта вещь нравится!))
А твой ПЧ что о них писал?
А роман Шевалье ты читала? Правда, по-настоящему интересного в нем - только описание самого процесса ткачества. Никогда не думала, что тогда с этим было связано столько церемоний))
ASorel 28-02-2008-12:20 удалить
Глория_Мунди, вот ссылка на статью, на которую ссылается мой ПЧ.
http://ec-dejavu.ru/p/Publ_Goff_Chudo.html

Нет, ничего такого не читала - надо будет наверстывать упущенное))
ASorel, сам роман довольно слабый. Интересен, если только постоянно держать в голове эти гобелены. Построен по принципу "Девушки с жемчужной сережкой": что происходило в жизни людей, когда они создавали это произведение, и как это отражалось на их творении. Что такое "мое единственное желание"? Почему у всех девушек разные лица? Почему красный фон? и т.д. С элементами эротики)) потому что про единорога)
П.С. цитируй, конечно)) тут ничего личного))
Элора 28-02-2008-14:37 удалить
Глория_Мунди, только при встрече с невинными, гришь? ;) Хм... Странно.

Тогда почему в "ЧК" Хеликс всё-таки показался Тоне Энлин? А ведь Тоня была далеко не невинной и даже слегка беременной. :)) Переписать эту сцену что ли? 8-\ */чешет тыковку/*

А пост очень интересный и познавательный. Мне самой ближе по духу второй гобелен - Вкус.
Элора, а мне нравится "Зрение" - такой нежный зверь, чудо!)) И конечно, "Мое единственное желание": дама, снимающая драгоценности - такой жест!))
Ты не знала про единорога и невинных девушек?)) Да этого зверя только на них ловили, как на живца))
.. хотя в последнее время эта легенда все чаще переосмысливается. Не-помню-кого был сюжет: парень, чтоб отомстить девушке, изнасиловал ее и оставил в лесу, чтоб единорог ее разорвал (а девушка до этого дружила с единорогом). Но ничего не произошло: единорог признал ее по-прежнему и страшно отомстил всем ее обидчикам. То есть душевная чистота важна, все остальное - ерунда.
yva42 28-02-2008-18:26 удалить
Глория_Мунди, из энциклопедии символов - "единорог - мифический зверь, представляющий лунный женский аспект, а также победу мужского начала над женским. Атрибут всей евразийской рыцарской культуры, творчески преклонявшейся перед женским началом мира. ... В "ведах" встречается как символ мужской энергиии. ... Является эмблемой меча или "слова Божия". В западной церкви известен как символ целомудрия. Используется как аллегория Благовещения и воплощения Христа, рожденного Девой Марией. Входил в атрибутику Девы Марии, женщин-святых... Будучи лунным знаком, в геральдике часто уравновешивает солнечную силу льва. "
yva42 28-02-2008-18:54 удалить
Глория_Мунди, оттуда же, лев - символ царственной власти, светоносный символ ... символ божественной власти, покровительства, силы и защиты. В Египте и Сирии лев был воплощением богинь - Тефнут, Хатор, Аллат и т.д. В Индии лев - воплощение Вишну, олицетворение силы и мужества. Львица - женский аспект Вишну - Парвати. Лев - символ Будды, его воплощение. В христиантве лев воплощал идею будущего воскресения, символ многих святых. На раннехристианских погребениях льва изображали также как символ Воскресения. В этом видят связь со средневековыми представлениями, что львы рождаются мертвыми и оживают через три дня от дыхания родителей. Негативный аспект льва - эмблема Антихриста. Победа над князем тьмы интерпретировалась псалмопевцами как победа над львом и драконом. Для Юнга лев - символ скрытых страстей, тогда библейский лев, возлежащий рядом с овцой, - символ человека, трансформировавшего необузданную волю в мужество, силу и любовь. В антропософии лев - "Страж порога", встречающий каждого, желающий постигнуть сверхчувственный мир.
В геральдических системах - лев - благоразумие, твердость, стойкость; знак отваги, храбрости, великодушия, милости."
yva42 28-02-2008-19:02 удалить
Глория_Мунди, изходя из множества возможных трактовок символов льва и единорога (алхимических, геральдических, эмблематических, философских, библейских, эзотерических и т.д.) сложно сделать однозначный вывод про лейтмотив гобеленов (чувства или душа). Однако учитывая время и место (Средневековая Франция, насколько я поняла), то особое значение приобретает библейский или религиозный сюжет, т.е. душа. Второй вариант - рассматривать только эмблемо-геральдическую нагрузку символов с частичной отсылкой на библейские сюжеты.
yva42, если лев в целом символ положительного начала (сила, царственность, великодушие), то почему Дама так упорно демонстрирует свою симпатию только единорогу? Гладит только его, поворачивается в его сторону?
.. сначала я склонялась скорее к версии реалистической (насчет пяти чувств), но если приглядеться, действительно, заметно, как Дама не любит льва..
yva42 28-02-2008-22:46 удалить
Глория_Мунди, а может, единорог к ней тянется (в силу её чистоты и девственности), а она просто принимает и отвечает на его ласку... в то время, как лев просто рядом, потому что символизирует мужчину, власть, силу, но ещё на том этапе, когда он не имеет права на эту женщину в силу определенных обстоятельств...
yva42 28-02-2008-22:47 удалить
Глория_Мунди, на втором гобелене она держится за рог как бы показывая льву - я чиста и невинна, ты не имеешь на меня прав...
yva42 28-02-2008-22:51 удалить
Глория_Мунди, странные гобелены, чем больше на них смотрю, тем больше версий рождается, уже начинаю рассматривать "чувственный вариант" - он как будто прикрыт библейской и геральдической символикой, ну чтобы "инквизиция" ничего не заподозрила. Но что-то таинственное в этих гобеленах определенно есть, какая-то история.
Исходное сообщение yva42
Глория_Мунди, на втором гобелене она держится за рог как бы показывая льву - я чиста и невинна, ты не имеешь на меня прав...

А лев при этом ухмыляется, как бы говоря: "Ладно-ладно, мы и подождать можем.. Куда ты денешься?"))
А насчет замаскированного чувственного смысла, то.. все могло быть наоборот. Средневековые еретики, те же катары, часто свою ересь маскировали под произведения о якобы обычной любви. Писали стихи о Прекрасной Даме, а под Дамой имели в виду своё учение.
Life_Anna 17-01-2012-00:51 удалить
Офигено!!!))) нет слов.. вот приходит же людям в голову такие идеи. все таки этот мир великолепен. а ткачи то какие молодцы, так все четко, ясно и главное красиво :DDD


Комментарии (18): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Дама и единорог. | Глория_Мунди - Дневник Глории | Лента друзей Глория_Мунди / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»