• Авторизация


О случайных неслучайностях 05-01-2009 01:12 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Сегодня я первый день пощусь перед Рождеством. Не делая это поводом лишний раз поговорить о себе любимом, тем не менее вынужден был несколько раз объяснять свои отказы этой причиной. Реакция у людей достаточно разная, но, что особо интересно, многие почему-то начинают сочувствовать и успокаивать меня тем, что это очень полезно для физического здоровья. Чтобы как-то объяснить (прежде всего, конечно же, себе) чем пост отличается от, например, вынужденного ограничения в пище (или развлечениях) приведу очень простой факт: только за сегодняшний день меня пригласили на завтрашнюю презентацию журнала "Кама-сутра Любви", написали на стене "Контакта" о том, что садо-мазо - мой стиль жизни, из близлежащих магазинов исчезло все, что я хотел купить (грибы, мюсли и т.п.), зато появилась масса товаров, которых долго не было и которых мне именно нельзя, а окружающий мир обрушил на меня просто лавину прельщающих стимулов. Не думаю, что как-то изменился окружающий мир или меня специально кто-то искушает или что всему приведенному нельзя найти другие объяснения; просто хочу сказать, что лично для меня пост отличается от голодовки тем, что заставляет остановиться и задуматься о тех случайных неслучайностях, которыми наполненна жизнь.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (15):
Astra58 05-01-2009-01:20 удалить
а я верю в случайные неслучайности....ага...)))
Слышали такую фразу: «Никогда не заявляйте на вечеринке, что вам нельзя много пить и сегодня. Смысл жизни всех присутствующих сведется к тому, чтобы напоить вас». Закон подлости еще никто не отменял, и он распространяется, почему-то, и на всю окружающую человека среду. В прошлом году, на сорокадневный пост, я ощутила это на себе в полной мере : )) Сейчас Вы особо чувствительны к происходящему (если даже обратили внимание на спам в контакте, кстати их там уже два :))), а мир будет пробовать на прочность. Вы молодец, это прекрасный способ очищения духа и тела
Ответ на комментарий Елена_Гасанова # Пост тем и отличается от вынужденного голодания (например, во время путешествия) что становиться не только заметна собственная грязь, но и вокруг тебя, словно притянутая магнитом, начинает концентрироваться и липнуть грязь из окружающего мира.
Я написал об этих наблюдениях еще и потому, что для меня они являются неоспоримым доказательством существования бесов в виде активного, деятельного начала. Это как в психотерапии: начинаешь чувствовать, что называется, "на нюх" динамику поля вокруг себя. И когда знакомые (и, что особенно больно - дорогие люди), узнав о посте, начинают достаточно агрессивно склонять меня нарушить его любым путем с помощью самых изощренных оправданий и манипуляций, рассказывать о каких-то батюшках, которые "точно нарушают ", "ездят на джипах" и т.п., не слышать моих доводов о том, что, в общем-то во всем остальном я, даже с их точки зрения, вполне адекватный человек и, следовательно, могу принимать решения, касающиеся собственного образа жизни - кроме всего прочего, это хорошо вырабатывает своеобразную духовную имунную систему на бесовщину, которой у меня раньше не было.
А что касается спама - спасибо, посмотрел, увидел, стирать, как и прежде, не стал: бороться с такой подленькой анонимностью означает придавать ей определенный статус. Пусть, вопреки замыслам виртуальных бесенков, это послужит моим оправданием - раз мажут грязью, значит, остались еще где-то не окончательно заляпанные места:))
PsyXander 06-01-2009-14:54 удалить
Раздумывая о Ваших словах, в голове всплыла мыль, прочитанная у Пелевина в "Generation П". Теперь она не выходит у меня из головы, так что делюсь ею с Вами:
"Подумай - разве Богу сложно на несколько секунд создать из ничего весь этот мир со всей его вечностью и бесконечностью, чтобы испытать одну-единственную стоящую перед ним душу?"
Не говоря уже о том, что в буддизме, вообще-то и Бога, как такового нет - если Вы почитаете религиоведческую литературу, то можете всретить определение буддизма даже как атеистической религии. Данный тезис также близок, насколько я знаю, к исламскому представлению о происхождении мира.
В Библии же содержиться изначально другая посылка - Бог создает Вселенную, Землю, жизнь на Земле и самого человека для радости. А вот все испытания, который выпадают на человеческую долю, определяются как раз тем, насколько человек отклоняется от этого замысла. Только сразу предупреждаю: это не официальная точка зрения православной церкви, а мое личное понимание тех книг, которые прочитал.
PsyXander 06-01-2009-15:32 удалить
Спасибо за поправку, но мне кажется как-то дико дискутировать о тех целях, которые преследовал Бог, создавая нашу Вселенную;)))
Ответ на комментарий PsyXander # Это - Великая тайна, которую конечный ум разгадать не может, но к которой может приблизиться. Такое приближение важно хотя бы потому, что отвечает на главный вопрос человеческой жизни - в чем смысл?
28-01-2009-12:51 удалить
Я тут читала-читала и мне вдруг стало очень интересно у вас спросить. спрошу тут. Как я понимаю, вы - психотерапевт и верующий (если я правильно понимаю). Как вам удается это совмещать? Ну, вопросов много:
1. Не является ли вера своеобразным уходом от реальности? (то, что предлагает религия нельзя пощупать или увидеть своими глазами, ведь так? - можно только интерпретировать)
2. Как у вас соединяются религиозные запреты, в первую очередь, на сексуальность и отношение к этому психотерапии ?
3. Не считаете ли вы, что вера в спасителя (интересно - от чего?) - это переложение ответственности за свои поступки и мысли (грехи) ? - Покаяться, чтобы не переживать ?
Может, вопросы и глупые, но все равно интересно.
Ответ на комментарий # Не совсем понимаю Ваш вопрос - православие (насколько мне известно) всегда уважительно относилось к научной психотерапии, а умные психотерапевты никогда не лезли в духовную жизнь своих клиентов. Мало того, немало психотерапевтических направлений так или иначе является производными от различных духовных традиций (дзен, йога и т.п.), а также включают в себя целый ряд соответствующих психопрактик (визуализация, аскеза, поиск смысла и т.п.).
Теперь по порядку.
1. Для меня вера является не уходом, а приходом к той реальности, которая находиться вокруг нас, но которую, действительно, можно чувствовать сердцем (помните у Маленького принца - "зорко только сердце") . У Б. Гребенщикова помимо известного "Города золотого" об этом есть замечательные строки: "Небесный град Иерусалим/ Горит сквозь холод и лед/ И вот он стоит вокруг нас/ И ждет нас/ Ждет нас". Если же верующий и уходит от реальности, так только от той, которая обделена любовью. Это не такой уж простой выбор. т.к. жить в мире без любви - тоскливее, страшней, но намного проще, чем в мире с любовью. Вот такой вот парадокс. А невидимость объекта - ну, во-первых, психологу это привычно (внутренний мир личности тоже пощупать пальцами нельзя), а, во-вторых, у Вас никогда не было ощущения во время какого-нибудь важного события Вашей жизни что Бог есть? Просто - Бог есть? Это ведь реальное ощущение? Поэтому ощущение любви Господа - вполне для меня реально.
2. Православие, насколько я понимаю, никогда не запрещало сексуальность в частности и телесность человека в целом (на этом как раз настаивают агностики). Есть грех похоти, связанный с необузданной сексуальностью, полностью захватывающей человеческую личность и становящейся ее хозяином (даже на секунду), но это не вопрос внешнего контроля, а стремление сохранения собственных души и тела. Поэтому, как мирянин, я не борюсь с сексуальностью, но и стараюсь не допускать греха похоти и, во время исповеди, анализировать его с целью дальнейшего предотвращения и "нормализации" собственной сексуальности. В этом смысле психотерапия скорее мешает, так как имеет обширный арсенал средств самоутешения и самооправдания, заставляющих еще больше "вязнуть" в грехе. Но это никак не противоречит современной научной психотерапии, в частности, даже такому не всеми богословами приемлемому направлению, как телесноориентированный биоэнергетический анализ Александра Лоуэна, который направлен на снятие мышечных блоков и открытие "сердца" как способности любить.
3. По-поводу веры в спасителя рекомендую вначале прочитать работу прекрасного американского атеистического экзистенциального психотерапевта Ирвина Ялома "Экзистенциальная психотерапия". Там дается очень четкий научный ответ - от чего и долгое время он меня устраивал. А потом я понял, что он справедлив лишь отчасти. Но, если позволите, об этом поговорим в том случае, если Вы воспользуетесь рекомендацией и почитаете его. Теперь что касается покаяния. Исходя из моего опыта, православной литературы и рекомендаций батюшки, покаяние - не единоразовый акт. а процесс. постоянно происходящий в душе христианина. Поэтому покаяться, чтобы не переживать больше - невозможно. Наверняка у Вас детстве были ситуации, когда Вы сознались, родители Вас искренне простили, а вспомните сейчас - и аж в дрожь бросает и острое чувство стыда? Покаяние - это признание своей греховности перед Богом. Поэтому невозможно в покаянии и переложить ответственность за свои грехи на кого-либо. Наоборот, покаянное правило предписывает строго избегать подобных "уловок ума" во время исповеди.
В заключение скажу, что вопросы совершенно неглупые - в свое время я также задавал их и себе и очень долго шел к ответу. Только я хочу Вас попросить воспринимать мои слова как выражение частного мнения обыкновенного мирянина. Поэтому для полного и компетентного ответа лучше всего обратиться с ними к батюшке.
29-01-2009-12:49 удалить
Большое спасибо за ответ! Чуть-чуть полегчало:). Забавно то, что я как раз начала читать Ялома - только "Дар психотерапии" - отложу и почитаю то, что вы порекомендовали. Подсказки не приходят просто так:)
А я вот еще о чем подумала: мне кажется, что Бог - это по сути глобальный такой психотерапевт. Ведь ему можно во всем признаться (даже в том, в чем не можешь себе) - и он не помотрит строго и не будет критиковать. И осуждающего взгляда не увидишь. Выходит, что это сущность, которая тебя принимает безусловно, таким какой ты есть. И если мы сами не можем принять себя - то это выход.
В проповеди, процитированной Вами, сказано, что это дверь. Дверь к свободе. А свобода = ответственность? Даже страшно подумать КАКАЯ это ответственность.
Прочитаю книгу и вернусь к вам.
Ответ на комментарий # Буду рад услышать Ваше мнение об "Экзистенциальной психотерапии".
Вы знаете, человеку сложно представлять Бога. Думаю, что Бог намного больше, чем самый глобальный психотерапевт, но, однозначно, он - идеальный психотерапевт (интересно, что в некоторых дореволюционных российских книгах психотерапию переводили как "попечение о душе").
Ответственность - огромная, но ведь она наполняет жизнь не только бременем, но и радостью творчества.
Возвращайтесь, буду очень рад общению:))
02-02-2009-14:33 удалить
24 часа full-контакта без перерыва с экзистенциальным Яломом завершились уборкой квартиры в 4 утра под песню «Не смотри, не смотри ты по сторонам, оставайся такой как есть, оставайся сама собой». В мозг ворвалась мысль: а вдруг сейчас умру, а у меня квартира не убрана. Неудобно как-то. Вдруг война, а мы устали?

В общем, шутки – шутками, а Ялом – Чувак! Это было понятно с первых строк. Не могу сказать, что там было что-то принципиально новое (и он об этом честно предупредил в начале), но казалось местами, что это я писала книгу (смущенно-скромный смайлик), местами – что знала это всегда и как могла забыть?!. И отдельная ему благодарность за то, что большую часть он посвятил этой леденящей душу теме. Все остальное – изоляция, одиночество, свобода, смысл и бессмысленность – как-то более-менее прочувствовано, а вот смерть.. И я с ним соглашусь в том, что многое сводится именно в этот узел. И с таким пониманием он раскрыл всю глубину человеческого страдания. Меня потрясла книга.

30 декабря 2008г. Мне позвонили знакомые и сообщили, что у их шестилетнего ребенка рецидив саркомы и по голосу было понятно, что прогнозы неутешительные. Я поехала в больницу. По дороге хотела купить ребенку игрушку и не получилось. И слава богу, потому что игрушка – это детская вещь, а в больнице оказался неребенок. Илья сидел в позе лотоса на кровати. Я села рядом и спросила : «Можно тебя взять за руку?». Он разрешил. «Не хочешь поболтать?». Он сказал «нет». Через 5 минут он сказал, что хочет остаться только с родителями. Я встала, сказала «пока», сказала, что если он захочет меня увидеть, пусть скажет – я приеду. Он улыбнулся своей недетской улыбкой и сказал «хорошо». Я ушла. 2 января 2009 года его не стало. А у меня до сих перед глазами образ шестилетнего неребенка со взгядом взрослой души. И было странное чувство, что это был взгляд души, принявшей решение. Там не было беспомощности. Там не было слабости. Там было нечеловеческое мужество. Этот взгляд перевернул мою картину мира.

Я на своей странице выложила сочинение, написанное год назад (задание по возрастной психологии). Будет интересно ваше мнение. Тогда об экзистенциальной психотерапии я еще не особо знала.

Вы знаете, я с Яломом абсолютно во всем согласна по поводу спасителя. Другой вопрос – смогу ли я принять полную ответственность, тотальное одиночество (ту самую свободу). Хватит ли мужества на это. Посмотрим. С другой стороны – при этой свободе тебе не нужны никакие теории – просто прислушиваешься к сердцу – а оно никогда не подводит, если его слышать. А вы как думаете?
Поэтому смотреть по сторонам не стоит, но и оставаться такой, как есть (в духовном смысле) тоже не следует.
Очень рад. что понравилась рекомендованная книга. В свое время она произвела аналогичное впечатление (правда, по нескольким другим моментам). Теперь самое время сделать перерыв (во время которого прочитать что-нибудь из Чака Паланика), а потом прочитать знаменитый роман "Когда Ницше плакал":))
История очень тронула. Именно поэтому больше писать о ней ничего не стану. П(р)очувствовал сердцем.
Сочинение обязательно прочитаю и напишу возникшие мысли.
А по поводу спасителя - частично соглашаясь с Яломом, я тем не менее не могу свести Христа к этому психологическому механизму. Мало того, не уверен, что предлагаемая им абсолютная ответственность является полностью положительной. Давайте попробуем это представить, например, так: лучше изначально смириться и научиться жить сиротой, чем поверить в существование родителей и уж тем более, принять их помощь и привязаться к ним. Потому что "если у Вас нету тети - то Вам ее не потерять" и нет многих других проблем. Сирота наверняка более подготовлен к существованию в дарвиновском мире, чем "любимец семьи", но это не означает, что сиротство - лучше, чем полноценная семья. Жить в семье зачастую требует не меньше мужества, чем быть "одиноким волком".
И мне не совсем понятно, зачем при одиночестве прислушиваться к сердцу? Ведь сердце - орган любви и если нет любви к другому человеку (если брать шире - к людям в целом), скорее всего оно породит только любовь к себе. А любовь к себе способна породить только цепочку последующих грехов и оправдывающих их теорий.
03-02-2009-14:15 удалить
Ответ на комментарий Максим_Жидко # Честно говоря, я имела в виду внутреннее одиночество (экзистенциальное). Думаю, оно Вам тоже знакомо. Я ничего не имею против семьи. С чего вы взяли? Сердце - действительно орган любви. Имено это я и имела в виду. А любви к другим нет без любви к себе. Мое мнение, что по-настоящему любить человека (в том Фроммовском понимании) можно только пережив осознание экзистенциального одиночества. Та самая пропасть в понимании даже при любви и приятии. Это я имела в виду. Ты можешь быть окружен людьми, ты можешь их любить и при этом оставаться один.
03-02-2009-18:45 удалить
Ответ на комментарий # А по поводу семьи в сочинении ... Задание было по возрастной психологии. Я попыталась войти в роль старого человека и посмотреть на мир его глазами. Ведь есть же одинокие старики. И их много. И это может с каждым случиться. Мне как будто захотелось их успокоить и сказать, что их жизнь ценна сама по себе. Я просто посочувствовала так.


Комментарии (15): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник О случайных неслучайностях | Максим_Жидко - Дневник Максима_Жидко | Лента друзей Максим_Жидко / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»