• Авторизация


Про орфограммы, не к ночи будь помянуты... 23-01-2017 00:26 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Меня многие родители-дедушки-бабушки спрашивают: "Что же такое орфограммы в слове?"
Ну я отвечаю своими словами: Это как дорожный знак: "Опасный участок дороги".
Это такое место в слове, где МОЖНО сделать ошибку.
А можно и не сделать)))
Ну, например, безударные гласные - такое вот опасное место, потому что без ударения мы их произносим не так, как они пишутся. И поэтому можем сделать ошибку на письме, написать ВАДА вместо правильного ВОДА.
Или сочетания согласных - там тоже мы иногда произносим звуки не так, как пишем. Ну, например, слово ВСЁ мы произносим как ФСЁ. Ну и другие орфограммы.
То есть сначала ребёнок анализирует слово на предмет возможных трудностей при его написании. Анализирует и обращает внимание на правильное написание в сложных местах, где произносится не так, как пишется, а потом пишет правильно.
Ну так он должен делать по гениальной мысли авторов этой методики.
Интересно, а детские психологи, которые занимаются психологией обучения в начальной школе, согласны с этим методом "осознанного письма"???
Я не психолог. И работала в начальной школе только 10 лет. И преподавала не родной язык, а иностранный. Но у меня стойкое ощущение, что у ребёнка совсем по-другому формируется навык письма. Не от логического рассуждения и запоминания, а именно от самого процесса переписывания слова и его частого правильного написания.
Безо всяких терминов "орфограмма", а просто объяснить что безударные гласные можно проверить, найдя слово, где эта гласная ударная. Например: РЕКА - РЕКИ или РЕЧКА. И другие примеры также. А не грузить его теорией, к которой его восприятие совершенно ещё не готово.
А уж как сформулированы задания по нахождению и отлавливанию этих самых зверьков-орфограмм и какие подобраны примеры, то понимаешь, что составители учебников не думали. Ващще. От слова совсем. Потому что я понимаю даже иностранных студентов с их кучей ошибок в речи, а задания в наших учебниках - нет.
И вот этот груз теории уже даже в старой советской школе заставлял нас зубрить, что такое согласование, управление и примыкание. Я специалист и знаю, что это такое, потому что изучала это в университете. А вам это хоть раз в жизни понадобилось или помогло грамотно составлять документы?
А теперь мы "учим" детишек "разбираться", что такое грамматическое значение, писать фонетические транскрипции и находить в слове орфограммы. И вот этот разрыв собственно письма как автоматического навыка и теоретического анализа орфограмм может быть опасен не только безграмотностью школьников, но и их ненавистью к учёбе как бессмысленному для них занятию. Они-то в конце концов их станут находить, это для них как игра - кто больше найдёт орфограмм в слове. Только писать грамотнее они от этого не станут.
В отличие от церковно-приходской школы, где именно учили писать, а не разыскивать враждебные нам орфограммы как советский разведчик Штирлиц.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (32): вперёд»
rhododendron593 23-01-2017-01:28 удалить
Да,Оль.Мы уже как -то обсуждали у тебя учебники и программу и пришли к выводу,что их должны составлять практики ,а не теоретики и кабинетные ученые.Все это противно самой природе развития ребенка .Но у нас все привыкли делать вопреки.
Отрада 23-01-2017-01:33 удалить
Вроде же, так и объясняют проверочные слова подставлять, или я отстала от жизни?
Пипетища 23-01-2017-02:14 удалить
Ответ на комментарий Отрада # Да, так и делают, но сначала заставляют детей найти места ВОЗМОЖНЫХ ошибок
Пипетища 23-01-2017-02:19 удалить
Ответ на комментарий Дыхание_Осени_ # Дыхание_Осени_, моя подруга даже открыла сайт Русский на 5, где разбирала дичайшие ошибки в учебниках.
Пипетища 23-01-2017-02:20 удалить
Ответ на комментарий rhododendron593 # rhododendron593, да, к сожалению
У меня почему-то именно так и получалось в детстве: я не знаю ни одного правила, но пишу довольно грамотно. Другое дело со знаками препинания, по которым у меня нет никакого чутья: ставлю как считаю правильным, но вряд ли правильно на самом деле.
У моей же старшей дочери проблемы с правописанием: делает порой глупые ошибки на те правила, которые они не проходят в настоящий момент... Как объяснить ей правила, чтобы они запомнились? Я уже не знаю... Плюс еще и программа такая, что они много времени не посвящают одной теме, из-за чего не успевает навык автоматизироваться.
Пипетища 23-01-2017-02:31 удалить
Ответ на комментарий Екатерина_Герасимова # У вас абсолютно безошибочно расставлены все знаки препинания))) Значит, навыки правильные. А у дочери они не сформированы именно из-за нехватки времени на их закрепление
udatscha 23-01-2017-02:41 удалить
Пипетища, Всё верно. Методикой преподавания и перегруженностью терминами отбивают всякое желание у детей учиться. Или просто некогда им вникать!
Я считаю, что вообще язык идёт к упрощению. Да, моя теория. Вот всё развивается от простого к сложному, а язык - от сложного к простому. Разговорная речь сбрасывает неудобоваримое. Нет сейчас времени, но это такая интересная тема! А дети - бедные. Вот на кой придумали "категорию состояния"? И что-то ещё там новенького есть, ну не могу я запомнить! А ребёнку? Да если бы им качественно заучить безударные, жи-ши и ча-ща - всё, уже будет на заборах красота! А так складывается впечатление, что, споткнувшись со всей этой высоконаучной белибердой и классификацией, дети в отчаянии из головы выбрасывают решительно всё, даже "как слышится, так и пишется".
Пипетища 23-01-2017-02:45 удалить
Ответ на комментарий udatscha # Полностью согласна! Очень правильно замечено
Только "категория состояния" появилась в школе еще в 70-е, это не новое. Но все равно не нужное.
udatscha 23-01-2017-02:52 удалить
Ответ на комментарий Пипетища # Нужное, но не для грамотности. И мы её не изучали.
У Чуковского очень хороший пример есть о "пальто". Как было оно мужского рода и вообще "палето" сперва. Теперь средний род и кто об этом помнит? Так и с "кофе" случилось, как нам ни печально.
ниссе 23-01-2017-08:30 удалить
Учебники надо тебе писать, Оля. Талант пропадает.
Пипетища 23-01-2017-10:56 удалить
Ответ на комментарий udatscha # udatscha, да она и не нужна, как оказалось. А уж в школе-то тем более. Теперь в наших вузовских учебниках опять пишут не "категория состояния", а наречие, правда, предикативное. Я вообще считаю, что это краткое прилагательное, но не буду грузить. Но это и не нужно для грамотного говорения и письма. А вот чёрный или чёрное кофе - нужно! Было)))
Пипетища 23-01-2017-10:57 удалить
Ответ на комментарий ниссе # ниссе, но это не моя область... Слава Богу!)))))))))))))
О, боже, а что такое согласование, управление и примыкание??? Впервые слышу!)
И вообще, правила я выучила ВСЕ лишь однажды - перед сдачей устного экзамена по русскому языку. Сдала и забыла тут же как страшный сон. Всю жиСТЬ помню только одно: если в вопросе "Ь", то и в глаголе тоже))). И это ВСЕ, честное благородное!))) Пишу грамотно, но, видимо, только потому, что все время читаю-читаю-читаю...) Бывает, что и на сон прерываться обидно).
Ответ на комментарий Екатерина_Герасимова # Когда я обнаружила нечто подобное у своей дочери к 10 классу, я срочно повела ее на "Курсы врожденной грамотности". Это какая-то потрясающая методика, которая буквально за несколько месяцев "сделала из обезьяны человека")))). На одном из занятий я присутствовала сама. Это действительно работает! Причем каким-то удивительным образом!
Пипетища 23-01-2017-13:03 удалить
Ответ на комментарий Потопешка # Потопешка, ну там очень правильная методика. Ребёнок использует полторы-две тысячи слов. В упражнениях-диктантах не больше тысячи. Ошибки он делает в сотне-другой в худшем случае. Их высчитывают и направляют всё внимание ребёнка именно на его личные ошибки, причём без правил, а чисто запомнить. И всё!!!
Пипетища 23-01-2017-13:04 удалить
Ответ на комментарий Потопешка #
Исходное сообщение Потопешка
О, боже, а что такое согласование, управление и примыкание??? Впервые слышу!)
И вообще, правила я выучила ВСЕ лишь однажды - перед сдачей устного экзамена по русскому языку. Сдала и забыла тут же как страшный сон. Всю жиСТЬ помню только одно: если в вопросе "Ь", то и в глаголе тоже))). И это ВСЕ, честное благородное!))) Пишу грамотно, но, видимо, только потому, что все время читаю-читаю-читаю...) Бывает, что и на сон прерываться обидно).
Потопешка, ну вот... Учили-учили в старших классах!
Людочка, и как ты без них жила до сих пор, не понимаю))))))))))))))))))))))))))))))))
Ответ на комментарий Пипетища # Ты знаешь, для меня это всегда была "филькина грамота". Даже зная их какое-то короткое время, никогда не могла применять. Меня все это "хозяйство" вводило в ступор, я застывала соляным столбом, вроде лотовой жены))) и н тпру ни ну))). Перед экзаменом я покрылась липким потом от ужаса, что не смогу, не вспомню, не отвечу...Бррр. Один из жутких детских кошмаров.
Ответ на комментарий Пипетища # Там еще вместо правил какие-то занятные прибаутки для запоминания))). Сейчас подробностей не помню, но при мне было что-то про степь и постель))), убей - не помню в какой связи).
Пипетища 23-01-2017-15:51 удалить
Ответ на комментарий Потопешка #
Исходное сообщение Потопешка
Ты знаешь, для меня это всегда была "филькина грамота". Даже зная их какое-то короткое время, никогда не могла применять. Меня все это "хозяйство" вводило в ступор, я застывала соляным столбом, вроде лотовой жены))) и н тпру ни ну))). Перед экзаменом я покрылась липким потом от ужаса, что не смогу, не вспомню, не отвечу...Бррр. Один из жутких детских кошмаров.
Потопешка,вооот! Потому что это НЕ НУЖНО в школе!!!! И в жизни, если только твоя профессия не лингвист!!!
Пипетища 23-01-2017-15:53 удалить
Ответ на комментарий Потопешка # Потопешка, ну вот всё верно! Детям нужно ЗАПОМНИТЬ, а не знать всю теорию русского языка в рамках университетского курса!
Пипетища, Оль, да как их учат-то сейчас? Это же страх и ужас в одном флаконе! Ну, вот Ася сдала русский на 91 балл - казалось бы, молодец, да? Грамотное дитё, кагбе. И вот вчера это грамотное дитё меня спрашивает: "Мам, а "во вторник" пишется через дефис?" Веришь, я даже зависла на какое-то время. ))
Пипетища 23-01-2017-20:49 удалить
Ответ на комментарий Гражданка_Горыныч # Гражданка_Горыныч, верю.
Потому что, ища в словах орфограммы, научиться писать грамотно - НЕЛЬЗЯ. Если ты учишься вязать, ты не научишься шить. Это разные виды деятельности, разные зоны мозга задействованы.
YuliaM 23-01-2017-23:53 удалить
да, а еще вот есть такая штука, как "врожденная грамотность"... и у меня, и у дочки все время одно и то же: если пишешь не задумываясь, то получается правильно, но как только начинаешь искать правила... особенно это касается пунктуации - пиши пропало) с орфографией проблем нет, единственное, на чем я могу залипнуть - это НЕ слитно или раздельно) правила учила сто раз, но они забываются!
А-р-и-н-а 24-01-2017-00:24 удалить
Пипетища, Оля, ты, как всегда, гениально просто излагаешь сложные мысли. Снимаю шляпу и подписываюсь под каждым словом)))
Пипетища 24-01-2017-00:28 удалить
Ответ на комментарий YuliaM # YuliaM, потому что автоматический навык правильного письма на родном языке ("врождённая грамотность") и знание теории у большинства никак между собой не связаны. Я слышала о таких детях, которые писали, сразу вспоминая правила, но не видела их. Например, у меня нет врождённой грамотности, а правила я знаю гораздо лучше большинства школьников, смею надеяться)))))
Пипетища 24-01-2017-00:30 удалить
Ответ на комментарий А-р-и-н-а # А-р-и-н-а, ))))))))
biba_ 24-01-2017-20:13 удалить
Вот уж точно! Я в детстве очень много читала книг, с 3 лет, как научилась, так всегда у меня была какая-нибудь книга в процессе. И поэтому грамотно писала, не задумываясь о правилах. Я просто знала как пишется слово, потому что часто его видела. И только в 11 классе я начала ускоренно учить все эти орфограммы и правила, потому что ЕГЭ, где нужно знать именно теорию, а не практику
Пипетища 24-01-2017-21:11 удалить
Ответ на комментарий biba_ # biba_, а всю эту теорию не нужно в школе учить - это вузовская задача


Комментарии (32): вперёд» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Про орфограммы, не к ночи будь помянуты... | Пипетища - Вяжем, готовим и рукодельничаем с любовью. Пипетища | Лента друзей Пипетища / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»