Холестерин в яйцах: вредно, полезно или никак?
[400x294]
В адрес журнала «Физкультура и спорт» пришло письмо: «Прошу разрешить наш семейный спор. Я часто на завтрак для мужа и детей готовлю яйца, яичницу или омлет: быстро, вкусно и питательно. Однако моя мама говорит, что это вредно, так как в яйцах много холестерина. Я же читала, что холестерин яиц не опасен…» Полагаем, что и нашим читателям, внимательно следящим за своей физической формой, будет интересно мнение специалиста. О пользе и вреде яиц рассказывает доктор медицинских наук Виктор Конышев.
Действительно, в средствах массовой информации все чаще пишут о том, что совет диетологов об умеренности в потреблении яиц ложен, поскольку холестерин в них не опасен для человека. Скорее всего, рассказы о каком-то «легком» или «хорошем» холестерине яиц, безопасном для едока, породили мнение, что холестерин яиц как бы уравновешен в них фосфатидами (соединениями вроде лецитина).
Эксперты ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) утверждают, что ежедневно можно потреблять без риска для здоровья не более 300 миллиграммов холестерина. По российским данным, яйцо содержит до 300 миллиграммов этого вещества. Многие годы российские диетологи рекомендовали потреблять два яйца за три дня.
Теперь «Рекомендуемые наборы пищевых продуктов», составленные специалистами, предлагают мужчинам трудоспособного возраста съедать 270 яиц в год, женщинам – 250, а пенсионерам – 220 яиц в год. Правда, С.А. Мазуркевич в «Энциклопедии заблуждений» убеждает читателя, что рекомендация российских ученых относительно потребления яиц – это всего лишь заблуждение, и можно потреблять одно-два яйца в день.Американская кардиологическая ассоциация выпустила в 2000 году рекомендации, допускающие ежедневное потребление по одному желтку (именно в нем сосредоточен холестерин) при условии ограничения других источников холестерина.
Однако ряд американских врачей сочли это ограничение излишне строгим. Они отмечают, что потребление одного-двух яиц в день не повышает существенно холестерин в крови, но умалчивают, что даже небольшое повышение холестерина в крови значительно повышает риск болезней сердца.
Японские врачи, напротив, обнаружили, что смертность женщин от ишемической болезни сердца, да и от других болезней была существенно ниже среди потреблявших одно-два яйца в неделю по сравнению с потреблявшими ежедневно по одному яйцу.
И все-таки разрешить спор о допустимом потреблении яиц вряд ли возможно без учета наследственных особенностей конкретного человека. В Великобритании описан случай, когда человек съедал по 25 крутых яиц ежедневно в течение 15 лет, но его кровеносные сосуды не были поражены атеросклерозом.
С другой стороны, В. Похлебкин, исследовавший рацион питания В.И. Ленина, выявил многолетнее обильное потребление им блюд из яиц.
Бывший министр здравоохранения Б.В. Петровский отмечал в книге «Человек. Медицина. Жизнь» (М., 1995) и в газетах, что у Ленина была наследственная предрасположенность к атеросклерозу, вылившаяся в интенсивное развитие этого заболевания. Обильное потребление яиц, о котором писал Похлебкин, явно не шло на пользу здоровью и могло подхлестнуть развитие у Ленина атеросклероза.
Одним словом, люди неодинаково устойчивы к холестерину в пище, и так как мы не знаем устойчивость нашего собственного организма к нему, приходится все же прислушаться к совету осторожных врачей, рекомендующих не злоупотреблять яйцами.
Поскольку, как уже говорилось, холестерин сосредоточен в желтках, многие едоки опасаются именно их. Они используют в пищу только белковую часть яиц. Однако в этом случае люди пополняют свой рацион белками, но теряют с желтком много полезного. Ведь они содержат важные для здоровья вещества, такие, как витамины А, D, В 12, холин. Отказываясь от желтков, люди теряют эту пользу.
В народе сложились некоторые необоснованные представления о пользе яиц, на них стоит остановиться.
|
Как видно из представленной таблицы, в яичном желтке много железа, поэтому яйца нередко рекомендуют как источник данного элемента, однако железо из яиц плохо усваивается. Но об этом не знают даже некоторые диетологи.