• Авторизация


О лжи у Достоевского. 25-12-2008 13:10 к комментариям - к полной версии - понравилось!


У Федора Михайловича есть целая глава в "Дневнике писателя" посвященная русскому вранью. Забавно и главное поучительно. А вывод какой!

Достоевский начинает свое повествование просто предлагая мысль о том, что в России все до единого лгут. Утверждая, что это бич русского человека. Он сам с первых же шагов начинает обличать противников его точки зрения, утверждая, что будет немало таких, которые заголосят: "Это вздор, совсем не все!, Вы это выдумываете".

Но привыкший к различного рода упрекам Федор Михайлович продолжает утверждать, что в России  в различных классах, в особенности среди интеллигенции не бывает не лгущего человека. Лгут все, при чем даже самые честные люди. Специально для контраста он вводит рассуждения о других нациях, утверждая, что в других нациях лгут только исключительно негодяи, при чем с преступными целями. Мы же народ метафизичный и мечтающий, и потому у нас врут все, даже весьма почтенные люди и с самыми благими и наилучшими целями. И приводит множество мотивов, по которым врет наш русский человек.

Первое и основное, русский человек может врать просто из-за гостеприимства. К примеру, ради того, чтобы вызвать чувства эстетического удовольствия в собеседнике. А лгут как изобретательно! Кто-то в разговоре прибавит ...цать раз  количество верст, которые прокатили лошади по окольной дороге, ради увеселения и радостного впечатления в слушателе. Или кто-то будет утверждать, что тройка лошадей обогнала поезд, который двигался с неимоверной скоростью. Многие врут о собственных болезнях. И  как врут, убеждая слушателей в каких то чудодейственных методах лечения.. Или лживо говорят о путешествии заграницу. Видел мол  "своими глазами" нечто такое...

Или как говорил великий писатель: "Но, например, естественные науки! Не толковали ли вы о естественных науках или о банкротствах, ничего не смысля в этих вещах и не зная ровным счетом ничего в естественных науках". Или рассказывали анекдот якобы с вами произошедший, и врали даже не смотря на то, что уже уличенные в своей лжи продолжали лепетать вашу фальшивую повесть. Одним словом, по словам Достоевского, русский человек лгун. При чем лжет сплошь и рядом, совсем неприметно для себя. У некоторых это стало привычкой, которую не возможно приметить абсолютно

Далее Федор Михайлович еще более нагнетает страсти по данной теме. Те люди кто еще недавно уличал его в лжи на честных граждан, вдруг начинают изворачиваться и заявлять, что наше русское вранье сама невинность, пустяшность, все это ради увеселения и не более того.

Далее идет разговор о взаимности вранья. Если вы врали и вас все выслушивали, почему бы не дать поврать слушателю, исключительно ради благодарности."Деликатная взаимность вранья есть почти первое условие русского общества- всех русских собраний, вечеров, клубов, ученых сообществ". Не кажется, что это очень похоже на нас нынешних! В особенности газетчиков и журналюг.

Да еще один момент. Если вдруг среди так называемого общества, кто нибудь отважится уличить вас во вранье, то тот час же будет подвергнуть обструкции, как бессердечный и недалекий человек. Общество будет поносить таких людей, как геморроидальных и бездарных тупиц.

При все видимой невинности русского вранья, как заявляет Ф.М.Достоевский, прослеживаются основные черты русского характера. И вот они каковы.

Первая проблема по Достоевскому, не подходит под большинство нынешнего русского народа. Это было уместно хотя бы в XIX веке, но не в нынешнем . Это истина. Истину практически сейчас не ищут, обывательские мозги далеки от этого. А ранее это по Федору Михайловичу было отличительной нашей чертой русского народа. Правда, истина для русского человека XIX века, была скучна и прозаична. В обществе, где христианство незыблемо в течение многих веков, и в то же время недоступно для большинства ( в сути). Однако предлагается такая истина, как что-то утвердительное. Она становится книжной, схоластичной, поэтому наскучивает многим. Русский человек не способный принять подлинную истину, начинает себе ее фантазировать. Придумывать, врать в поэтичном порыве, сделав ее чем-то необыкновенным и редким в «русском мире».
По словам Достоевского: «Истина лежит перед людьми(христианство) по сто лет на столе и они ее не берут, а гоняются за придуманным, именно потому, что ее-то и считают фантастичным и утопическим».
Второе и это на все времена. Русское вранье связано со стыдом. Мы все в глубине души стыдимся самих себя. Попадая на люди, по словам Ф.М. Достоевского, мы стараемся показаться не теми, кто мы есть на самом деле. Особенно это заметно, если русский человек попал в общество иностранцев. Русский писатель писал: «Спрятать и прибрать свое, данное Богом русскому человеку лицо и явиться другим, как можно более чужим и нерусским лицом. Все это из самого полного внутреннего убеждения, что собственное лицо у каждого русского- непременно ничтожное и комическое до стыда лицо». Легче притвориться кем-то.
Эта психология вырабатывалась сряду несколько веков. Над нами возобладал принцип: ни за что и никогда не быть самим собой, взять другое лицо, а свое навсегда оплевать, всегда стыдиться себя и никогда не походить на себя.
По Достоевскому, русский хочет побыстрее натянуть на себя маску кого-то другого. Например: немца, француза, англичанина, которые не стыдятся собственного лица. Вот откуда у нас это плебейское отношение перед европейскими нациями. Русский готов, отбросив свое исконное, стать французом или англичанином, лишь бы его приняли за того, который нигде и никогда не стыдится своего лица.


 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (20):
я вот не вру никода...фантазирую, приувеличиваю, придумываю.., но не вру!
Сделана_в_СССР, Ну конечно, кто бы сомневался.:)
Сделана_в_СССР, Я только что об этом и говорил. Некоторые уже сроднились с собственными фантазиями.. Я понимаю, что это "правда", при чем безоговорочная...
помню случай был... Идем со знакомым, я что-то рассказываю...потом говорю "ой, нет, вру!" он мне, улыбаясь "ты же говорила, что н еврешь!" Я - "да? врала!" :))))) до сих пор вспоминаем и смеемся... :))))
Сделана_в_СССР, это было так давно! Вы умиляите сударыня.:)))
Пух_и_Пятачки, на что только ради вас не пойдешь... :)
Сделана_в_СССР, Я не тот ради которого жертвуют.:)
Пух_и_Пятачки, вот захочешь сдлать человеку приятное, а он "отвали, дорогая"...больше желания-то и не озникнет... Эх, Игорь, Игорь... Пошла я...
Сделана_в_СССР, Уж простите меня бестолкового:)))
Winter_Wind_Cold 25-12-2008-23:37 удалить
Достоевского - мучили, в первую очередь, его собственные комплексы... Да и русский народ он не любил... Иначе откуда все эти мысли? В его голове... P.S. На "Западе"... Достоевского поминают, даже те, кто в литературе разбирается, "как свинья в апельсинах"... Чаще Александра Сергеевича ... Федор Михайлович - "западник" в чистом виде... Потому и любят.
Winter_Wind_Cold, Достоевского читал много,. не согласен. Набоков- свинья, мог возмущаться. А сам что написал. Лолиту. Великое произведение. Тошнотворные товариши тоже возмущались. Но в случае чаго Достоевский. А он вот на тебе. И ответы на сложные вопросы.
Winter_Wind_Cold 26-12-2008-00:18 удалить
Пух_и_Пятачки, Эк, Вы батенька... о творческих людях... Ни один писатель - не ответил ни на один вопрос, кроме собственно им же и поставленных... Любая книга - ИМХО, в чистом виде. Только растиражированное. Что говорить о литераторах, если даже Библия - не является источником человечности...
Winter_Wind_Cold, Кто вам сказал, что никто не ответил? Остановлюсь на Библии. Учусь в Богословском Университете, интересное мнение по поводу отсутсвия человечности, там где говорится о Богооткровенной истине. Смешно. Не хочу обидеть, но вы по моему не смыслете вообще ничего в этом.
Winter_Wind_Cold 26-12-2008-10:59 удалить
Пух_и_Пятачки, Вам, сударь, нужно научиться - слышать, для понимания того, о чём говорит собеседник... А уж потом - изрекать "выводы"...
Winter_Wind_Cold, Извини если что. Надеюсь это в рамках мужского разговора. В отношении Достоевского я не согласен. Русский народ он понимал. Хотя иногда очень резко высказывался: Русский человек без веры в Бога, дрянь человек. Но ведь справедливо же это. Убери Бога у русского и разложение начнется такое. То что он был болен и очень, и это накладывало определенный взгляд на вещи, я с этим не спорю. Если тебя снимают с плахи в последний момент, не знаю что может произойти в человеке. А поднимал он вопросы. которые нас всех до сих пор касаются. И не свои личные проблемки решал.
Winter_Wind_Cold 26-12-2008-11:37 удалить
Пух_и_Пятачки, Возвращаюсь к Библии... При наличии даже такой Книги, человечество - не стало лучше... ( После Библии, любой литературный труд - вторичен... (даже атеистические перлы)... Писательские труды, в своем большинстве, всего лишь - сочинения на заданную тему... А тема - 10 заповедей... Было написано всего два слова - "Не убий"... А Толстой написал два здоровенных тома "Война и мир"... Что проще для понимания? Достоевский, как и многие другие, понимал народ... Прекрасно. Проблема в другом. Понимает ли писателя сам народ... А, если понимает, то чему, из прочитанного, следует?... Пример проблемы понимания - в комментах выше... И это - даже не парадокс, а повседневный факт...
Winter_Wind_Cold, Человечество вообще катится к концу. Апокалипсис. Помнишь о соли земли. Если соль потеряет силу, чем она будет? Выбросить только. 10 зеповедей - это Ветхий завет, но есть завет Новый. А там: возлюби Бога и возлюби ближнего. По словам Апостола Павла: мы безумны, Христа ради. Потому что возлюбить врага это не входит ни в какие общепринятые рамки. "Благословляйте проклинающих вас и т.д." Толстой: не противление злу насилием. Он вообще не понял Евангелия. Там не о слюнявом примиренчестве. Тем более что "не убий" заповедь шестая, если не ошибаюсь. Впереди четыре об отношении человека и Бога, а потом об отношении человека и человека. Народ думаю понимает. Достоевский самый востребованый писатель, в разрешении сложных вопросов русской жизни,но далеко не Толстой. Кто-то же должен сказать людям о них самих. Но если кто-то не понимает, может быть поймет позже.
Winter_Wind_Cold 27-12-2008-00:39 удалить
Пух_и_Пятачки, Ну и каша... Прости... Не сужу (те более - не осуждаю)... Сдаётся, что ищешь Ты... Сам себя... Ни спорить, ни, тем более словоблудить, на тему прописных истин, желания не имею... И помочь, видимо, не смогу... (((
Winter_Wind_Cold, Ты сказал, что с Библией человечество не стало лучше. Я тебе ответил, согласно Библии, с одной стороны, человечество становится все хуже и хуже. Однако Библия включает в себя и Новый завет. Но как раз Новый завет дает возможность обожится. Одним из святых было сказано: Бог стал человеком, чтобы человек мог стать Богом ( по благодати). А это значит С Новым заветом, человеку далась возможность стать тем кем он не мог даже помыслить со времен грехопадения.То есть лучше. Единственное, что малое стадо тольо понимает и пользуется предоставленной возможностью. Но и Апокалипсис предсказан.Общий конец человечества неизбежен. Вот тоя хотел сказать Ты написал, что писательский труд, это лишь воспроизведение того, что написано в Библии. Я привел пример с Толстым, который претендовал быть религиозным лидером России, и написал не только "Войну и мир", в которой я думаю религиозных тем особо нет. Светский роман и не более того. А вот в Евангелии от Льва Толстого есть. И в ней он не то что не раскрывает евангельских истин, это еретическая трескотня. А вот Достоевский в большинстве своем писал с христианских позиций. Правда для оптинских старцев, его образ старца из "Братьев Карамазовых", кажется смешным и неправдоподобным. Так что и у него были свои проколы. Но все равно он народ понимал, а народ его. Ну об этом я уже говорил выше.


Комментарии (20): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник О лжи у Достоевского. | Пух_и_Пятачки - Дневник Пух_и_Пятачки | Лента друзей Пух_и_Пятачки / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»