• Авторизация


так и есть 19-04-2010 23:23 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Роман_Торчагин Оригинальное сообщение

Реинкарнация монстра



Мой сын принес из школы книжку со словами, что ее надо прочитать за две недели. «Книга для чтения по истории нашей Родины» называется, год издания - 1991. В ней есть рассказы про великого Степана Разина, «Как жили и боролись рабочие в дореволюционной России» и отдельная глава «Первые декреты советской власти». Картинки - красногвардейцы с винтовками наперевес. Глава «В Петроград приехал Ленин» проиллюстрирована классическим изображением Ильича на броневике в окружении кумачовых полотнищ.

Пришлось, взяв ЭТО двумя пальцами и отложив в угол, проговаривать с ребенком, что он должен ответить учительнице, когда она спросит, почему он книгу не прочел.  Двойные стандарты так двойные стандарты.

Почему второклассникам приличной школы в центре Москвы вдруг раздали эти книги? Потому что близится День победы. Грядут патриотические утренники и уроки о любви к Родине. А другого патриотизма у них для детей нет. За двадцать лет так ничего убедительного и не родилось. Нет книг для детей по истории XX-го века, которые можно было бы использовать в качестве внеклассного чтения. И учителя естественным для себя образом обращаются к привычной надежной копилке патриотических идей и смыслов - коммунистической пропаганде.

В «Книге для чтения по истории нашей Родины», например, есть такой пассаж (на фоне фантастического описания освобожденных оккупированных территорий):

«Удивляются солдаты:

- Вот это да! Не кончалась и вправду, выходит, Советская власть.

- Землю подмяли, а что до власти, так это нет. Не подмяли, не в силах. Нет власти над этой властью! - Двинул рукой, положил на сердце. - Тут она, наша власть».

Каждый год торжества, связанные с 9-м мая, превращаются в реванш всего советского - стиля, риторики, символов. А самое главное - идеологии. На несколько весенних дней вся страна превращается в «Парк советского периода». Отделить победу 1945-го года от ее «канонического» краснознамённого празднования все сложнее и сложнее.

Недалек тот год, когда по телевизору нам покажут последнего ветерана. То, с чего начиналась традиция отмечать День победы (показанная, например, в фильме «Белорусский вокзал»), - встречи однополчан, - окончательно уйдет в прошлое. Празднование 9-го мая всегда было «со слезами на глазах», из всех красных дней советского календаря этот - самый любимый, его отмечали искренне, потому что в его основе было человеческое, а не коммунистическое. Поминали погибших, радовались миру. Поэтому он - единственный из коммунистического годового круга -  уцелел в неприкосновенности. Вместе с красными флажками и большевистскими лозунгами.

Постепенно началась мутация символического значения победы. Из торжества мира над войной, гуманизма над бесчеловечностью, она стала превращаться в индульгенцию советской власти, а то и в искупительную жертву, оправдавшую все, что происходило в стране до, после и во время войны - с октября 1917-го по август 1991-го.

В новой навязываемой нам конструкции российской истории война 1941-го - 45-го годов становится точкой сборки, - событием, вокруг которого центрируется история.  Если доводить эту логику до абсурда, то пора вводить летоисчисление «до ВОВ» и «после ВОВ». По мере ухода ветеранов из публичного пространства, а затем и из жизни, война обрастает все большим количеством идеологем и мифов. И любому, кто пытается противостоять этой мифологизации и поставить трагическое и человеческое впереди героического, сразу навешивается ярлык «коллаборациониста», «космополита» и «предателя родины».

Победа в войне 1941-1945 гг. - краеугольный камень сегодняшнего национального единства. Особенно, когда со спортом, как в этом сезоне, не складывается. А описание войны и победы - и историографическое, и художественное (кино) - признано только одно, советское. Со всеми штампами, клише, полуправдой. И, пожалуй, этот дискурс, в котором мыслят о войне, - главное, что актуализирует и легитимирует советскую систему ценностей сегодня.

В культурном пространстве в последнее время начались некоторые подвижки, попытки переосмыслить, рассказать о войне иным языком. В пример можно привести фильмы «Поп» Владимира Хотиненко, «Одна война» Веры Глаголевой, «Разжалованный» Владимира Тумаева. Выходят, правда, мизерными тиражами, неказенные, неофициальные мемуары фронтовиков, такие как «Воспоминания о войне» Николая Никулина.

Но школьные учителя, как только речь заходит о войне, по-прежнему хватаются за спасительные книжки махровых годов издания. Им ничего в этих книгах не режет слух и глаз, не диссонирует с их картиной мира.

На этом фоне введение в школы «Основ православной культуры» - шанс сформировать крепкий целостный образ истории и культуры России, который школьники усваивали бы на примерах подлинных героев. Хотелось бы надеяться, что комплект пособий по этому предмету пополнится и хрестоматиями для чтения по истории XX века, пригодными для подготовки праздничных уроков.

http://www.taday.ru/text/383706.html

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (19):
А кто у нас в учителях? Достаточно сказать, голосов сообщества педагогов по запрету в школах сексуального обучения мы так и не услышали. Те кто поддержал эту позорную идею должны быть уволены из школы
pike 20-04-2010-16:58 удалить
не испытываю никакой настальгии по советскому периоду, но статья эта мерзопакастная, т.к. ничего кроме как злопыханий в сторону нашей недавней истории ничего не несет. Складывается впечатление, что вся эта шелуха слов лишь прикрывает главный посыл статьи - отказ от патриотического воспитания. Да пусть будет хоть такое патриотическое воспитание, чем вообще никакого.
pike, превознесение бунтовщиков и террористов-это разве патриотическое воспитание?
pike 20-04-2010-18:21 удалить
Роман_Торчагин, вот уже всех до кучи в бандиты и бунтовщики записали ))) И дедов наших победивших фашизм туда же. Браво!!! Автор статьи достигла своей цели, смешала всех с грязью. "На этом фоне введение в школы «Основ православной культуры» - шанс сформировать крепкий целостный образ истории и культуры России, который школьники усваивали бы на примерах подлинных героев". Каково! "подлинных героев"!!! Не навязчиво так, мол, а те воины ВОВ о ком в советских учебниках сказано вовсе и не подленные. Гнусная либера... статья.
pike, среди "дедов наших победивших фашизм" немало было бандитов и сволочей. Что ж теперь? В угоду патриотическому воспитанию рядить их всех в белые одежды, оправдывать и возводить в ранг подвига их преступления, да что их - всей гос. системы? Нафиг-нафиг. Патриотическое воспитание, имхо, должно быть антикоммунистическим. Чем герои ВОВ лучше и достойнее героев Бородина, Балаклавы или Плевны - убейте меня, не пойму. Только тем, что представляют электоральную ценность, вкупе с детьми-внуками-правнуками? Так это уже, пардон, никакое не патриотическое воспитание. Это циничный, брехливый и наглый пиар. С коим не хочется иметь ничего общего.
pike 20-04-2010-20:20 удалить
Вольноопределяющийся, это как раз приведенная статья и есть черный пиар. А с вашей логикой выходит, что и все русские до революции тоже были бандитами, т.к. и среди них тоже были бандиты и сволочи. Сволочей всегда и везде хватало, так и что из этого? Никто и не говорит, что герои ВОВ чем-то лучше героев Бородина и Балаклавы. Зачем передергивать? Причем тут коммунизм, люди воевали за свою Родину, за русскую землю, а вы политику сюда лепите.
Количество бандитов и сволочей на душу населения в СССР было несоизмеримо большим, нежели в России. Потомки этих бандитов и сволочей сегодня как раз и лепят политику. Что и было очень верно отмечено в статье.
pike, бунтовщиками и террористами я называл шайки Степана Разина и большевиков времен революции. Какое отношение они имеют к победе в Великой Отечественной? Зачем их прославлять?
pike 22-04-2010-19:43 удалить
Ответ на комментарий Вольноопределяющийся # без цифр это просто демогогия чем и занята эта статья
pike 22-04-2010-19:45 удалить
Ответ на комментарий Роман_Торчагин # что-то не слышал, чтобы их сейчас превозносили, тем более в связи с годовщиной Победы в ВОВ
pike, об этом написано в статье. Да и вообще происходит обеление коммунизма под прикрытием Дня победы. Безусловно, ветераны заслуживают всяческого почтения. Но не советский строй.
pike 22-04-2010-21:56 удалить
Ответ на комментарий Роман_Торчагин # Роман_Торчагин, в том и дело, что об этом написано в статье. А в жизни я этого не наблюдаю. Вы наблюдаете?
Со Сталиным Вы и так все знаете, про скандал с возможным вывешиванием плакатов. Также есть сведения, что к Дню Победы отреставрируют надпись ЛЕНИН на мавзолее. Подробнее тут- http://www.otechestvo.org.ua/main/20104/1212.htm
pike 23-04-2010-19:12 удалить
Роман_Торчагин, ничего страшного в этом не вижу. Или вы предлагаете вести себя как коммуняки в свое время - удаляли и выскребали из истории все что касалось опальных личностей? История есть история, и надо принимать ее такой какая он а есть, а не делать из этого политическое шоу. А этим как раз пытаются заниматься всякого рода правые силы, чтобы хоть каким-нибудь скандалом привлечь к себе внимание.
pike, историю надо не "выскребать", а оценивать. Этой-то оценки сейчас и нет. Нет идеологии, поэтому господствует эклектический постмодернистский подход к истории, когда одновременно прославляют жертв и их убийц. Названия улиц и памятники должны играть некую воспитательную роль. Если улицы носят имя кого-то-значит этот человек или событие достойны прославления, а не просто так. Может, потому и патриотизма у молодежи нет, что ей предлагается такая "каша" в исторических оценках?
pike 23-04-2010-20:42 удалить
Роман_Торчагин, согласен, оценивать надо историю. Но названия улицам дают не из воспитательных целей. В лучшем случае, чтобы увековечить. А увековечивают не только положительных героев. Хотя что касается советского периода и его руководителей все ооочень не однозначно. Согласен, нет сейчас идеологии и это наша огромная проблема. Но патриотизма нет не только из-за этого, а и от того что целостности нет в восприятии истории. Как хотим так и вертим ею, на каждом витке наровим охаять самих себя же и выкинуть ее вершителей. Меняем названия городов и улиц чуть ли ни каждые 50 лет, уничтожаем памятники. От чего же тут патриотизму быть?
pike, каждому народу надо помнить о темных страницах своей истории. Неужели для этого надо улицы называть именами террористов? В какой стране увековечивают имена порицаемых личностей? Вы верно сказали, что нет целостности в восприятии истории. Но разве это появится, если ради ложного примирения будет даваться шизофреническая оценка истории? Если кто-то захотел бы идти в "северо-южном" направлении, то он остался бы стоять на месте. Вот так и мы будем топтаться на месте, пока не определим, где герои, а где нет. А насчет замены названий улиц каждые 50 лет-так это большевики все сделали. До них никто радикально с прошлым не порывал. Так что единственный выход-отбросить большевизм и вернуться к подлинному историческому наследию.
pike 23-04-2010-21:07 удалить
Роман_Торчагин, увы, но большевизм это тоже подлинное наше наследие :)
pike, да, наследие. Как наследственная болезнь. Но болезнь надо лечить, а не гордиться ею.


Комментарии (19): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник так и есть | Вольноопределяющийся - Записки практикующего белогвардейца | Лента друзей Вольноопределяющийся / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»