• Авторизация


Сергей Минаев "Videoты" 14-10-2010 12:13 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[показать]

 

Долго я проходил мимо нового (а теперь уже и не такого нового) романа Сергея Минаева «Videoты». Прежде всего потому, что прочтение предшествующего произведения «The Телки» оставило впечатление равносильное посещению плохого зоопарка.
 
Но время идет, иногда выпадает дальняя дорога, а в дальней дороге и не такое прочтешь.
 
И вот, стал читать новый роман. И главные герои те же. НО! Отличия есть, и существенные.
 
Videotов можно обсуждать. Из этого сочинения можно делать выводы. Да, споры возможны. Но главное – есть о чем спорить!
 
Есть, не побоюсь этого слова, смысл! И даже не один:)
 
Вообще, первый вывод, который сделал лично я, был таким: очень трудно скрыть образование и богатый опыт, если уж они есть. Как говорилось, десять классов на лбу написаны. И вот теперь, после прочтения Videotов, видно без очков: когда Минаев писал «Телок», ему приходилось опускаться на уровень своих героев, а десять классов они да, все там же, на лбу. И поэтому получился зоопарк. То есть вместо добротной сатиры злобно выплеснутая грязь. Очень хорошо было заметно, что автор, говоря от первого лица, говорящего презирает. НО опять же! Трудно на протяжении пятисот страниц презирать самого себя и поэтому даже в «Телках» прорывалось иногда настоящее лицо автора. Когда в «Месте встречи» Глеб Жеглов сел за рояль, кто-то сказал: «А в этот момент Глеб Жеглов захотел побыть просто Владимиром Высоцким».
 
В Videotах же автору наконец оказалось не нужно скрываться под маской. Герой повзрослел и стал тем, кто близок и понятен самому писателю. И сразу диалоги приобрели небывалую до того естественность и динамику, а благодаря тем самым десяти классам – даже афористичность. Мы снова можем увидеть Минаева времен нетленного «ДухLessа».
 
Второй вывод – это вполне вероятное совпадение моей позиции с мнением автора по поводу мести. Опять же, еще в предыдущем романе эта тема поднималась, но именно в Videotах она, тема эта, раскрылась полностью. Причем Минаев порадовал меня тем, что сумел показать не только разрушительную суть мести, причем бессмысленно-разрушительную, приносящую вред абсолютно всем – и тому, на кого она направлена, и самому мстителю. Минаев помимо этого показал истинные мотивы мстителя и доказал на качественном примере, что они, мотивы эти, мелки и жалки. И людей, обуреваемых жаждой мщения, это желание, а тем более – его исполнение, делает мелкими и жалкими.
 
Третий вывод – это даже не вывод, а демонстрация примера. Раз уж модная литература стала почти единственной нитью, хоть как-то связывающей поколения «читателей» и «Videotов», то пусть в ней, когда клюнет жареный петух, кто-то из молодых найдет практический совет. Не в «Доме-2» же его искать, в самом деле!
Суть в том, что хотя жизненная позиция главного героя Videotов со времен «Телок» сильно не изменилась, она приобрела строгие черты личной идеологии. И сам герой сразу из разгильдяя, устраивающего в личной жизни такую же помойку, как в квартире после дружеского запоя, превратился в уверенного в себе, пусть циничного, злого, уродливого, но принципиального типа. И есть то, за что лично я сказал бы этому типу «спасибо»: он научит тех, кому понравится в качестве любимого персонажа, смело говорить правду своим партнерам. И не бояться ответной реакции. Да, с первых же страниц он получает по фейсу от очередной брошенной подружки, но! Зато все решено! Никаких «сериалов» с выяснениями, отговорками, увертками. Нет времени! Да, в моей постели другая! Бац по морде! И вопрос решен в пять минут, можно приступать к следующему вопросу.
 
В связи с вышесказанным то, в чем я не согласен с автором (но спор – это тоже хорошо, поскольку означает неравнодушие к произведению:), это отсутствие дальнейшего развития темы «правды в лицо». Все-таки и сам герой и его новая девушка оказались людьми, практически неспособными «поглощать» правду. Воспринимать ее спокойно. Ни один из них не показал другому пример в этом (и нам, читателям, тоже). Оба остались дико ревнивыми особами, которые, если представить их в реальной жизни, сохранились бы в качестве пары только чудом, как последние динозавры в далеком заповеднике.
 
Но это, подчеркиваю, мое личное мнение и мой личный опыт. Достоинств произведения он ничуть не умаляет.
 
Ну а детали сюжета, острые социальные вопросы, «мораль поколения» - это все и в пересказе не нуждается.
 

Сами прочитаете:)

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (23):
Danmas 14-10-2010-12:33 удалить
Дочитал ровно до: "Мы снова можем увидеть Минаева времен нетленного «ДухLessа»". Спасибо, не надо! :)))
Dea_Mortis 14-10-2010-13:12 удалить
не знаю что в нем такого нашли, особенно духлесс, простите, это кошмар, а не книги
Excluzive_Life 14-10-2010-13:14 удалить
Ни о чем! опять про то, как вес отсасывают, а Миркин на коне))) Херня! Херня! Херня! (извините за мой французский)
Исходное сообщение Danmas Спасибо, не надо! :)))
Если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно (с) :)) Dea_Mortis, для тех, у кого в жизни такой кошмар, это все-таки книги. Не будем лишать их последней соломинки. Excluzive_Life, Вы негодуете, а значит, Вы неравнодушны. Значит Ваше мнение станет антитезисом, необходимым для рождения синтеза. Значит и тезис, то есть, как Вы выразились, Hernya, был написан не зря :)
Сколько примеров можно привести того,что большинство признает книгу говном, а она при всем при этом считается бестселлером?Или это теперь мода такая - читаю и плююсь, но все равно читаю?
Эмма_Громова, обратите внимание на рейтинг "Дома-2", который только ленивый не требовал закрыть (в подробностях объясняя, за что именно:), и все станет ясно. Что же касается вышеупомянутого романа, то видите, даже не плююсь:) Просто читаю.
Fly_soul 15-10-2010-10:41 удалить
Минаев этот - очередной, дутый издательским бизнесом, мыльный пузырь. Читал немного, но осуждаю.
Danmas 15-10-2010-10:47 удалить
Проблема не в Минаевых и не в Издателях. Проблема в том, что читатели-сволочи. Что им нужно, то и печатают. Были бы читатели высокоинтеллектуальнодуховноразвиты, Миаевы бы писали что-то стоящее. :))) Но других читателей, увы, у нас нет. :) (Нет, в том смысле, что их мнение никого не интересует)
begemotiks 15-10-2010-11:13 удалить
первая часть мне больше понравилась
Fly_soul, Роберт Пенн Уоррен сказал: "Ты должен делать добро из зла, потому что его больше не из чего делать." Так что приходится, как и раньше, впрочем, искать стихи в куче знали бы какого сора. Другой-то кучи нет:( Но, как видите, иногда находятся стихи и добро из зла тоже можно сделать. Только придется потрудиться;) Danmas, не вполне согласен с Вами! Да, большинство читателей кажутся любителямии бульварщины, но если бы им давали приличную литературу и только ее, они бы читали ее. Проблема большинства в другом - в неспособности сделать выбор. Особенно между готовыми решениями и материалом для собственных выводов. А что касается издателей... Вот, допустим, я: сволочь-читатель. Написал в издательство письмо(!) с вопросом: какой минимальный дополнительный тираж нужно заказать, чтобы вы, дорогое издательство, напечатали для меня пару килограмм книги "По ту сторону рассвета" Ольги Чигиринской (под псевдонимом). Нет ответа! А ведь читатель готов платить, собрались люди, согласные и 1000 и 1500 рублей заплатить за один экземпляр! Нет ответа. Вот Вам и реакция издателя на спрос. Так что, думаю, надо другие причины распространения ширпотреба поискать. Зомбируют нас, может быть?;)
Danmas 15-10-2010-11:50 удалить
Мудрый_Ээх, да я и сам с собой не вполне согласен. :))) Думаю, издательству вы ни капли не интересны с вашими жалкими 1500 рублями(даже умноженным на 10 поклонников Ольги Чигиринской), когда речь идёт о миллионах. Тоже, кстати, не совсем правда. Если вы принесёте свои 15000, то они напечатают как миленькие(за копейку удавятся, за десять - маму зарежут), но не в этом суть. Главное, что эти капли в море не делаю погоды. А море жаждет Минаева. И если даже абстрагироваться от денег - раньше, когда вкусы диктовали элиты, было модно читать сложную литературу. Теперь, когда качество элит сравнялось с качеством масс - имеем то что имеем. Но, думаю, всё устаканится. :) Как сказал кто-то, не знаю кто: "Я верю в человеческий материал." И Вы мне как не втюхивайте этого Минаева в своих рекламных постах, я его читать не буду (хватило половины одной книжки). Без обид, если что? :)))
Danmas, без обид:) Только пост мой - не рекламный, я, если заметили, вообще редко пишу здесь. Читаю больше, видимо:) Просто написал о том, что и из бульварной литературы можно извлечь смысл и пользу. А в рекламе Минаев не нуждается, он и так на каждой полке лежит в полном собрании.
Danmas 15-10-2010-12:21 удалить
Мудрый_Ээх, ну да, это в рекламе это не нуждается. Просто ты так хорошо начал пост, я уже засомневался - не стоит ли прочесть. :) Пока не дошел до фразы про Духлесс. :)))
Ответ на комментарий Мудрый_Ээх # Простите, но "просто", только кошки родятся, а вкус не мешало бы развивать!
Fly_soul 15-10-2010-14:56 удалить
Danmas, Понятно, что издатели - это просто посредники между читающей общественностью и людьми, готовыми удовлетворять запросы общественности. И то, что они невысокие - эти запросы - не вина издателей и прочая. Другое дело, что издатели не только отражают, но и формируют эстетические вкусы. Если делать агрессивную, кричащую рекламу про нового гения русской литературы, то пипл будет хавать. И считать Минаева серьезным литератором, разоблачающим зло. Понятно, что издателям нужно лаве и всякие THE Телки для них беспроигрышный вариант, а все-таки. Читающую публику нужно воспитывать, а на всяких Телках и Сорокинах вырастут только дебилы. Мудрый_Ээх, Многие мировые шедевры построены на делании из зла добра. Однако, проза Минаева больше напоминает ковыряние в дерьме с умным видом. И кому-то очень нравиться распространять это дерьмо. Может и зомбируют.
Danmas 15-10-2010-15:02 удалить
Fly_soul, "Читающую публику нужно воспитывать" Это да. Вопрос Как?
Fly_soul 15-10-2010-15:18 удалить
Danmas, Издателям, иногда забывать про лаве, и издавать сильную литературу. Ее мало? Да даже классиков можно "рекламировать" и привлекать к ним внимание молодежи. А то в школах скорее отучивают любить литературу, заставляя ее читать за три дня или за лето, когда хочется отдыхать. По себе знаю, после Гоголя или Набокова читать Минаева - два пальца в рот. Писателям - перестать ориентироваться на толпу. Пусть и в ущерб скандальной известности. Понятно, что все они хотят выжимать денег из своих трудов. Но в наше время есть интернет. Большое поле для распространения альтернативной литературы...
Danmas 15-10-2010-15:30 удалить
Fly_soul, "Издателям, иногда забывать про лаве" - это всё равно что просить сутенера перестать сводить проституток с клиентами, а заняться..., ну, хотя бы - сводничеством. Может кто-то и согласится, однако, в деньгах потеряет - немеряно. :) "Писателям - перестать ориентироваться на толпу." - это всё равно, что проститутке перестать заниматься своим ремеслом и стать приличной женщиной(говорят, все они об этом и мечтают) :) А вот интернет - это да. Жалко, что пока это большая свалка, нет системы отбора стоящих произведений. Моя так думать. :)
Fly_soul 15-10-2010-15:50 удалить
Danmas, Никто и не просит их перестать зарабатывать. Но и проститутки иногда "одумываются". Примеры есть в литературе:)) Я в том году хотел купить Сашу Соколова, одного из самых интересных писателей второй половины прошлого века. Только мягкая обложка. Не могу такую литературу читать в плохом воплощении, и это не снобизм, не каприз. Это поле для издательской деятельности. Увы, наши издатели еще умом на стадии дикого капитализма. У них не книги, а "проекты" и "продукты" в башке. А за инетом будущее. Когда он станет массовым, как ТВ, издатели начнут считаться с реальными вкусами. Пока они смотрят в ТВ и видят там чернуху. И издают чернуху.
А вот смотрите, друзья мои! Вы сами нашли все слагаемые интересного вывода, а сам вывод почему-то не сделали. Почему? Может потому, что в душе вы с ним не согласны?;) Смотрите. Эмма_Громова, Вы предлагаете развивать вкус читателя. Поддерживаю двумя руками! Fly_soul, Вы предлагаете способы формирования этого вкуса: издателям - отбирать и издавать, а писателям - писать серьезную литературу. Никаких возражений! Danmas, Вы обратили внимание, что издание некоммерческой литературы для издателя неестественно. Абсолютно согласен - издательство - это коммерческая организация, ее цель - извлечение прибыли. Но насчет писателя никто, по-моему, не возразил. В смысле, что ему, писателю, нужно быть посерьезнее. Вот, я практически со всеми вами согласился. Почему? Потому что есть синтез наших мнений, общий вывод, общее решение. НО! Вы заметили, что наши требования не затрагивают одну категорию - читателей? Заметили. О читателях мы только сожалеем, они-де "сволочи". И признаем, что нужно развивать их вкус. Сказано: говори с каждым на ЕГО языке. Если мы считаем читателя "сволочью", значит начинать разговор с ним придется на "сволочном" языке. Никуда тут не денешься. И только по мере его превращения из сволочи в человека можно будет вставлять в речь человеческие слова. Чтобы вынуть на свет Божий человека, погрязшего в дерьме, придется ВЛЕЗТЬ в дерьмо, ухватить человека и вылезти на свет. Иного нет. Поэтому бульварная литература необходима. Просто потому, что она понятна. Ее читают. А классику, изуродованную школой, читать не будут. Так что если задача - донести что-то до ума, то сначала только через бульварщину. Другое дело, что бульварщина тоже нуждается в тщательном отборе. И толковании. Вот этим мы и занимаемся.
ФЕРРАРИ 17-10-2010-15:31 удалить
совершенно не понравилось. мутотень.
BlackBerry_dream 22-03-2011-23:52 удалить
застряла на середине и никак не дочитаю. Минаев своеобразный автор, на любителя...


Комментарии (23): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Сергей Минаев "Videoты" | Книжный_БУМ - Для тех, кто любит книги и не может молчать об этом! | Лента друзей Книжный_БУМ / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»