• Авторизация


Ганнибал Лектор: как закалялась сталь 18-02-2007 23:34 к комментариям - к полной версии - понравилось!


О сюжете уже писала http://www.liveinternet.ru/users/1003444/post21730621/
поэтому скажу кратко: «смешались в кучу кони, люди».. Русские бах-бах, мечи японские вжик-вжик, литовцы строят зверские рожи и скалят зубы, французы мешаются под ногами.. Фантазия на тему «Жизнь в послевоенной Европе», к которой – как к любой полу-фантазии не хочется даже придираться.
*** только японка и вся эта восточная атрибутика были явно лишними, так и хотелось Ганнибала Эрастом Петровичем назвать***
Русского зрителя здесь может позабавить только одно: как литовцы-то влетели)) такой позор на глазах всей Европой..
Меня лично перед этим фильмом интересовало два вопроса: первый – справится ли мальчик.
Мальчик выдержал сравнение с Хопкинсом вполне (Парфюмер забыт, все девочки сходят с ума по новому убивцу, он умеет шашкой махать!) Сначала угрюмый и внешне совершенно непривлекательный, он постепеноо начинает шутить, играть с людьми, острить и смотреть так, что про отсутствие всякого внешнего сходства с Хопкинсом забываешь. На некоторые упреки (мол, взгляд у него как у кловуна, а не как у маньяка) вполне можно ответить, что перед нами в принципе подросток, а подростки (даже маньяки) чаще всего ведут себя именно как кловуны. По этому поводу – один супер отзыв: «почти отсутствует изысканность и утонченный вкус Ганнибала. В этом фильме он, как бы сказать, обычное быдло, может быть, конечно, из-за того, что он еще молодой». Кстати, это тема для целого разговора: может ли человек молодой быть изысканным или он принципиально быдло, потому что молодой, а все изыски появляются только с возрастом.. чтоб дурить головы более молодым? ..
А второй вопрос – собственно тема фильма.

.. еще когда 13 лет назад я читала романы Харриса, меня не покидало ощущение, что они написаны на спор (с кем-то или с самим собой - не принципиально). Суть спора: можно ли взять какого-нибудь жуткого преступника, например каннибала, и сделать его симпатичным читателю? Выяснилось, что можно. Сделайте его интеллектуальным, галантным (порвет за честь дамы), остроумным – и на маленькие недостатки человека можно закрыть глаза. И, конечно, нужно противопоставить его какому-нибудь совсем уж уроду, желательно маньяку с нетрадиционной ориентацией. Лучше быть маньяком каннибалом, чем маньяком трансвеститом – однозначнА.
В «Восхождении» избрали другой непобиваемый козырь – трудное детство. Да и убивать мальчик будет одних фашистов. Вопросов у зрителя нет, только на заднем ряду какие-то два упыря возмущались во время удушения первого вражины:«Чё не показывают нормально?» Имелось в виду крупным планом, с подробностями. Но потом стали показывать нормально и упыри успокоились. Когда Г.Л. говорит одному из вражин, ныне отцу семейства: «Даю слово, я тебя отпущу», в зале чуть ли не вздыхают с сожалением. К счастью, тут же передумал и чем-то таким гаду засадил.
Трудное детство оправдывает всё. И вот мне интересно – а все ли? Все ли можно понять и простить и объяснить фразой «а вы знаете, как он рос?!» Или не все?
Вообще, вопрос, а какими вырастали дети войны, раскрыт в кино, в литературе очень слабо. Именно с детьми, с их уязвимой психикой – что с ними делала война? Они стали взрослыми в 60-е – время, которое принято считать каким-то супер веселым, нежным и романтичным.. То есть не оставила война следов? Как-то не верится..
Сколько не вспоминала чего-нибудь на эту тему, вспомнила только один пример. Жуткий (по моему мнению) аффтор: некий Ежи Косински. Сначала я прочитала «Свидание вслепую» про какого-то слабо адекватного мужика. Герой без всякой, как принято говорить, духовной жизни. Прочитала, выкинула.
А потом мне попалась другая книга – «Раскрашенная птица». И вот ее я читала два раза. Немного я читала по-настоящему страшных книжек, это одна из. Война глазами ребенка. Не бои даже – жизнь тыла. Взрослые, напоминающие монстров.. а ребенок смотрит и постепенно становится таким же монстром. Внутри все выжжено. Ничего не остается. Ближе к финалу он со своим детдомовским другом за то, что их оскорбил один мужик, устраивают крушение целого поезда с колхозниками. ..
А в конце выясняется, что этот мальчик и есть тот отмороженный (хотя очень успешный) мужик из первой книжки. Потому и нет никакой духовной жизни.
.. Тяжелое детство дает тебе моральное право на всё? Справедливость и месть всё оправдывают? Вопросы-то в фильме заданы хорошие, а вот ответ получился вялым. Что-то вроде «ну да.. наверно»..
Фильм оставляет на самом-то деле равнодушным.
И в этом самый большой его недостаток: нельзя на тяжелые вопросы давать такие поверхностные ответы



[600x425]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (7):
Lady_Elora 18-02-2007-23:55 удалить
А вообще хорошую отмазку придумали - тяжёлое детство. По мне моральное уродство ничто не оправдывает. Вообще в принципе. Если человек захочет, он и после суровейших испытаний останется человеком.

Мне сразу вспоминается старый советский фильм "Джентльмены удачи". Помнишь, там один из главных отрицательных (?) персонажей случайно на вокзале встретил товарища по детдому с женой. Ессно, распросил о жизни. И, когда услышал, что у парня нормальная жизнь и семья, а не романтика в стиле "украл, выпил, в тюрьму", задемался и загрустил. Мне этот эпизод врезался в память прежде всего из-за этого столкновения людей с одинаковым детством, но разным по силе духом.

Кстати, я подниму (и уже, в принципе, поднимаю) этот вопрос в "Пути чародея". Главгер - полный отморозок в нашем понимании. Детство - не приведите Силы каждому, отрочество и юность ещё хуже. А по ходу развития сюжета оказывается не таким уж и отморозком... В конце вообще выясняется, что у парня такое поведение - своеобразное средство защиты от окружающей действительности. Чтоб не сожрали.
Caestas 19-02-2007-00:03 удалить
Но ты знаешь...На такие тяжелые вопросы , по-моему, нет однозначных ответов! И режиссер не посмел взять на себя ответственность - отвечать... Он оставил это для каждого из нас. Я тоже смотрел этот фильм. И те же фашисты, которым он мстил - не все одинаковы... И вызывают убийства их неодинаковые эмоции! Тот, кто съел его сестру, так сказать, за компанию , потому что не было другого выхода (ну не принято у фашистов выделяться из стаи, тем более в благородную сторону) - например с ребенком (владелец ресторана) не вызывал у меня неприязни и желания обязательно отрубить ему голову...Если бы выжил - я бы не расстроился =)))
Lady_Elora, а если речь идет о том, что человек уже НЕ МОЖЕТ управлять собой? То есть психика разрушена.. Он ответственен за то, что делает, как считаешь?
Caestas, я согласна с тем, что здесь нельзя отвечать однозначно и поверхностно, а режиссер как раз взял и ответил.. и ответ был "да". Тот же случай с владельцем ресторана - ведь за что его Г. убил? За то, что после того, как Г. уже пообещал оставить его в живых, ресторатор этот улучил момент и попытался снова на Г. кинуться.. то есть гад он все равно, фашист, нечего и жалеть таких, мочи их всех, хлопчик!!
.. мне и не понравилось, что режиссер чересчур однозначно ответил..
Caestas 19-02-2007-01:06 удалить
Глория_Мунди, пожалуй...только Г. сам провоцировал его...положил пистолет...и ждал, тупо ждал...зная , что тот не удержится и попытается его грохнуть)))
Caestas, вот именно провоцировал, а тот не выдержал - всё, получи, фашист, гранату! А было б интересно, если б выдержал.. убил бы его Ганя?
.. А с другой стороны ресторатор все равно уже к тому моменту показан как гад конченый: ты браслетик вспомни.. станет нормальный отец одевать на ручку своему ребенку то, что было снято с руки убитой им девочки? Нормальный - не станет..
И так везде.. Толстый мужик нахамил японской тете.. ну по морде дать за это можно, а вот голову рубить - вряд ли.. Ничего, тут же сделали толстого похабника фашистом - рубай смело!
.. Все ситуации очень ОДНОЗНАЧНЫ! Нигде не поставлен ни зритель, ни герой действительно перед серьезным выбором: а можно ли?
И это очень плохо. Создает иллюзию легкости, которой в таких вопросах БЫТЬ НЕ ДОЛЖНО!
Caestas 19-02-2007-19:28 удалить
Глория_Мунди, согласен полностью!!! Я честно говоря не понимаю, чему этот фильм призван научить??? С легкостью и издевкой убить человека, который перешел тебе путь??? Ему все сходит с рук... И мотивы вроде благородны (если можно ТАК сказать про убийство вцелом...)...Но может этого и хотел великий гений режиссера? Чтобы мы решили, что все просто и стали додумывать...Хотя вряд ли...просто решил сделать проще и не заставлять зрителей думать...тем более, что в наше время много неспособных к этому хитрому ремеслу =)))
Lady_Elora 20-02-2007-10:50 удалить
Глория_Мунди, а вот уж если человек НЕ МОЖЕТ управлять собой, это уже его личная беда. Это НЕ отмазка. Это как с правилами дорожного движения. Незнание не освобождает от ответсвенности. В нашем случае НЕСПОСОБНОСТЬ от неё не освобождает.


Комментарии (7): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Ганнибал Лектор: как закалялась сталь | Глория_Мунди - Дневник Глории | Лента друзей Глория_Мунди / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»